Открытый урок по специальности «Фортепиано» на тему «Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов»

0
0
Материал опубликован 30 March 2019

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Школа им. В.И. Косолапова»
 

Открытый урок по специальности «фортепиано» на тему «Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов»

Подготовила

преподаватель

Павлова А.В.

П. Плотниково 2019г

Тема урока: Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов.

Цель урока: формирование музыкально-образных представлений ученика;

показать на практике методы работы с начинающими пианистами, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.
Задачи урока:

Обучающие: развитие зрительного восприятия нотного текста;

приобретение навыка анализа характера произведения.

Развивающие: развитие памяти;

развитие музыкальной логики;

развитие эмоциональной сферы;

развитие художественного вкуса и музыкального кругозора.

Воспитывающие: воспитание собранности, внимания;

воспитание творческой инициативы;

воспитание навыков самостоятельной работы.

Методы:  сравнения и обобщения, наглядный, практический.

Оборудование: рояль, нотная литература.

 

1. Организационный момент (сообщение темы, целей, задач урока).

2. Вступительное слово педагога.

3. Практическая часть (работа над произведениями).

4. Заключение.

Процесс обучения предполагает усвоение учащимися определенного круга знаний, умений и навыков. В музыкальной школе – это знания из области музыкального искусства: посадка за инструментом, нотная грамота, штрихи, динамика и т. д. А также большую роль играет музыкально-образное мышление.

 Образная сфера музыки является основополагающей стороной не  только исполнительства, но и музыкального творчества в целом. Именно благодаря образной сфере музыканты проникают в самую суть исполняемой музыки, используя при этом арсенал выразительных средств, таких как мелодия, гармония, ритм, динамика и тембральная окраска.
     Особенно большое значение образность играет в детском музыкальном творчестве на ранних этапах, когда у ребенка происходит формирование основных навыков исполнительства – посадки, постановки рук, звукоизвлечения. Именно через раскрытие того или иного образа учащийся способен добиться правильного исполнения штрихов, прикосновения к клавиатуре, поэтому в обучении ребенка необходим учебный материал, в котором технические задачи находились бы в сочетание с образностью.

Необходимо с самого начала обучения ребенка активно вовлекать его в процесс работы; будить его музыкальное воображение; заставлять думать; учить находить в новом материале уже известное ему.

Развитие музыкального мышления, музыкальной логики, музыкально-образных представлений ребенка – не менее важная задача педагога, чем изучение основ музыки. Этой проблеме и посвящен открытый урок.

Урок проводится с ученицей 1-го класса Багдасарян Мариетой.

 Учащиеся младших классов лучше усваивают произведения с доступной их возрасту программой. Поэтому в их репертуаре должно быть много программных сочинений, которые адресуются к конкретным представлениям, к образному воображению ребенка. Это пьесы жанровые, программно-характерные.

Начнем мы наш урок как раз из таких произведений, которые у нас уже готовы.

1.«Беззаботная песенка» Н. Мясковский.

Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский  — русский и советский композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший в 1908—1949 годах 27 симфоний.

Подвижная, гибкая мелодия правой руки изложена короткими мотивами. Их надо объединить в длинную фразу. Во второй части мелодия переходит в левую руку.

В данной пьесе трудно согласовать мелодию с аккомпанементом, т.к. основная нагрузка падает на солирующую правую руку, она ведет мелодию. Левая рука ее сопровождает. Все аккорды сопровождения звучат на слабых долях. Желательно их «готовить», брать спокойно, чтобы они мягко и протяжно звучали на фоне второй четверти правой руки ( в это время представляем образ шагающего котика). На следующем уроке проверяется разбор (каждой рукой отдельно). Выясняем, понятен ли ученику характер пьесы, её настроение. Чем отличается партии верхнего и нижнего голосов, показывает, насколько они самостоятельны и как (каким звуком и штрихом) надо исполнять каждую партию .Какая взаимосвязь между характером музыкального материала и исполнительскими средствами. Ученик играет то мелодию, то сопровождение. Это помогает ему переключиться от одного характера к другому. Он слышит пьесу целиком, лучше осмысливает каждый слой фактуры.

2. «Танец» В. Раутио.

Эрик Карлович Ра́утио (1926—1989) — артист Национального театра Карелии, солист-кантелист, руководитель ансамбля кантелистов Государственного ансамбля песни и танца «Кантеле». Заслуженный артист Карельской АССР. Заслуженный артист РСФСР (1977)

 Танец - это искусство движений в определенном ритме. Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство— балет. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыке.

 Даже не играя можно определить характер произведения при помощи выразительных средств, таких как ритм , динамика ,штрих, тембральная окраска произведения .В данном произведении настроение веселое ,задорное(подобрали образ танцующих весенних птичек).

3. «Марш гномиков» М .Шмитц.

Манфред Шмитц — немецкий композитор, пианист, аранжировщик.

Выясняем какой характер у нашей пьески.(представили образ марширующих гномиков). Ученица нарисовала рисунок на данную тему, чтобы лучше представить образ пьески.

Марш -это  шествие, движение вперёд;  муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей. отличают чёткий ритм и строгая размеренность темпа, не меняющегося на протяжениивсего сочинения. Музыка чаще всего имеет бодрый, мужественный, активный характер.

Наша пьеска относится к джазовому стилю. Чтобы лучше проанализировать наше произведение, вспоминаем что такое джаз. Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий, это жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Домашнее задание: постараться вспомнить все, о чем мы говорили на уроке. Исполнить « Танец» в характере (изображая танцующих весенних птичек) играть все ровно со счетом вслух. Стаккато острее. В «Беззаботной песенке» играть отдельно каждой рукой мелодию и аккомпанемент. Проработать динамические оттенки. Работать над характером произведения.

«Марш гномиков» играть со счетом вслух. Следить за лигой в правой руке. Работать над характером произведения (вспоминай образ марширующих гномиков), играй все ритмично.

Заключение.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора.

Занятие с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим  научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново, открывать, включая ребенка в активную работу -  это и есть основная задача. Необходимо стараться развить талант ребенка, сохраняя в нем свежесть и непосредственность чувств через эмоционально - образное мышление на уроках фортепиано.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.