Открытый урок по русскому языку «ь знак после шипящих у существительных единственного числа» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 14 January 2017

Открытый урок по русскому языку.

Тема: Закрепление темы «ь знак после шипящих

у существительных единственного числа».

Цель:

- закрепление изученного правила;

- воспитание любви к русскому языку и природе;

- развитие речи у детей.

Задачи :

- выявить уровень знаний детей на изученную тему;

- установить взаимосвязь между предметами;

- обогатить словарный запас слов у детей.

Оборудование:

- репродукция А. Саврасова «Грачи прилетели»(учебник рус.яз.3кл.);

- карточки;

- картинки птиц, животных, растений;

- игра «Догадайся, где он нужен».

Типа урока:

-– уроки обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Вида урока:

-урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений;

- дидактическая игра.

Метод обучения:

- метод программированных заданий.

Структура урока:

- актуализация прежних знаний.

Ход урока.

Сообщение темы урока:

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

Язык- и стар, и вечно нов !

В огромном море – море слов.

Купаться ежечасно. 1

- Вот и сегодня на уроке мы встретимся с большим количеством слов , в которых будет встречаться правило « ь знак после шипящих у существительных единственного числа». А урок наш будет называться « Знаток русского языка».

Мы должны пройти несколько уровней заданий , для того чтобы дойти до вершины пьедестала ,которая поможет нам выявить самого «сведомого ученика в русском языке».

(За каждый правильный ответ ученик получает 1 жетон. В конце урока мы посчитаем все жетоны).

 

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

чк-чн жи-ши

ча-ща

оро-оло

чу-щу

 

 

-Начнём урок:

2.Минутка чистописания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Назовите буквы, которые встречались в чистописании.

-Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.

-Какие это звуки?

-На какие 2 группы можно разделить эти звуки?

[ ч, щ ]- всегда мягкие

[ ж , ш ]- всегда твёрдые

-Какие правила с этими буквами вы знаете?

-Повторите последнее изученное правило с этими буквами. 2

-Для всех ли частей речи действует это правило?

3.Зрительный диктант:

-На доске нарисован кроссворд.

-Мы должны будем его заполнить. Но не забывайте , все слова будут на последнее изученное правило.

- Какое правило мы выучили на прошлых уроках?

- Когда у сущ. ед. числа после шипящих пишется ь знак?

-Как определить род существительного?

 

……………………..…4………..

2 н

г 3 о

4с к р и п а ч

а л ь

5 м я ч а

щ

 

 

Кроссворд:

По горизонтали:

1)Как называют человека, который играет на скрипке? скрипач

5)Мой весёлый звонкий ……мяч

По вертикали:

2)Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться? грач

3)Непромокаемое пальто. плащ

4)По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо- зёрна.(Как называется это время суток?) ночь

-Назовите все слова, которые получились в кроссворде.

-На какое правило все эти слова?

-Когда пишется ь знак, а когда нет?

-Какое слово было лишнее? Почему?

-Запишите эти слова по памяти.

4.Повторение: 3

-Что вы знаете о птице , которая встречалась в кроссворде?(Показ картинки грача.)

Грач - птица семейства вороновых, с чёрным переливающимся

оперением. Первая перелётная птица.

 

-Запишите предложения , в которых будет встречаться слово «грач»:

Грач – птица весенняя !

Грач- 1 слог

г-[г]-

р-[р]-

а-[а]-

ч-[ч,]-

4б.,4зв.

Увидел грача – весну встречай!

Грача – прил.

1)Н.ф.- грач

2)Пост.- м.р., нариц., неодуш.,

Непост.- в ед.ч., в В.п.

3)(Кого?) грача.

-Объясните почему так говорят?

- Недавно на уроке мы работали с картиной, где встречались грачи. Кто сможет вспомнить о какой картине идет речь? Кто её написал? Какое время года там изображено? По каким признакам вы догадались?

5.Физ.минутка:

«Жили у бабуси…»

6.Закрепление:

- А теперь давайте поиграем.

- Игра называется «Догадайся, где он нужен»

-Эта игра поможет узнать, кто у нас самый внимательный и кто же лучше всех усвоил правило о «ь знаке после шипящих у сущ. в ед. числе».

Ведущий: «У меня 2 карточки( с ь, без него)

Вам необходимо правильно распределить отгадки по карточкам»

4

…………

м.р.

…………

Ь

ж.р.

-Все дети записывают в тетрадь слова в 2 столбика, предварительно отступив строчку.

Вопросы:

1)Птица, быстро летает, похожа на ласточку.(стриж)

2)Какое слово спряталось в ребусе?(чиж)

 

…………..

…………..

…………..

.

3)Палочка волшебная

Есть у меня , друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход!(карандаш)

-А откуда появилось название карандаш?

-В переводе с тюрского языка : кара – чёрный, даш - камень .

Раньше писали углём или камнями, которые оставляли чёрные следы. Лишь позже их одели в деревянные рубашечки.

-Так же появилось название Саракташ.(Сара –белый, таш – камень).

4)Что может быть на кухне?(Не забывайте, в конце слова шипящий звук).(нож, калач, борщ).

5)Что колосится осенью в поле?(рожь).

6)Краска(гуашь).

7)Кто может быть на кухне?(мышь)

8)Зимой дрова ест, а летом спит.(печь)

-Какой ещё частью речи может быть слово «печь»? 5

-Как называют слова одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению?(омонимы)

9)Антоним слова «правда»(ложь)

-Что такое ложь?

- Какое это качество?

Ложь – неправда, искажение истины.

10)А теперь заглянем в воду. И кого же мы увидим?(лещ, морж, ёрш)

11)А в лесу шуршит….(ёж)

-Ёж живёт на земле 50 млн. лет. Название ему дали из-за колючек.

!Когда же в конце существительного в единственном числе после шипящего пишется ь знак?

-Как определить род у существительного?

6. Самостоятельная работа:

Верный т..варищ(?) всегда придёт на пом...щ(?).

Доч(?) п..д..рила маме ландыш(?).

7.Итог:

-С каким правилом мы работали на уроке?

-Когда пишется мягкий знак после шипящего у существительных единственного числа ?А когда нет?

-Как определить род существительного?

-Вот мы прошли все уровни нашего урока. Давайте подведём итог .У кого какое количество жетонов?

Награждение медалью «Знаток русского языка»

-Ещё за работу получат призы те ребята, которые на отлично справились с самостоятельной работой После проверки тетрадей мы выявим таких ребят.

-С какой же тайной русского языка мы познакомились на прошлых уроках и закрепляли сегодня?

Конечно тайны языка

Не все открыли мы пока.

Но мы стараться будем,

Чтоб грамотно писать,

Ошибок чтоб не делать,

Пятёрки получать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации