12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вержинская Ольга Вячеславовна16
1

Мастер-класс «Визуальные методы организации материала на уроках с использованием развития критического мышления у учащихся младших классов»

Визуальные методы организации материала на уроках с использованием развития критического мышления у учащихся младших классов.

Совсем недавно я познакомилась с технологией развития критического мышления и теперь постепенно внедряю её в свою практику. Положительным качеством этой технологии является наличие конкретных методических разработок и приемов по её использованию.  Надо отметить, что данная технология позволяет формировать исследовательскую культуру школьников, способствует общему развитию мышления школьников. В результате учащийся учится критически мыслить, владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации, учится выделять противоречия, аргументировать свою точку зрения, использовать различные ресурсы. Таким образом, образование становится осознанным, повышается коммуникационный потенциал личности. Предлагаю познакомиться с некоторыми методическими приемами технологии развития критического мышления

Ценность рисунков и схем на любой стадии урока очень высока, поэтому я хочу показать вам мастер-класс, в котором продемонстрирую визуальную подачу материала. Данные графические задания, как я убедилась из собственной практики, способствуют развитию критического мышления.

Начну с того, что развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Именно, технология РКМ помогает:

проводить уроки в оптимальном режиме;

высокий уровень работоспособности обучающихся;

усвоение знаний в процессе постоянного поиска.

Важным является то, что данная технология направлена на развитие ученика

Оценочность

Открытость новым идеям

Собственное мнение

Рефлексия собственных суждений

В основе ТРКМ
лежит базовая модель:

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

ВЫЗОВ

Введение в проблему или актуализация имеющего опыта и знаний обучающихся.

ОСМЫСЛЕНИЕ

Изучение нового материала.

РЕФЛЕКСИЯ

Закрепление материала, проверка усвоения.


 


 

К стадии вызова можно соотнести следующие приемы:

«Мозговая атака»

«Верите ли вы, что»

«Корзина идей»

«Таблица «З – Х –У»

«Дерево предсказаний»

На стадии осмысления можно применить :

Кластер

Таблица «З-Х-У»

Чтение с остановками

Бортовой журнал

Во время рефлексии логичным будет использовать:

Синквейн

Таблица тонких и толстых вопросов

Ассоциации

В чём же различия?


И все-таки, что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности


 

Предлагаю перейти к практике.

Прием «Верные или неверные утверждения».

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

ветер может разрушить горы?

опавшие осенью листья вредят почве?

1см почвы образуется за 300 лет?

норы животных, живущих в почве, разрушают её?

растения участвуют в образовании почвы?

почва и камень родственники?

почва – наша кормилица?


 


 

«Дерево предсказаний»

Обратите внимание на таблицу Таблица «З-Х-У»

Этот прием графической организации материала помогает собрать уже имеющие по теме информацию, расширит и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

Первые две графы заполняют на стадии вызова, третью на стадии осмысления.


 

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Степь – природная зона

Как выглядит степь в разное время года?

Кто живет в степи?


 


 


 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова признаки

отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Каким членом предложения являются и как подчёркиваются в предложении?

Слова признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложении являются второстепенным членом и подчёркиваются волнистой линией .

Познание мира
«Откуда пришла книга?»


 

Бортовые журналы – обобщающее названии различных приемов обучающего письма , согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:


 

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз т остановок, учащиеся заполняют правую графу бортового журнала, связывая полученную информацию со своим видение мира, со своим личным опытом

Методика «Бортовой журнал»

Схема заполнения журнала
Имя _____________________________________
Тема ______________________________________
Дата ______________________________________
Время работы_____________________________

Ключевые понятия

Рисунок или схема


 

В приеме «Ключевые слова»- запишите всё, что вы знаете о познавательном объекте.


 

Можно предложить «Перепутанные логические цепочки».

Пронумеровать планеты

в зависимости от удалённости от Солнца.

Венера

Земля

Юпитер

Меркурий

Марс

Сатурн

Нептун

Уран

Плутон

Кластер

Очень эффективным приемом по окружающему миру является кластер. Их данных схем отчетливо прослеживаются взаимосвязи, учащиеся с легкостью делают выводы, рассуждают.


 


 


 

. Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.


 

Сюжетная таблица
Литературное чтение.
Н.Носов «Заплатка»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Бобка

Порвал штаны

Однажды

На заборе

Зацепился

Мама

Ругала

Увидела

   

Ребята

       

Бобка

       

«V» -

уже знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?» -

не понял, есть вопрос

Имя 

существительное -это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает 

на 

вопросы   

кто?    или   что?

   Имена  существительные  бывают 

мужского, 

женского  или 

среднего  рода.

В  русском  языке 

шесть  падежей:  именительный, 

родитель

ный, 

дательный,  винитель

ный,  творительный, 

предлож

ный.

Есть  имена  существи

тельные, которые  не  склоняются: пальто, 

метро, радио, 

кино, 

шоссе.

Имена  

Существитель

ные 

изменяются 

по   падежам.

Инсерт

Урок по русскому языку по теме «Имя существительное». Для изучения было предложен текст для самостоятельного чтения. После, нужно заполнить данную таблицу.

   Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту?

- Что осталось непонятным?

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМЧП.


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.