Открытый урок по классу фортепиано «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в младших классах»
Салова Светлана Владимировна
преподаватель фортепиано
КГКП «Детская школа искусств №3»
город Сарань Карагандинской области
Казахстан
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛЫШАНИЯ
В РАБОТЕ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Тема: «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в младших классах»
Наименование дисциплины: урок специальности
Цель занятия: Закрепить теоретические знания о полифонии, применить полученные знания, навыки и умения в исполнении полифонических произведений
Тип урока: развивающе-обобщающий
Порядок проведения урока: исполнение полифонических пьес и показ методов работы над ними в процессе изучения
Технические средства: Фортепиано, ноты музыкальных произведений
Литература: А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор» 1985 г.
План урока: 1. Приветствие. Организационный этап.
2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.
3. Порядок исполняемых произведений:
И.Бах Менуэт ре-минор
А.Караманов Канон Соль-мажор
А.Гедике Русская песня
Урок проводится с ученицей 2 класса фортепианного отделения.
ХОД УРОКА:
Наш сегодняшний урок посвящен полифонии, и в начале этого занятия мы поговорим о том, что такое полифония.
Вопросы к ученице:
1. От слияния каких двух греческих слов произошло слово «полифония»? (poly – много, phone – звук, голос)
2. Что такое полифония? (многоголосье)
3. Сколько голосов может быть в полифонии? (два и более)
4. Есть ли в полифониях аккомпанемент? (нет)
5. Сколько видов полифонии ты знаешь? (три)
6. Перечисли три вида полифонии. (контрастная, имитационная, подголосочная)
Сегодня мы будем говорить о каждом виде полифонии.
КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ – что это за вид полифонии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое контраст. Контраст – это резкое отличие между чем-либо. В русском языке контрастными являются слова, противоположные по значению, слова-антонимы: сладкий – горький, горячий – холодный, белый – черный. В музыке так же есть контрасты: регистр: верхний – нижний; длительности: долгие – короткие; штрих: легато – стаккато; динамические обозначения: форте – пиано, крещендо – диминуэндо.
Итак, в контрастной полифонии мы имеем два голоса, каждый из которых ведет свою самостоятельную мелодию, и, при этом, эти голоса контрастируют между собой (сильно отличаются друг от друга).
Вопросы к ученице:
1. Какие произведения обычно относятся к контрастной полифонии? (старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, куранта, жига и др.)
2. Какое произведение из тех, что мы выучили в этом году, относится к контрастной полифонии? (Менуэт Иоганна Себастьяна Баха)
Иоганн Себастьян Бах – старинный немецкий композитор, величайший полифонист.
Менуэт – старинный танец, в умеренном темпе, в размере три четверти. Танцевали менуэты во дворцах, на балах, характерные движения – поклоны, приседания (иллюстрация на стр.71 А.Атоболевская «Первая встреча с музыкой»)
Менуэт ре-минор, который мы изучаем, включен в сборник «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» и написан Бахом не для того, чтобы под эту музыку танцевали, а как учебное произведение, для жены Анны Магдалены. Характер менуэта – напевный, мягкий, плавный, больше похож на песню. Форма – двухчастная, каждая часть повторяется с разными окончаниями. Тональность – ре минор.
(ученица исполняет произведение)
В чем заключается контраст голосов в этом произведении? (регистры, длительности, направление движения голосов, протяженность мелодических фраз, динамические оттенки)
Методы работы над контрастной полифонией (педагогам):
Основная задача при изучении полифонии – научиться слышать и вести самостоятельные мелодические линии голосов, поэтому каждый голос требует тщательной проработки. Работаем кусочками по четыре такта:
1. Учим каждый голос сначала со счетом, затем – с пением нот (показ).
2. Ученик играет и поет один голос, педагог играет другой голос, затем – наоборот (показ).
3.Ученик играет верхний голос, педагог – нижний в октавном удвоении (показ).
4.Ученик играет оба голоса, но увеличивает расстояние между голосами (показ).
При работе над каждым голосом анализируем построение мелодии, развитие, кульминацию, отрабатываем отдельные элементы.
ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ
Второй вид полифонии, о которой мы сегодня будем говорить, имитационная полифония.
Вопросы к ученице:
1. Что такое имитация? (подражание). В основе имитационной полифонии лежит какая-либо тема (мелодия), которая звучит поочередно во всех голосах.
2.Какие произведения относятся к имитационным полифониям? (каноны, инвенции, фуги, фугетты). Самый простой вид имитационной полифонии – канон. Канон – полифоническое произведение, в котором каждый из одинаковых голосов вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.
Ученица исполняет Канон Соль-мажор А.Караманова.
Вопросы к ученице:
1. Сколько раз проводится тема? (четыре)
2. В каких регистрах проводится тема? (средний, нижний, верхний, средний)
Методы работы над имитационной полифонией (педагогам):
1. Учим тему сначала со счетом, затем с пением нот (показ).
2. Играем все проведения темы (показ).
3. Учим противосложение, отрабатываем двухголосие левой рукой в конце (показ).
4. Соединяем двумя руками, слушаем вступление и проведения темы. Особо прорабатываем второе проведение темы (в басу): левой рукой играем громко тему, правой – противосложение, слегка прикасаясь к клавишам (показ).
(исполнение всего произведения еще раз)
ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ
Третий вид полифонии – подголосочная полифония.
Вопросы к ученице:
1. Что характерно для этого вида полифонии? (Здесь главный голос – запевала, остальные – подголоски, делают мелодию более красочной, выразительной)
2. Какие произведения относятся к подголосочным полифониям? (Обработки народных песен)
«Русская песня» - так называется последнее произведение, которое мы сейчас покажем.
(ученица исполняет «Русскую песню» А.Гедике)
Вопросы к ученице:
1. Кто написал эту пьесу? (А.Гедике)
2. Сколько частей в этом произведении? (две)
3. Какая рука исполняет главный голос? (правая)
4. Что играет левая рука? (подголоски)
5. Сколько голосов в подголосках? (два)
6. Какая тональность? (Соль-мажор)
Методы работы над подголосочной полифонией (педагогам):
1.Разбираем и учим главный голос сначала со счетом, затем – с пением нот.
2.Разбираем подголоски, слушаем и поем двухголосие в подголосках («мужские» и «женские» голоса).
3.Соединяем двумя руками. Прорабатываем трудные места.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛУХ ПРОЙДЕННЫХ ВИДОВ ПОЛИФОНИИ
Ученица слушает музыкальные произведения в исполнении педагога и на слух определяет виды полифонии.
Подведение итога урока.