12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кулакова Людмила Сергеевна16

Открытый урок по русскому языку.

Тема: Закрепление темы «ь знак после шипящих

у существительных единственного числа».

Цель:

- закрепление изученного правила;

- воспитание любви к русскому языку и природе;

- развитие речи у детей.

Задачи :

- выявить уровень знаний детей на изученную тему;

- установить взаимосвязь между предметами;

- обогатить словарный запас слов у детей.

Оборудование:

- репродукция А. Саврасова «Грачи прилетели»(учебник рус.яз.3кл.);

- карточки;

- картинки птиц, животных, растений;

- игра «Догадайся, где он нужен».

Типа урока:

-– уроки обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Вида урока:

-урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений;

- дидактическая игра.

Метод обучения:

- метод программированных заданий.

Структура урока:

- актуализация прежних знаний.

Ход урока.

Сообщение темы урока:

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

Язык- и стар, и вечно нов !

В огромном море – море слов.

Купаться ежечасно. 1

- Вот и сегодня на уроке мы встретимся с большим количеством слов , в которых будет встречаться правило « ь знак после шипящих у существительных единственного числа». А урок наш будет называться « Знаток русского языка».

Мы должны пройти несколько уровней заданий , для того чтобы дойти до вершины пьедестала ,которая поможет нам выявить самого «сведомого ученика в русском языке».

(За каждый правильный ответ ученик получает 1 жетон. В конце урока мы посчитаем все жетоны).

 

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

чк-чн жи-ши

ча-ща

оро-оло

чу-щу

 

 

-Начнём урок:

2.Минутка чистописания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Назовите буквы, которые встречались в чистописании.

-Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.

-Какие это звуки?

-На какие 2 группы можно разделить эти звуки?

[ ч, щ ]- всегда мягкие

[ ж , ш ]- всегда твёрдые

-Какие правила с этими буквами вы знаете?

-Повторите последнее изученное правило с этими буквами. 2

-Для всех ли частей речи действует это правило?

3.Зрительный диктант:

-На доске нарисован кроссворд.

-Мы должны будем его заполнить. Но не забывайте , все слова будут на последнее изученное правило.

- Какое правило мы выучили на прошлых уроках?

- Когда у сущ. ед. числа после шипящих пишется ь знак?

-Как определить род существительного?

 

……………………..…4………..

2 н

г 3 о

4с к р и п а ч

а л ь

5 м я ч а

щ

 

 

Кроссворд:

По горизонтали:

1)Как называют человека, который играет на скрипке? скрипач

5)Мой весёлый звонкий ……мяч

По вертикали:

2)Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться? грач

3)Непромокаемое пальто. плащ

4)По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо- зёрна.(Как называется это время суток?) ночь

-Назовите все слова, которые получились в кроссворде.

-На какое правило все эти слова?

-Когда пишется ь знак, а когда нет?

-Какое слово было лишнее? Почему?

-Запишите эти слова по памяти.

4.Повторение: 3

-Что вы знаете о птице , которая встречалась в кроссворде?(Показ картинки грача.)

Грач - птица семейства вороновых, с чёрным переливающимся

оперением. Первая перелётная птица.

 

-Запишите предложения , в которых будет встречаться слово «грач»:

Грач – птица весенняя !

Грач- 1 слог

г-[г]-

р-[р]-

а-[а]-

ч-[ч,]-

4б.,4зв.

Увидел грача – весну встречай!

Грача – прил.

1)Н.ф.- грач

2)Пост.- м.р., нариц., неодуш.,

Непост.- в ед.ч., в В.п.

3)(Кого?) грача.

-Объясните почему так говорят?

- Недавно на уроке мы работали с картиной, где встречались грачи. Кто сможет вспомнить о какой картине идет речь? Кто её написал? Какое время года там изображено? По каким признакам вы догадались?

5.Физ.минутка:

«Жили у бабуси…»

6.Закрепление:

- А теперь давайте поиграем.

- Игра называется «Догадайся, где он нужен»

-Эта игра поможет узнать, кто у нас самый внимательный и кто же лучше всех усвоил правило о «ь знаке после шипящих у сущ. в ед. числе».

Ведущий: «У меня 2 карточки( с ь, без него)

Вам необходимо правильно распределить отгадки по карточкам»

4

…………

м.р.

…………

Ь

ж.р.

-Все дети записывают в тетрадь слова в 2 столбика, предварительно отступив строчку.

Вопросы:

1)Птица, быстро летает, похожа на ласточку.(стриж)

2)Какое слово спряталось в ребусе?(чиж)

 

…………..

…………..

…………..

.

3)Палочка волшебная

Есть у меня , друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход!(карандаш)

-А откуда появилось название карандаш?

-В переводе с тюрского языка : кара – чёрный, даш - камень .

Раньше писали углём или камнями, которые оставляли чёрные следы. Лишь позже их одели в деревянные рубашечки.

-Так же появилось название Саракташ.(Сара –белый, таш – камень).

4)Что может быть на кухне?(Не забывайте, в конце слова шипящий звук).(нож, калач, борщ).

5)Что колосится осенью в поле?(рожь).

6)Краска(гуашь).

7)Кто может быть на кухне?(мышь)

8)Зимой дрова ест, а летом спит.(печь)

-Какой ещё частью речи может быть слово «печь»? 5

-Как называют слова одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению?(омонимы)

9)Антоним слова «правда»(ложь)

-Что такое ложь?

- Какое это качество?

Ложь – неправда, искажение истины.

10)А теперь заглянем в воду. И кого же мы увидим?(лещ, морж, ёрш)

11)А в лесу шуршит….(ёж)

-Ёж живёт на земле 50 млн. лет. Название ему дали из-за колючек.

!Когда же в конце существительного в единственном числе после шипящего пишется ь знак?

-Как определить род у существительного?

6. Самостоятельная работа:

Верный т..варищ(?) всегда придёт на пом...щ(?).

Доч(?) п..д..рила маме ландыш(?).

7.Итог:

-С каким правилом мы работали на уроке?

-Когда пишется мягкий знак после шипящего у существительных единственного числа ?А когда нет?

-Как определить род существительного?

-Вот мы прошли все уровни нашего урока. Давайте подведём итог .У кого какое количество жетонов?

Награждение медалью «Знаток русского языка»

-Ещё за работу получат призы те ребята, которые на отлично справились с самостоятельной работой После проверки тетрадей мы выявим таких ребят.

-С какой же тайной русского языка мы познакомились на прошлых уроках и закрепляли сегодня?

Конечно тайны языка

Не все открыли мы пока.

Но мы стараться будем,

Чтоб грамотно писать,

Ошибок чтоб не делать,

Пятёрки получать.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.