12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
адмухамедова яна владимировна122
Россия, Ярославская обл., Ярославль
2

Сценарий открытого урока по русскому языку «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», (3 класс)

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих " (3 класс).

Система учебников (УМК) " Планета Знаний".

Авторы учебника: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. М.,АСТ, Астрель, 2013.

Тип урока : ОНЗ

Вид урока: урок - исследование.

Цель урока: познакомить учеников с новой орфограммой – правописанием мягкого знака в конце имён существительных женского рода.

Задачи:
1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
2.Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Форы учебного сотрудничества : групповая, парная.

Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль.

Планируемый результат: выведено правило и сформировано умение применять его на практике.

Демонстрационный материал ,оборудование: индивидуальные карточки, презентация , лист достижений, карточки для самопроверки.


 

Составила и провела: учитель начальных классов МОУ СОШ №21 Я.В. Адмухамедова

 

Этапы урока и УУД, формирующиеся на данном этапе:

1.Мотивация к учебной деятельности. УУД - регулятивные: волевая саморегуляция, личностные : действие смыслообразования, воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. УУД - познавательные : умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, познавательные : контроль.

3.Выявление места и причины затруднения. УУД – познавательные :постановка и формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения. УУД - регулятивные: целеполагание, планирование, познавательные: выбор способов решения проблемы.

5.Реализация построенного проекта. УУД – коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли, познавательные: выделение необходимой информации ,анализ, синтез.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД – коммуникативные : управление поведением партнёра ,умение выражать свои мысли.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД – регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.

8.Включение в систему знаний и повторение. УУД - регулятивные: коррекция, оценка.

9.Рефлексия учебной деятельности. УУД - познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные: умение выражать свои мысли, регулятивные: волевая саморегуляция, оценка.

Предметные УУД по теме:

расширить представления детей о роли мягкого знака;

умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих;

выделять слова с мягким знаком на конце в потоке речи;

выделять орфограмму;

применять правило написания слов с мягким знаком на конце существительных после шипящих


 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент, мотивация к учебной деятельности

Цель:

1)включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, 2) определение содержательных рамок урока,

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2 минуты

Проверьте глазами всё ли у вас готово к уроку русского языка.

- Чему мы с вами учимся на уроках русского языка?

- Абсолютно верно.

- Какой теме был посвящён прошлый урок? Род имён существительных

- Как думаете, всё ли вы знаете об имени существительном?

- Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня?

- Тогда давайте возьмём в качестве девиза такое утверждение:

ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ - НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! (слайд № 1)

- У вас есть желание добывать новые знания?

- Тогда в путь - дорогу. Я желаю вам успеха!

- правильно писать слова

- Род имён существительных

-Узнавать что - то "новое"

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о родах имён существительных, шипящих согласных

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,

7 минут

-Я предлагаю вам выполнить задание на карточке №1.

1.Определи род имён существительных: имя, мотор, сирень, день, утро, роса.

2.Заполни таблицу.

Женский род

Мужской род

Средний род

     

- что нужно вспомнить, чтобы верно выполнить задание?

-давайте, вспомним, что мы знаем о роде сущ., расскажем с опорой на схему (слайд 2)

- кто пойдёт это задание выполнять к доске

- давайте проверим правильность выполнения задания, я буду читать правильные ответы, а вы если правильно определили группу для этого слова, ставите возле слова +, если нет, то-

- те ребята, которые не допустили

ни одной ошибки, поставьте 5,

1 ошибка-4

2 ошибки -3

Более поставьте -

- откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа

- Найдите из задания в карточке слова с мягким знаком.

- Почему пишется мягкий знак в этих словах?

- Пропишите в тетради букву « ь ». ( Образец на доске.)

- А сейчас, я вам загадаю загадки, а вы в тетрадях, через запятую пропишите отгадки

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

Очень любит есть бананы. Это точно ….

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают,

Даже крохи подбирают.-

Чик-чирик, – везде свои, Непоседы

- какую функцию выполняет ь знак в словах-отгадках

- когда мы пишем разделительный ь

- ребята, а как вы думаете, зачем мы столько времени уделили ь знаку?

- вы абсолютно правы

- ж.р. она, м.р.- он, с.р.- оно

- вспомнить что такое род

- рассказ правила по схеме

- один ребёнок выполняет задание у интерактивной доски, остальные в карточках

- самопроверка и самооценивание

-

- показатель мягкости

- проверка (слайд 3)

Свинья

Обезьяна

Воробьи

- разделительную

- после согласных перед гласными еёиюя

- сегодня мы будем с ним работать на уроке. Узнаем что-нибудь новое про ь.

3.Выявление причины и места затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

4 минуты

Возьмите листы с отпечатанными клетками, я буду диктовать слова. А вы вписывать их в клетки

Рожь, мяч, мышь, плащ

- покажите мне, пожалуйста, что вы написали

- ребята, я могу сказать, что при записи этих слов у вас возникли расхождения, кто-то написал слово рожь с ь, а кто-то нет и в остальных также, давайте разбираться

- слова, какой части речи вы писали

- Как называются согласные после, которых кто–то из вас написал мягкий знак?

- в каком месте в слове возникло расхождение написания?

- в чем причина нашего затруднения?

 

- сущ.

- шипящие

- в конце

- мы не знаем, когда писать ь , а когда нет

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока,

2) определить средства достижения цели и построить план.

2 минуты

- как вы думаете, какова же будет тогда тема урока?

- давайте сформулируем цель нашего урока, чему нам предстоит научиться сегодня на уроке

- Ь на конце существительных после шипящих.

- научиться писать слова с Ь на конце существительных после шипящих.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом,

2) организовать фиксацию преодоления затруднения,

3) организовать уточнение нового знания.

6 минут

- знание чего нам помогает правильно писать слова

- да, нам необходимо знать правило

- вот открытием нового правила мы сейчас с вами и займемся

- Я предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группах

Учащимся раздаются листы-помощники ( 4 варианта ) с планом. Далее работа организуется по формулированию правила.

Лист - помощник.

1.Прочитайте слова : рожь, меч, овощ, мышь ( у 2, 3, 4 группы слова другие)

2.Определите род имён существительных.

3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак?

4.Сделайте вывод.

Вставьте пропущенные слова в правило:

В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих (ж,щ,ч,щ,) ___________________________ мягкий знак.

На конце имён существительных мужского рода

______ ________________ мягкий знак.

- Ответственных учеников каждой группы, прошу выйти к доске, прочтите ваши слова и правило, которое у вас получилось

- спасибо, садитесь

А где мы можем проверить правильность нашего открытия?

- откройте учебники на с. 52 и прочтите правило

- вы молодцы, сами смогли сформулировать новое правило

Правило

- проговаривают правила работы в группах

Зачитывают вывод, правило

- в учебнике

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение пользоваться правилом.

 

5 минут

-Правило знаем, предлагаю выполнить упражнение 42 на с.53

- прочтите про себя задание

- Первые 4 слова этого упражнения выполним устно

- оставшиеся слова будем записывать в тетрадь, указывая над словами род и подчеркивая мягкий знак.

 

- выполняют задание с комментированием

7.Самоконтроль с проверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке,

2) проверить умение пользоваться правилом.

7 минут

- оставшиеся слова будем самостоятельно записывать в тетрадь, указывая над словами род и подчеркивая мягкий знак.

 

-я вам сейчас покажу варианты правильных ответов, а вы проверите, если нужно исправите.

-оцените свою работу отметкой на полях, некоторым из вас я выставлю эти отметки в журнал

ни одной ошибки, поставьте 5,

1 ошибка-4

2 ошибки -3

ещё раз повторить

- Ребята, чтобы выполнить следующее задание только на 5, давайте поработаем со схемой и повторим правило написания мягкого знака после шипящих.

- вы готовы, получать 5-ки?

- ну тогда составьте предложение с одним из слов, из данного упражнения, девочки ваше слово будет м.р., а мальчики со словом ж.р.

Для быстро, работающих учеников можно предложить составить предложение со своим вариантом слова с ь на конце.

- проверка по эталону

-самооценивание

- Работа со схемой

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке,

3) обсудить домашнее задание.

4 минуты

- кто из вас может сказать, что научился писать ь на конце существительных после шипящих, поднимите руки

- теперь поднимите руки, те кому надо ещё поупражняться в написании ь

- а есть ли среди вас те кто вообще не запомнил, когда мы пишем ь знак после шипящих на конце существительных

Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, а те, кому ещё трудно, смогут закрепить свои знания завтра на уроке.

- откройте дневники, запишите домашнее задание

Р.т. с 27 №6,7

И по желанию попробуйте составить схему к новому правилу.

Спасибо за урок

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.