Урок музыки в 1 классе «Музыкальные лады» (Специальность фортепиано)
Открытый урок
по специальности фортепиано с учащейся 1-го класса.
Тема урока: « Музыкальные лады » (Слайд)
Вид урока: урок по формированию мотивации к обучению через развитие творческой активности.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы и приемы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховые (показ с демонстрацией приѐмов, наблюдение);
- эмоционально-познавательные (использование образных сравнений);
- практические (работа на инструменте)
(Слайд)
Цель урока:
- формирование знаний о музыкальных ладах посредством творческой деятельности, способствующей мотивации и стойкому интересу к процессу обучения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания о музыкальных ладах;
- формировать умения различать мажор и минор;
- формировать знания о мажорных и минорных «настроениях» в произведениях искусства.
Развивающие:
- развивать образное восприятие музыки;
- развивать умение раскрывать художественные образы и задумки исполняемых пьес;
- развивать творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к музыке;
- воспитывать положительное отношение к процессу обучения;
- воспитывать стойкий интерес к инструменту фортепиано.
Оборудование и материалы:
• музыкальный инструмент (фортепиано);
• нотный материал;
• дидактический материал (карточки);
• мультимедийное сопровождение (ноутбук, экран, презентации).
Применяемые технологии:
• игровые;
• информационно-коммуникативные;
• здоровьесберегающие.
Ожидаемые результаты:
• сформировано знание о музыкальных ладах;
• развита творческая деятельность обучающегося;
• обучающийся мотивирован, имеет стойкий интерес к процессу обучения.
План занятия:
1. Организационный этап.
• Вступительное слово педагога;
• Приветствие. Психологический настрой учащегося;
• Сообщение темы урока и его задач;
• Повторение пройденного материала.
2. Основная часть. Практическая.
• Введение в новую тему «Музыкальные лады»;
• Физкультминутка;
• Лады в звуке, цвете, слове.
3. Заключительная часть.
• Подведение итогов;
• Выводы;
• Рефлексия;
• Домашнее задание.
Ход урока:
Вступление.
Я, как и многие педагоги, часто задавалась вопросами, которые стали особенно актуальными в наш век компьютерных и информационных технологий: «Как заинтересовать ребёнка на начальном этапе знакомства с музыкой? Как ввести его в этот сложный, но и, одновременно, очень разнообразный и интересный мир? Как не спугнуть его на первых шагах?»
Как сделать так, чтобы музыка в жизни маленького человека стала приоритетом наряду с другими соблазнами? Ведь проще нажать на кнопку, без лишних усилий, и посмотреть мультфильм или поиграть в компьютерные игры, которые в большинстве своём тормозят развитие ребёнка.
Поэтому, опираясь на методику наших классиков, и, ознакомившись с методической литературой современных педагогов, я стала выстраивать свой план проведения уроков на начальном периоде обучения игре на фортепиано.
Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем. И поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь", "заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, я считаю необходимо строить урок в форме увлекательной игры.
Игру на фортепиано ребенок должен воспринимать как новое развлечение. Задача педагога - направить это развлечение. Для этого можно использовать все, что будит воображение ребенка.
Сегодня мы проведём урок с ученицей 1 класса. Покажем, чему мы уже научились.
-
Повторение.
• Однажды Незнайка заполнял анкету « Что я знаю о музыке» и, как всегда, всё перепутал. Помоги Незнайке исправить ошибки.
(Слайд)
Знак повышения звука –
Если мы слышим два разных по высоте звука ,то это –
Стаккато –
Музыкальные регистры –
Музыкальные оттенки –
Скрипичный ключ–
-----------------------------------------------------
• Послушай стихотворение.
(Слайд)
Гордо носит гребешок
Раскрасавец – петушок.
Вместе с солнышком встаёт,
По утрам его зовёт.
М. Приходкина.
1) Прохлопай ритмический рисунок.
2) Сочини песенку на этот ритм, используя любой интервал.
--------------------------------------------------------
• Музыкальная арифметика. Посчитай доли.
(Карточки)
------------------------------------------------------
-
Введение в новую тему.
(Слайд)
• Упражнение «Путеводная нить».
1)Проследи и прочитай музыкальное правило.
Лад- это семья звуков, которые ладят между собой.
2)Определи, в каких отрывках есть лад, а в каких нет. (Примеры)
Тема урока: «Музыкальные лады».
(Слайд)
• Сказка про лады.
------------------------------------------------------
• «Одуванчик» - чтение нот с листа.
1) Определи лад.
2) Что нам подсказывает о смене лада? (характер, оттенки, знаки при ключе)
2.3 Итак, с какими ладами мы сегодня познакомились?
2.4 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(Слайд)
-Произошла ошибка. Когда Мажор и Минор собрались к нам в гости, они перепутали свою музыку. Давай им поможем разобраться и определим, какое произведение в каком ладу звучит?
• «По дороге жук, жук»
• «Кузнечик»
(Слайд)
• Рассмотрим иллюстрации.
1)Что на них изображено?
2)Если сочинить музыку по этой картине, в каком ладу она будет написана? - 3)Какие цвета ты отнесёшь к минорным тонам, а какие к мажорным?
(Ученица анализирует три разнохарактерные картины)
• Послушай фрагменты стихотворений А.Н.Плещеева.
1)Если бы мы сочиняли музыку к ним, в каких ладах звучала бы музыка?
(Слайд)
1 .Осень наступила, 2.Травка зеленеет,
Высохли цветы, Солнышко блестит;
И глядят уныло Ласточка с весною
Голые кусты. В сени к нам летит.
• В заключении исполним песенку «Земляника и лягушки».
(Слайд)
3. Заключительная часть. Итог урока.
-Итак, сегодня мы повторили нотную грамоту, познакомились с мажорным и минорным ладом, а также научились распознавать их не только музыке, но и живописи, и в литературе.
Домашнее задание.