Урок русского языка в 8 классе «Существительные единственного числа с шипящей на конце»
Пояснительная записка к презентации
8 класс УРОК № 28
Тема урока: Существительные единственного числа с шипящей на конце.
Тип урока: комбинированный
Цели урока: - формирование умений и навыков правописания существительных с мягким
знаком на конце после шипящих; совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
- коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: кроссворд, карточки.
Ход урока:
Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнений по узнаванию и различению. Развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и воспроизведении. Опора на зрительный анализатор Коррекция аналитико-синтетической сферы. Учить применять полученные знания в новых условиях. Совершенствовать навыки работы по составлению предложений. Формирование навыка связного письменного рассказывания. |
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Устная работа. 1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний 2. Занимательные задания а) Четвёртое лишнее ПЛАЩ, ПЛЮЩ, ПОМОЩЬ, ЛЕЩ МЫШЬ, ТИШЬ, ЁРШ, ТУШЬ ЛУЧ, ДОЧЬ, МЯЧ, ГРАЧ
РОЖЬ, ЧИЖ, НОЖ, СТРИЖ б) Поймай своё слово: назовите слова м. р. и слова ж.р. СТРИЖ, НОЧЬ, ТИШЬ, ЛЕЩ, ПОМОЩЬ, ГРАЧ, ДОЧЬ, ВРАЧ, КАЛАЧ, ГАРАЖ, РОЖЬ, ПЕЧЬ, ТКАЧ, ТРУБАЧ, РЕЧЬ, ЧИЖ, МЫШЬ, ТЕЧЬ, ВЕЩЬ, ШАЛАШ, ТУШЬ, ДРОЖЬ. г) в) Подобрать и записать за 3 мин. как можно больше сущ. м. р. – названий животных с шипящей на конце. IV. Актуализация знаний к новой теме. Подготовка к усвоению правила. - Замените синонимами данные понятия, назвав их одним словом. огородный плод, употребляемый в пищу – овощ маленький ребёнок – малыш упакованные вещи, груз пассажира – багаж (запись слов в другой столбик) мелкие деньги – мелочь всякое изделие, предмет – вещь тихое, глухое, отдалённое от людей место – глушь хлебный злак, из зёрен которого пекут чёрный хлеб - рожь - Какое правило мы с вами «изобрели»? -Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. - Эта буква будет главной на нашем уроке. (На доску вывешивается Ь и раздаются всем обучающимся) - Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Мягкий знак после шипящих, В конце разных слов стоящих, Мы напишем не всегда. Ставится он лишь тогда, Если это женский род. А мужской, наоборот, Мягкий знак не признает, Без него всегда живет. Вот примеры: рожь и ночь, Печь и помощь, речь и дочь. Но кирпич и плащ, палач, Нож, товарищ и калач. Мягкий знак Нет также звука – "Мягкий знак". Но без него нельзя никак: Ведь им кончается БУКВАРЬ И размягчается СУХАРЬ. (Какой бы это был кошмар, Когда бы грызли мы СУХАР!) 3. Запишите слова в два столбика: в 1-с мягким знаком, во2-без ь. -Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач). -Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь). -После вечера наступает-…(ночь). -Дикие птицы и животные как предмет охоты-…(дичь). -Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ). -В поле колосится золотая-…(рожь). -Непроходимая, лесная-…( глушь). -Футбольное соревнование-…(матч). -Плохое настроение вместе с капризами-…(плач). - Место, где купаются и загорают-…( пляж). V. Сообщение темы урока. Прочитайте пословицу. -Хорошую речь хорошо и слушать. -Как вы её понимаете? -О чём она? ( Об учёбе) -А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). -Зачем же она тогда нужна в русском языке?( Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.) (Таблица) Существительные с шипящей на конце ж.р. ж ь м.р. щ ь р.п. мн.ч. щ ь ч ь
4. Самостоятельная работа. ((записать в 2 столбика) 1) Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж. 2) Ключ, помощь, дочь, глушь, лещ, силач. 3) Брошь, ткач, дрожь, мелочь, ёрш, морж. Задания выполняются в тетрадях самостоятельно. Коллективная проверка. Вывод: Мягкий знак пишется на конце имён существительных ж.р. после шипящих. -На конце сущ. какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? (м.р.) Существует ещё и грамматико-сказочное мнение, что существительные мужского рода с шипящим на конце как истинные джентельмены уступили «ь» дамам.
-Вернёмся к слову речь. Почему же в слове речь пишется ь? (Оно ж.р.) -Какую же функцию выполняет ь в этих случаях? ( Он показывает, что это сущ. ж.р.) 1. Чтение правила на с. 58 2. Словарная работа: корысть 3. Работа по упр.76. Вставить, где нужно, мягкий знак.. 4. Упр. 77. Составить предложения и придумать конец сказки по упр. 77. VII. Коррекция и первичное закрепление знаний (работа с учебником) 1. Фронтальная беседа по вопросам VIII. Физминутка. Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное ж.р.- делаете хлопок руками над головой, если м.р.- приседаете. Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь. IX. Закрепление знаний (фронтальное) Работа с деформированным предложением. Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда. 2.Тест. А) пишется Б)не пишется мягкий знак А) пишется Б)не пишется 3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные А) мужского рода Б) женского рода 4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь ? А) моржь Б) молодеж В) кирпич Г)брошь Д) чертежь б) Заполните кроссворд по схеме
IV. Итог урока X. Задание на дом: выучить правило на с. 58, упр. 78. XI. Подведение итогов урока. -Что нового узнали на уроке?
|