Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Тема урока «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
Технологии: проблемная, икт.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих, определить алгоритм написания мягкого знака в имени существительном после шипящих.
Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков: внимания, мышления, речи, фонематического слуха.
Воспитывающая: способствовать воспитанию позитивного отношения к изучению русского языка, уважению к мнению друг друга,
умения слушать и высказывать свою точку зрения.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, частично- поисковые, практические.
Оборудование:1.магнитная доска;
2.сигнальные таблицы;
. 3.карточки с шипящими согласными;
4.карточки со словами: п.льто, б.резонька, м.рковь,б.льница, меб.ль, к.ртоф.ль, н.чевать, ст.р.жить, п.сьмо, м.л.деть, с.нтябрь;
5.карточки со словами дочь, мышь, рожь, страж, меч, грач, луж, дач, крыш;
6.плакат со словами циркач, плащ, мяч, морж; 7.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня урок необычный у нас,
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбки, уверенность. Что ж:Так держать.
За парты садитесь ,пора начинать.
2.Актуализация знаний.
У:Послушайте стихотворение и скажите о какой букве идет в нем речь.
Мягкий голос, мягкий шаг. Эта буква…….
Д:Эта буква- мягкий знак.
У:А для чего нужен мягкий знак?
Д: Мягкий знак нужен для того, чтобы обозначать мягкость впереди стоящего согласного.
У: Где в слове может писаться мягкий знак?
Д: В середине слова после согласной и в конце слова после согласной.
У: Приведите примеры слов с мягким знаком.
3.Словарная работа. (Слайд 1.)
На экране появляются слова: б.резонька, п.льто, б.льница, м.рковь, ст.р.жить, меб.ль, к.ртофель, м.л.деть, п.сьмо, с.нтябрь.
У:Слушайте задание. Прочитайте слова, запишите их в тетрадь, распределяя в два столбика. В первый столбик запишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне, а во второй- с проверяемой безударной гласной в корне.
Проверка. (Слайд 2.)
У: как проверить безударную гласную в корне?
(Дети говорят правило. Потом по цепочке называют букву, которую вписали на месте пропуска и называют проверочные слова (Слайд 3.)
У: Дети, посмотрите внимательно на написание слов 1 и 2 столбиков. Что интересного заметили?
Д: Во всех этих словах есть мягкий знак.
У: А почему во всех этих словах мы его написали?
(Далее дети определяют род существительных. (Слайд 4.)
4.Постановка проблемы
У: сейчас я предлагаю вам послушать сказку. Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов, оканчивающихся на шипящий, и поспешил им на помощь. Дети, а какие шипящие вы знаете? (Слайд5) Мягкий знак освободил некоторые имена существительные и встал рядом с последней буквой. Прочитайте эти слова. (Слайд6).
Д: мышь, дочь, рожь.
У: что общего в написании этих слов заметили?
Д: все они оканчиваются на шипящий, после которого написан мягкий знак.
У: мягкий знак освободил остальные имена существительные. И вдруг раздался сильный шум, свист, шипение. Поднялся (Слайд 7) страж, в руках он держал меч, а на голове у него сидел грач. Они все вместе закричали: «Если, Мягкий знак, ты подойдешь к нам, то от меча и погибнешь». Испугался мягкий знак и убежал.
Что общего в написании этих слов вы заметили?
Д: все они оканчиваются на шипящий, после которого мягкий знак не написан.
У: Посмотрите, ребята, что у нас получилось - у одних существительных после шипящих мягкий знак написан, а у других –нет. Как вы думает, какая тема будет у нашего урока?
Д: правописание мягкого знака на конце существительных.
У: попробуйте определить цели нашего урока.
Д: узнаем, когда у существительных после шипящих пишется «Ь» , а когда не пишется и будем учиться писать имена существительные с «Ь» и без него.
У: давайте еще раз посмотрим на слова, которые встретились в сказке.
Найдите сходство в данных словах и найдите отличие.
(Заполняется таблица (слайд 8).
сходство |
отличие |
Имена существительные. |
М. р. и ж. р. |
Единственного числа. |
Наличие или отсутствие «ь» |
Оканчиваются на шипящий. |
Учитель выслушивает разные предположения детей и останавливается на предположении, что написание «Ь» зависит от рода существительного. Читается правило по учебнику.
5.Составление алгоритма:
А) Читаю или произношу слово.
Б) Определяю часть речи.
В) Внимательно слушаю звуки в конце слова.
Г) Если слышу шипящий, определяю род.
Д) Если мужской род, то «Ь» не пишу.
Е) Если женский род, то пишу «Ь».
6.Физминутка (Слайд 9)
7.Тренировочные упражнения.
А) Работа с сигнальными таблицами.
У: я называю вам слова. Если вы считаете, что в этом слове надо написать «Ь», покажите это с помощью сигнальной таблички (попутно объясняется лексическое значение слова): лещ, тишь, стриж, товарищ, печь, камыш, луч, глушь, дичь, врач, малыш, речь, ночь.
Б)Работа по развитию речи.(Дети работают в группах по 4 человека).
У: сейчас я предлагаю вам составить рассказ вот с такими словами(слова написаны на карточках):плащ, циркач, мяч, морж.
(Дается 5 минут, потом заслушиваются ответы, выбирается самый интересный рассказ).
У: а я тоже сочинила рассказ. (Слайд 10).Прочитайте его.
В полноч … на манеж…вышел циркач… и его доч… На нем был плащ… В руках он держал мяч… Скрипач… Играл марш… Вот морж…поймал мяч…В зале стояла тиш…
У: слушайте задание: «Выпишите в тетрадь существительные с шипящими на конце, вставьте, где нужно, мягкий знак.
Проверка (слайд11).
У: а почему в слове…написали «Ь» , а в слове….не написали?
8.Итог урока.
У: какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили мы их? Какую роль выполняет «Ь» в русском языке?
9.Рефлексия.
У: ребята, если вам понравилось на уроке и вы все поняли, нарисуйте красный кружочек, если вы чувствуете, что что -то еще не совсем понятно, то нарисуйте синий кружочек, а если вы ничего не поняли, то зеленый.