Сценарий открытого урока по русскому языку «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», (3 класс)
Сценарий открытого урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих " (3 класс).
Система учебников (УМК) " Планета Знаний".
Авторы учебника: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. М.,АСТ, Астрель, 2013.
Тип урока : ОНЗ
Вид урока: урок - исследование.
Цель урока: познакомить учеников с новой орфограммой – правописанием мягкого знака в конце имён существительных женского рода.
Задачи:
1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
2.Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Форы учебного сотрудничества : групповая, парная.
Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль.
Планируемый результат: выведено правило и сформировано умение применять его на практике.
Демонстрационный материал ,оборудование: индивидуальные карточки, презентация , лист достижений, карточки для самопроверки.
Составила и провела: учитель начальных классов МОУ СОШ №21 Я.В. Адмухамедова
Этапы урока и УУД, формирующиеся на данном этапе:
1.Мотивация к учебной деятельности. УУД - регулятивные: волевая саморегуляция, личностные : действие смыслообразования, воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. УУД - познавательные : умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, познавательные : контроль.
3.Выявление места и причины затруднения. УУД – познавательные :постановка и формулирование проблемы.
4.Построение проекта выхода из затруднения. УУД - регулятивные: целеполагание, планирование, познавательные: выбор способов решения проблемы.
5.Реализация построенного проекта. УУД – коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли, познавательные: выделение необходимой информации ,анализ, синтез.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД – коммуникативные : управление поведением партнёра ,умение выражать свои мысли.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД – регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.
8.Включение в систему знаний и повторение. УУД - регулятивные: коррекция, оценка.
9.Рефлексия учебной деятельности. УУД - познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные: умение выражать свои мысли, регулятивные: волевая саморегуляция, оценка.
Предметные УУД по теме:
расширить представления детей о роли мягкого знака;
умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих;
выделять слова с мягким знаком на конце в потоке речи;
выделять орфограмму;
применять правило написания слов с мягким знаком на конце существительных после шипящих
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Орг. момент, мотивация к учебной деятельности Цель: 1)включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, 2) определение содержательных рамок урока, 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. |
2 минуты |
Проверьте глазами всё ли у вас готово к уроку русского языка. - Чему мы с вами учимся на уроках русского языка? - Абсолютно верно. - Какой теме был посвящён прошлый урок? Род имён существительных - Как думаете, всё ли вы знаете об имени существительном? - Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня? - Тогда давайте возьмём в качестве девиза такое утверждение: ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ - НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! (слайд № 1) - У вас есть желание добывать новые знания? - Тогда в путь - дорогу. Я желаю вам успеха! |
- правильно писать слова - Род имён существительных -Узнавать что - то "новое" |
||||||
2.Актуализация знаний Цель: 1) актуализировать знания о родах имён существительных, шипящих согласных 2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, |
7 минут |
-Я предлагаю вам выполнить задание на карточке №1. 1.Определи род имён существительных: имя, мотор, сирень, день, утро, роса. 2.Заполни таблицу.
- что нужно вспомнить, чтобы верно выполнить задание? -давайте, вспомним, что мы знаем о роде сущ., расскажем с опорой на схему (слайд 2) - кто пойдёт это задание выполнять к доске - давайте проверим правильность выполнения задания, я буду читать правильные ответы, а вы если правильно определили группу для этого слова, ставите возле слова +, если нет, то- - те ребята, которые не допустили ни одной ошибки, поставьте 5, 1 ошибка-4 2 ошибки -3 Более поставьте - - откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа - Найдите из задания в карточке слова с мягким знаком. - Почему пишется мягкий знак в этих словах? - Пропишите в тетради букву « ь ». ( Образец на доске.) - А сейчас, я вам загадаю загадки, а вы в тетрадях, через запятую пропишите отгадки Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. Очень любит есть бананы. Это точно …. Эти маленькие пташки В серых будничных рубашках Всё клюют, чем угощают, Даже крохи подбирают.- Чик-чирик, – везде свои, Непоседы - какую функцию выполняет ь знак в словах-отгадках - когда мы пишем разделительный ь - ребята, а как вы думаете, зачем мы столько времени уделили ь знаку? - вы абсолютно правы |
- ж.р. она, м.р.- он, с.р.- оно - вспомнить что такое род - рассказ правила по схеме - один ребёнок выполняет задание у интерактивной доски, остальные в карточках - самопроверка и самооценивание - - показатель мягкости - проверка (слайд 3) Свинья Обезьяна Воробьи - разделительную - после согласных перед гласными еёиюя - сегодня мы будем с ним работать на уроке. Узнаем что-нибудь новое про ь. |
||||||
3.Выявление причины и места затруднения. Цель: выявить место и причину затруднения. |
4 минуты |
Возьмите листы с отпечатанными клетками, я буду диктовать слова. А вы вписывать их в клетки Рожь, мяч, мышь, плащ - покажите мне, пожалуйста, что вы написали - ребята, я могу сказать, что при записи этих слов у вас возникли расхождения, кто-то написал слово рожь с ь, а кто-то нет и в остальных также, давайте разбираться - слова, какой части речи вы писали - Как называются согласные после, которых кто–то из вас написал мягкий знак? - в каком месте в слове возникло расхождение написания? - в чем причина нашего затруднения?
|
- сущ. - шипящие - в конце - мы не знаем, когда писать ь , а когда нет |
||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока, 2) определить средства достижения цели и построить план. |
2 минуты |
- как вы думаете, какова же будет тогда тема урока? - давайте сформулируем цель нашего урока, чему нам предстоит научиться сегодня на уроке |
- Ь на конце существительных после шипящих. - научиться писать слова с Ь на конце существительных после шипящих. |
||||||
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом, 2) организовать фиксацию преодоления затруднения, 3) организовать уточнение нового знания. |
6 минут |
- знание чего нам помогает правильно писать слова - да, нам необходимо знать правило - вот открытием нового правила мы сейчас с вами и займемся - Я предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группах Учащимся раздаются листы-помощники ( 4 варианта ) с планом. Далее работа организуется по формулированию правила. Лист - помощник. 1.Прочитайте слова : рожь, меч, овощ, мышь ( у 2, 3, 4 группы слова другие) 2.Определите род имён существительных. 3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак? 4.Сделайте вывод. Вставьте пропущенные слова в правило: В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих (ж,щ,ч,щ,) ___________________________ мягкий знак. На конце имён существительных мужского рода ______ ________________ мягкий знак. - Ответственных учеников каждой группы, прошу выйти к доске, прочтите ваши слова и правило, которое у вас получилось - спасибо, садитесь А где мы можем проверить правильность нашего открытия? - откройте учебники на с. 52 и прочтите правило - вы молодцы, сами смогли сформулировать новое правило |
Правило - проговаривают правила работы в группах Зачитывают вывод, правило - в учебнике |
||||||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать во внешней речи умение пользоваться правилом.
|
5 минут |
-Правило знаем, предлагаю выполнить упражнение 42 на с.53 - прочтите про себя задание - Первые 4 слова этого упражнения выполним устно - оставшиеся слова будем записывать в тетрадь, указывая над словами род и подчеркивая мягкий знак.
|
- выполняют задание с комментированием |
||||||
7.Самоконтроль с проверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке, 2) проверить умение пользоваться правилом. |
7 минут |
- оставшиеся слова будем самостоятельно записывать в тетрадь, указывая над словами род и подчеркивая мягкий знак.
-я вам сейчас покажу варианты правильных ответов, а вы проверите, если нужно исправите. -оцените свою работу отметкой на полях, некоторым из вас я выставлю эти отметки в журнал ни одной ошибки, поставьте 5, 1 ошибка-4 2 ошибки -3 ещё раз повторить - Ребята, чтобы выполнить следующее задание только на 5, давайте поработаем со схемой и повторим правило написания мягкого знака после шипящих. - вы готовы, получать 5-ки? - ну тогда составьте предложение с одним из слов, из данного упражнения, девочки ваше слово будет м.р., а мальчики со словом ж.р. Для быстро, работающих учеников можно предложить составить предложение со своим вариантом слова с ь на конце. |
- проверка по эталону -самооценивание - Работа со схемой |
||||||
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, 2) оценить свою работу и работу класса на уроке, 3) обсудить домашнее задание. |
4 минуты |
- кто из вас может сказать, что научился писать ь на конце существительных после шипящих, поднимите руки - теперь поднимите руки, те кому надо ещё поупражняться в написании ь - а есть ли среди вас те кто вообще не запомнил, когда мы пишем ь знак после шипящих на конце существительных Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, а те, кому ещё трудно, смогут закрепить свои знания завтра на уроке. - откройте дневники, запишите домашнее задание Р.т. с 27 №6,7 И по желанию попробуйте составить схему к новому правилу. Спасибо за урок |