12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пименова Наталья Борисовна19

Тема урока «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Технологии: проблемная, икт.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих, определить алгоритм написания мягкого знака в имени существительном после шипящих.

Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков: внимания, мышления, речи, фонематического слуха.

Воспитывающая: способствовать воспитанию позитивного отношения к изучению русского языка, уважению к мнению друг друга,

умения слушать и высказывать свою точку зрения.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично- поисковые, практические.

Оборудование:1.магнитная доска;

2.сигнальные таблицы;

. 3.карточки с шипящими согласными;


 


 

4.карточки со словами: п.льто, б.резонька, м.рковь,б.льница, меб.ль, к.ртоф.ль, н.чевать, ст.р.жить, п.сьмо, м.л.деть, с.нтябрь;

5.карточки со словами дочь, мышь, рожь, страж, меч, грач, луж, дач, крыш;

6.плакат со словами циркач, плащ, мяч, морж; 7.


 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня урок необычный у нас,

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбки, уверенность. Что ж:Так держать.

За парты садитесь ,пора начинать.

2.Актуализация знаний.

У:Послушайте стихотворение и скажите о какой букве идет в нем речь.

Мягкий голос, мягкий шаг. Эта буква…….


 

Д:Эта буква- мягкий знак.

У:А для чего нужен мягкий знак?

Д: Мягкий знак нужен для того, чтобы обозначать мягкость впереди стоящего согласного.

У: Где в слове может писаться мягкий знак?

Д: В середине слова после согласной и в конце слова после согласной.

У: Приведите примеры слов с мягким знаком.

3.Словарная работа. (Слайд 1.)

На экране появляются слова: б.резонька, п.льто, б.льница, м.рковь, ст.р.жить, меб.ль, к.ртофель, м.л.деть, п.сьмо, с.нтябрь.

У:Слушайте задание. Прочитайте слова, запишите их в тетрадь, распределяя в два столбика. В первый столбик запишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне, а во второй- с проверяемой безударной гласной в корне.

Проверка. (Слайд 2.)

У: как проверить безударную гласную в корне?

(Дети говорят правило. Потом по цепочке называют букву, которую вписали на месте пропуска и называют проверочные слова (Слайд 3.)

У: Дети, посмотрите внимательно на написание слов 1 и 2 столбиков. Что интересного заметили?

Д: Во всех этих словах есть мягкий знак.

У: А почему во всех этих словах мы его написали?

(Далее дети определяют род существительных. (Слайд 4.)

4.Постановка проблемы

У: сейчас я предлагаю вам послушать сказку. Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов, оканчивающихся на шипящий, и поспешил им на помощь. Дети, а какие шипящие вы знаете? (Слайд5) Мягкий знак освободил некоторые имена существительные и встал рядом с последней буквой. Прочитайте эти слова. (Слайд6).

Д: мышь, дочь, рожь.

У: что общего в написании этих слов заметили?

Д: все они оканчиваются на шипящий, после которого написан мягкий знак.

У: мягкий знак освободил остальные имена существительные. И вдруг раздался сильный шум, свист, шипение. Поднялся (Слайд 7) страж, в руках он держал меч, а на голове у него сидел грач. Они все вместе закричали: «Если, Мягкий знак, ты подойдешь к нам, то от меча и погибнешь». Испугался мягкий знак и убежал.

Что общего в написании этих слов вы заметили?

Д: все они оканчиваются на шипящий, после которого мягкий знак не написан.

У: Посмотрите, ребята, что у нас получилось - у одних существительных после шипящих мягкий знак написан, а у других –нет. Как вы думает, какая тема будет у нашего урока?

Д: правописание мягкого знака на конце существительных.

У: попробуйте определить цели нашего урока.

Д: узнаем, когда у существительных после шипящих пишется «Ь» , а когда не пишется и будем учиться писать имена существительные с «Ь» и без него.

У: давайте еще раз посмотрим на слова, которые встретились в сказке.

Найдите сходство в данных словах и найдите отличие.

(Заполняется таблица (слайд 8).

сходство

отличие

Имена существительные.

М. р. и ж. р.

Единственного числа.

Наличие или отсутствие «ь»

Оканчиваются на шипящий.

 

Учитель выслушивает разные предположения детей и останавливается на предположении, что написание «Ь» зависит от рода существительного. Читается правило по учебнику.

5.Составление алгоритма:

А) Читаю или произношу слово.

Б) Определяю часть речи.

В) Внимательно слушаю звуки в конце слова.

Г) Если слышу шипящий, определяю род.

Д) Если мужской род, то «Ь» не пишу.

Е) Если женский род, то пишу «Ь».

6.Физминутка (Слайд 9)

7.Тренировочные упражнения.

А) Работа с сигнальными таблицами.

У: я называю вам слова. Если вы считаете, что в этом слове надо написать «Ь», покажите это с помощью сигнальной таблички (попутно объясняется лексическое значение слова): лещ, тишь, стриж, товарищ, печь, камыш, луч, глушь, дичь, врач, малыш, речь, ночь.

Б)Работа по развитию речи.(Дети работают в группах по 4 человека).

У: сейчас я предлагаю вам составить рассказ вот с такими словами(слова написаны на карточках):плащ, циркач, мяч, морж.

(Дается 5 минут, потом заслушиваются ответы, выбирается самый интересный рассказ).

У: а я тоже сочинила рассказ. (Слайд 10).Прочитайте его.

В полноч … на манеж…вышел циркач… и его доч… На нем был плащ… В руках он держал мяч… Скрипач… Играл марш… Вот морж…поймал мяч…В зале стояла тиш…

У: слушайте задание: «Выпишите в тетрадь существительные с шипящими на конце, вставьте, где нужно, мягкий знак.

Проверка (слайд11).

У: а почему в слове…написали «Ь» , а в слове….не написали?

8.Итог урока.

У: какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили мы их? Какую роль выполняет «Ь» в русском языке?

9.Рефлексия.

У: ребята, если вам понравилось на уроке и вы все поняли, нарисуйте красный кружочек, если вы чувствуете, что что -то еще не совсем понятно, то нарисуйте синий кружочек, а если вы ничего не поняли, то зеленый.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.