Мастер-класс «Визуальные методы организации материала на уроках с использованием развития критического мышления у учащихся младших классов»
Визуальные методы организации материала на уроках с использованием развития критического мышления у учащихся младших классов.
Совсем недавно я познакомилась с технологией развития критического мышления и теперь постепенно внедряю её в свою практику. Положительным качеством этой технологии является наличие конкретных методических разработок и приемов по её использованию. Надо отметить, что данная технология позволяет формировать исследовательскую культуру школьников, способствует общему развитию мышления школьников. В результате учащийся учится критически мыслить, владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации, учится выделять противоречия, аргументировать свою точку зрения, использовать различные ресурсы. Таким образом, образование становится осознанным, повышается коммуникационный потенциал личности. Предлагаю познакомиться с некоторыми методическими приемами технологии развития критического мышления
Ценность рисунков и схем на любой стадии урока очень высока, поэтому я хочу показать вам мастер-класс, в котором продемонстрирую визуальную подачу материала. Данные графические задания, как я убедилась из собственной практики, способствуют развитию критического мышления.
Начну с того, что развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
Именно, технология РКМ помогает:
проводить уроки в оптимальном режиме;
высокий уровень работоспособности обучающихся;
усвоение знаний в процессе постоянного поиска.
Важным является то, что данная технология направлена на развитие ученика
Оценочность
Открытость новым идеям
Собственное мнение
Рефлексия собственных суждений
В основе ТРКМ
лежит базовая модель:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
ВЫЗОВ |
Введение в проблему или актуализация имеющего опыта и знаний обучающихся. |
ОСМЫСЛЕНИЕ |
Изучение нового материала. |
РЕФЛЕКСИЯ |
Закрепление материала, проверка усвоения. |
К стадии вызова можно соотнести следующие приемы:
«Мозговая атака»
«Верите ли вы, что»
«Корзина идей»
«Таблица «З – Х –У»
«Дерево предсказаний»
На стадии осмысления можно применить :
Кластер
Таблица «З-Х-У»
Чтение с остановками
Бортовой журнал
Во время рефлексии логичным будет использовать:
Синквейн
Таблица тонких и толстых вопросов
Ассоциации
В чём же различия?
И все-таки, что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности
Предлагаю перейти к практике.
Прием «Верные или неверные утверждения».
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
«Дерево предсказаний»
Обратите внимание на таблицу Таблица «З-Х-У»
Этот прием графической организации материала помогает собрать уже имеющие по теме информацию, расширит и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
Первые две графы заполняют на стадии вызова, третью на стадии осмысления.
«Знаю» |
«Хочу узнать» |
«Узнал» |
Степь – природная зона |
Как выглядит степь в разное время года? Кто живет в степи? … |
… |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Слова признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
Каким членом предложения являются и как подчёркиваются в предложении? |
Слова признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложении являются второстепенным членом и подчёркиваются волнистой линией . |
Познание мира
«Откуда пришла книга?»
Бортовые журналы – обобщающее названии различных приемов обучающего письма , согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз т остановок, учащиеся заполняют правую графу бортового журнала, связывая полученную информацию со своим видение мира, со своим личным опытом
Методика «Бортовой журнал»
Схема заполнения журнала
Имя _____________________________________
Тема ______________________________________
Дата ______________________________________
Время работы_____________________________
Ключевые понятия |
Рисунок или схема |
В приеме «Ключевые слова»- запишите всё, что вы знаете о познавательном объекте.
Можно предложить «Перепутанные логические цепочки».
Пронумеровать планеты
в зависимости от удалённости от Солнца.
Венера
Земля
Юпитер
Меркурий
Марс
Сатурн
Нептун
Уран
Плутон
Кластер
Очень эффективным приемом по окружающему миру является кластер. Их данных схем отчетливо прослеживаются взаимосвязи, учащиеся с легкостью делают выводы, рассуждают.
. Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»:
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь. |
Сюжетная таблица
Литературное чтение.
Н.Носов «Заплатка»
|
||||||||||||||||||||||||||||
«V» - уже знал |
«+» - новое для меня |
«-» - думал иначе |
«?» - не понял, есть вопрос |
|||||||||||||||||||||||||
Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. |
В русском языке шесть падежей: именительный, родитель ный, дательный, винитель ный, творительный, предлож ный. |
Есть имена существи тельные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. |
Имена Существитель ные изменяются по падежам. |
Инсерт
Урок по русскому языку по теме «Имя существительное». Для изучения было предложен текст для самостоятельного чтения. После, нужно заполнить данную таблицу.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту?
- Что осталось непонятным?
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМЧП.