Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

6
0
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

ФКОУ СОШ г. Чехов – 2 МО


 

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе

по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»


Учитель: Друзенко И.А.

03 февраля 2014 г.

 

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Тип: Закрепление изученного материала

Задачи:

Образовательные:

создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся отработают навык правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре, в группе; развивать память.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые результаты

Предметные:

- объяснять написание мягкого знака(ь) после шипящих;

- различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце;

-записывать имена существительные с шипящим на конце

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- планировать действия для решения поставленной задачи;

- сотрудничать в соответствии с принятой ролью;

-делить слова на группы по общему признаку;

- осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа над многозначностью слова, его лексическим значением»

Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Настройтесь на урок.

Верный товарищ всегда придёт на помощь.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи

Личностные результаты: самоопределение к деятельности

2.Актуализация познавательной деятельности

- Запишите сегодняшнюю дату.

Мы начинаем урок с минутки чистописания.

1.Минутка чистописания

Вспомните, какие буквы в русском языке обозначают шипящие звуки.

Запишите строчку, чередуя шипящие.

2. Словарная работа

Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока?

Замените выражение одним словом-существительным с шипящим на конце, запишите, выделите эту орфограмму, укажите род:

-Человек, лечащий больных (врач);

-Сила, могущество (мощь);

-Молодые люди (молодёжь).

-Растение на болоте (камыш)

Что общего у этих слов? Чем отличается правописании этих слов?

Какие существительные пишутся с мягким знаком после шипящих на конце?

На что указывает ь?

Какие существительные пишутся без мягкого знака после шипящих на конце слова?

Подчеркните другие орфограммы в словах.

Какие орфограммы подчеркнули?

- Прочитайте слова на доске:

Бага..,скрипа..,ти..,ланды..,бор..,

ве..,полно..,ло...

- Какие буквы пропущены во всех словах? На конце каких существительных после шипящих следует ставить ь? А какие пишутся без ь?

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Запишите их в 2 столбика. В 1-сущ. ж.р., во 2- м.р.

Проверяем.

Записывают дату, пишут, чередуя буквы ж-жь, ш-шь, ч-чь, щ-щь, обращая внимание на соединения букв.

Записывают слова, выделяют орфограммы, вспоминают, когда после шипящих пишется ь, а когда не пишется. Формулируют тему урока, ставят цель.

Анализируют

Записывают,1 уч. у доски

Предметные результаты:

понимать задание, как его надо выполнить.

Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания.

3.Мотивация необходимых знаний

- Организует наблюдение за правописанием слов с шипящими на конце в упр.57 учебника.

-В каких словах пропущен ь?

- Какие существительные относятся к одушевлённым? А какие к неодушевленным?

- Прочтите последнее задание.

- Так что нужно знать, чтобы правильно написать существительные с шипящим на конце?

Сам работа

1 в. записывает одушевлённые имена существительные, 2 в-неодушевлённые

- Читают и выполняют задание.

- Высказывают свои предположения.

-Замечают, когда пишется ь.

- Делают вывод, в каких случаях пишется ь.

- Соотносят свой вывод с правилом.

(работают в парах - рассказывают друг другу правило)

- Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания

Познавательные:

понять, когда следует писать ь после шипящих; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака

Коммуникативные:

уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

запомнить, когда следует писать мягкий знак на конце существительных после шипящих;

уметь работать по алгоритму

4. Динамическая пауза

Коррегирующая гимнастика для глаз

«Моргание» (при всех нарушениях зрения).

Рисование кругов глазами» (снимает напряжение глаз)

Для чего нам нужно выполнять эти упражнения?

5. Организация познавательной деятельности

-Ах, это существительное!

И правда удивительное!

То не любит мягкий знак,

То вдруг без него никак!

- Почему следует проверять правописание ь на конце существительных после шипящих?

- А сейчас я буду загадывать загадки.

Вы – записывать отгадки.

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж)

Умный Ивашка - деревянная рубашка.

Где пройдёт, коснётся – там след остаётся. (Карандаш)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышь)

-О какой мыши идёт речь?

-Какое ещё значение слова мышь вы знаете?

Пролежит он без вниманья -

Целый день в твоём кармане,

Без него домой придёшь -

В дом никак не попадёшь. (Ключ)

О каком ключе говорится в отгадке?

Какие ещё значения этого слова знаете?

Драчун и забияка, не знает страха.

Живёт в воде, кости на спине. (Ёрш)

Какое значение имеет слово ёрш в этой загадке?

А знаете ли вы другие значения этого слова?

А как называются слова в русском языке, имеющие одинаковое написание, но разное значение?

 

Применяют полученные знания на практике. Записывают отгадки-существительные с шипящими на конце. Обосновывают свою точку зрения.


 


 


 

Метапредметные результаты:

самоопределяются в УД

Личностные результаты:

осознают смысл изучения правописания ь знака на конце существительных после шипящих и успешного их использования в словах

6. Динамическая пауза (под музыку)

7. Рефлексия деятельности

Какое сейчас время года?

На улице - сугробы из снега, а мы сейчас на уроке русского языка сделаем свои сугробы – из слов!

Один сугроб вы сделаете из существительных м.р., а другой ж.р.

Разделитесь на 4 группы. (У каждой-слова-снежинки) Вспомним, как работать в группах?


 


 


 


 


 

- Сегодня я узнал …

- Мне еще нужно отработать…

- Для меня самым трудным было…

- Сегодня на уроке мне было…

- Для меня самым интересным было…

- С каким настроением окончили урок? Покажите смайлик..


 


 


 


 

В группах анализируют, определяют какого рода сущ.-делят на 2 «сугроба» 1 ученик от группы выходит к доске и размешает слова.

Регулятивные:

оценивать результат выполнения своей работы;

сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Личностные результаты:

осознать смысл изучения правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; понимать значимость правильного написания

8. Домашнее задание

С.31прав.,упр 60.

 
 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации