Открытый урок на тему «Развитие музыкально-ритмических способностей у учащихся младших классов на отделении хореографии в ДШИ»

1
0
Материал опубликован 13 April 2020

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по предмету «Ритмика» 2 класс ДПОП

«Хореографическое творчество»

по теме: «Развитие музыкально-ритмических способностей у учащихся

младших классов на отделении хореографии в ДШИ»

 

Выполнила: преподаватель

хореографических дисциплин

Елена Владимировна Елисеева,

концертмейстер Светлана Сергеевна Гурба

 

Краснокаменск 2020

Содержание

 

Пояснительная записка…….……………………………………….............................…………..3

План-конспект открытого урока по предмету «Ритмика» по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей в младших классах на отделении хореографии в ДШИ»……………………………………..................................................……4

Ход урока…………………………………………………..................................……………………….5

- Организационный момент..….……………………………............................………………….5

- Практическая часть………………………………………..............................……………………6

Работа на середине зала:

1. Поклон……………………………………………….............................……………………...6

2. Марш на месте……………………………………………............................………………7

3. Разминка по кругу:

- танцевальный шаг......................................................................................................9

- шаг на высоких полупальцах в сочетании с хлопками, шаг на пятках по I выворотной позиции......................................................................................................................10

- бег по кругу……………………………………………………………….................................…….11

4. Закрепление музыкальной грамоты………..……….........................…………….11

5. Шумовой оркестр……………………………………………................................………13

6. Фигурная маршировка…………………………………….............................………….14

7. Port de bras……………………………………………………...............................………..17

8. Комбинация притопов и хлопков…………………….........................………………17

9. Хлопушка «веер»……………………………………........................……………………19

10. Дробь……………………………………………………...........................………………...20

11. Марш на диагональ………………………………………….......................…………...22

Работа по диагонали зала:

12. Подскоки………………………………...........................………………………………….22

13. Переменный шаг…………….......................…………………………………………....24

14. Галоп в парах…………………........................……………………………………….….26

15. Шаг на полупальцах с захлёстом работающей ноги назад...……..............27

16. Прямой галоп………........................……………………………………………………..28

17. Полька………….........................…………………………………………………….….….29

18. Шаг на полупальцах с высоким подниманием колена вперёд……..........30

19. Прыжки с поджатыми ногами назад ……...................…………………………..31

20. Хороводный шаг…………........................………………………………………………31

Кода:

21. Прыжки на месте и в повороте по точкам зала…………...............………….32

22. Поклон……………………………………………………............................………………34

- Заключительная часть урока……………………..........................…………………………..34

Заключение………………………………………………………………...............................……...34

Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы……...................…………...36

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная методическая разработка урока по предмету «Ритмика» составлена на основе и с учетом ФГТ к Дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области хореографического искусства, а также на основе программы «Ритмика» Шумкиной О.Ю. (Краснокаменск, 2013) и является обобщением собственного опыта работы в качестве преподавателя хореографических дисциплин в ДШИ.

Целью данной работы является подробное изложение открытого урока по предмету «Ритмика» (2 класс ДПОП) с детальным описанием движений и комбинаций, используемых на уроках с учётом методических требований.

Содержание методической разработки включает в себя пояснительную записку, цели и задачи урока, формы и методы работы, план и развернутый конспект урока, заключение, использованную литературу и интернет-ресурсы.

Данный урок является подготовительным занятием к контрольному уроку I полугодия. В ходе открытого урока показана работа над метроритмом, длительностями, музыкальной формой (фраза, предложение, период, вступление и заключение), освоением сильных и слабых долей и пульсацией в ранее изученных движениях и комбинациях. В работе над размером 3/4 с учащимися была проведена форма коллективного музицирования в виде шумового оркестра. При выполнении ритмических упражнений и танцевальных движений были использованы различные рисунки танца: круг, два круга, диагонали, колонны, линии, прочёсы и т.д.

Урок был проведён совместно с концертмейстером народного отделения (аккордеон).

Актуальность и значение работы заключается в информационных и практических рекомендациях для профессиональной деятельности в области хореографического искусства в ДШИ.

Данная методическая разработка открытого урока адресована преподавателям ритмики в классе хореографии ДШИ и педагогам хореографических студий.

 

План-конспект открытого урока по предмету «Ритмика»

по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей

в младших классах на отделении хореографии в ДШИ»

 

Цель: закрепить приобретённые музыкально-ритмические навыки и двигательные способности.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;

- развитие осмысленного исполнения движений.

Развивающие:

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие танцевально-ритмической координации;

- развитие музыкальности;

- развитие темпо-ритмической памяти.

Воспитательные:

- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;

- формирование чувства ответственности;

- активизация творческих способностей.

Методы обучения:

- практический,

- наглядный (практический показ);

- словесный (объяснение, беседа);

- метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);

Тип урока: закрепление знаний, выработка умений и навыков.

Вид урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Адресат: учащиеся 2 класса хореографического отделения ДШИ по ДПОП.

Материально-техническое обеспечение урока: хореографический зал, оснащённый зеркальным полотном, музыкальные инструменты для шумового оркестра – колокольчики, бубны.

 

Ход урока

-Организационный момент.

Приветствие учащихся, организация внимания детей, регулировка эмоционального состояния, настрой на продуктивную коллективную работу.

Преподаватель: «Добрый день. Вы все заметили, что к нам на урок пришли гости. Попрошу вас волнение отставить в сторону, работаем в обычном режиме».

Сообщение цели и задач урока.

Преподаватель: «Сегодняшнее занятие – это подготовка к контрольному уроку за первое полугодие. Отрабатываем все пройденные движения, повторяем и закрепляем выученные комбинации. Ваша задача – слушать внимательно музыку и исполнять комбинации и движения строго под музыку. По ходу урока мы повторим теоретический материал и попробуем применить его в музыкально-ритмической игре «Шумовой оркестр». Попрошу вас активно поработать на уроке, внимательно слушать и слышать меня и концертмейстера. Пожалуйста, стоим, готовы. Поклон».

 

Практическая часть

Работа на середине зала:

1. Поклон – р.н.п. «Девица у ворот», (2/4)

Преподаватель: «Поясной поклон – это элемент народно-сценического танца. А задача народно-сценического танца – эмоциональное, ансамблевое исполнение. Поэтому постарайтесь поклон станцевать. При этом обратите внимание на то, чтобы корпусом оставался подтянутым. Это придаст вашему исполнению величественности и торжественности».

Обращаясь к концертмейстеру: «Пожалуйста».

Исходное положение – III выворотная позиция ног, руки опущены вдоль корпуса голова прямо взгляд – перед собой.

Звучит вступление

1, 2 такты – 3 шага вперёд по I позиции с правой ноги. Корпус спокоен, руки опущены вниз, взгляд прямо перед собой. На 2-ую четверть 2-го такта левая нога подставляется в III позицию сзади правой ноги. На 4-ую восьмую правая рука прямая поднимается до уровня II позиции, корпус ещё сильнее вытягивается, подбородок чуть приподнимается.

3 такт – исполняется поясной поклон, правая рука закрывается в V позицию к левому плечу, локоть чуть приподнят, корпус остаётся прямым.

4 такт – прямой корпус поднимается в исходное положение, правая рука спокойно опускается вниз.

5, 6 такты,– 3 шага назад с левой ноги. Плечами и затылком чуть податься назад. Шаг исполняется в длину, точно за плечо, через проходящее, заниженное cou de pied, раскрывая колено рабочей ноги в сторону. Руки остаются неподвижны. На 2-ую четверть 6-го такта правая нога подставляется в III позицию впереди левой ноги. На 4-ую восьмую правая рука прямая поднимается до уровня II позиции, корпус ещё сильнее вытягивается, подбородок чуть приподнимается.

7 такт – исполняется поясной поклон, правая рука закрывается в V позицию к левому плечу, локоть чуть приподнят, корпус остаётся прямым.

8 такт – прямой корпус поднимается в исходное положение, правая рука спокойно опускается вниз.

Преподаватель: «В момент, когда рука закрывается в V позицию, необходимо удлинить её, показав широту и простор земли русской».

2. Марш на месте – «Звонкая песня», музыка А. Негго, (4/4)

Учащиеся делятся на две половины. Комбинация состоит из нескольких частей. Каждая часть исполняется сначала первой группой учащихся, затем второй. Объём каждой части равен одному музыкальному периоду. Комбинация включает в себя марш на месте, в повороте на 90º вправо и влево, в сочетании с хлопками на сильную долю, на каждую четверть, на первую и третью четверть такта и т.д. Необходимо следить за точностью исполнения хлопков (ансамблевое исполнение). Повороты вправо исполняются с правой ноги, повороты влево – с левой.

1, 2 такты – обе группы учащихся исполняют марш на месте, руки в IV позиции;

3, 4 такты – обе группы учащихся исполняют марш на месте с хлопками на каждую четверть такта;

5, 6 такты – повторяются 1-ый и 2-ой такты;

7, 8 такты – повторяются 3-ий, 4-ый такты;

9, 10 такты – первая группа учащихся исполняет марш на месте, руки в IV позиции, вторая группа – пауза;

11, 12 такты – первая группа исполняет хлопки на каждую четверть такта, вторая группа – пауза;

13-16 такты – первая группа – пауза, вторая группа учащихся исполняет комбинацию 9-12 тактов;

17, 18 такты – первая группа учащихся исполняет марш на месте, вторая группа – пауза;

19, 20 такты – первая группа – пауза, вторая группа исполняет хлопки на каждую четверть такта;

21, 22 такты – первая группа исполняет хлопки на каждую четверть такта, вторая группа – пауза;

23, 24 такты – первая группа - пауза, вторая группа исполняет марш на месте;

25, 26 такты – первая группа исполняет марш в повороте в 3 точку зала, вторая группа, вторая группа исполняет хлопки: 25 такт – на каждую четверть, 26 такт – три хлопка на каждую восьмую, пауза на четвёртую восьмую; три хлопка на каждую восьмую и пауза на последнюю восьмую такта;

27, 28 такты – первая группа исполняет марш в повороте в 5 точку зала и одновременно хлопки на каждую четверть такта, вторая группа – пауза;

29, 30 такты – повторяются такты 25, 26, марш в повороте продолжается в 7 точку зала;

31, 32 такты – повторяются такты 27, 28 поворот продолжается в 1 точку зала;

33-40 такты – повторяется комбинация 25-32 тактов, но комбинации групп меняются (первая группа исполняет комбинацию второй группы, вторая – комбинацию первой группы), повороты исполняются по точкам зала 7, 5, 3, 1 в левую сторону с левой ноги;

41-42 такты – первая группа исполняет марш в повороте в 8 точку зала с хлопками на каждую четверть такта, вторая группа - пауза;

43,44 такты – первая группа продолжает марш в повороте в точку 6 без хлопков, вторая группа исполняет хлопки:

«раз и, два и, три и, четыре и, раз и, два и» - три хлопка половинной длительности;

«три» – один хлопок;

«и» – пауза;

«четыре» – два хлопка;

«и» – пауза;

45, 46 такты – первая группа повторяет комбинацию 41-42 тактов, продолжая марш в повороте в 4 точку зала, вторая группа – пауза;

47, 48 такты – первая группа повторяет комбинацию 43-44 тактов, продолжая марш в повороте в точку 2;

49-56 такты – повторяется комбинация 41-48 такты, при этом группы меняются комбинациями.

Преподаватель: «Хорошо. Но мне не хватило чёткости исполнения марша в повороте. У вас не получилось чеканного шага, потому что вы расслабили стопы. Повторим марш в повороте ещё раз. И обратите внимание на то, в какую позицию приходит работающая нога. Она не должна раскрываться во II позицию, а должна приходить в I прямую».

3. Разминка по кругу:

- танцевальный шаг по I позиции на каждую четверть, шаг на высоких полу пальцах по I позиции на каждую четверть, шаг на пятках по I позиции на каждую четверть (следить за подтянутостью корпуса) – р.н.п. «Субботея», (2/4)

Начиная с центральной девочки, учащиеся по одному начинают выстраиваться на круг, соблюдая интервал в один такт (каждый следующий учащийся начинает движение на сильную долю каждого такта). Движение идёт по ходу против часовой стрелки. Это даёт возможность учащимся двигаться по широкому кругу, делая шаг с правой ноги из круга. Как только учащиеся вышли на круг, с новой музыкальной фразы исполняется танцевальный шаг с носка по первой выворотной позиции в следующей раскладке:

1 такт

«раз и» – правая нога приемом battemente tendu выводится вперёд на носок. Следим за натянутостью и выворотностью обеих ног и за тем, чтобы «квадрат» плеч и бёдер соблюдался;

«два и» – подворачивая пятку правой ноги в выворотное положение, делаем шаг на правую ногу, левая нога до предела вытягивается. Следим за натянутостью ног в коленном суставе, в стопе и пальцах, проверяем выворотность обеих ног, при подтянутом и неподвижном корпусе.

2 такт:

«раз и» – левая нога приёмом battemente tendu закрывается в I позицию;

«два и» – пауза;

3-4 такты – движение продолжается с другой ноги.

- шаг на высоких полупальцах в сочетании с хлопками, шаг на пятках по I выворотной позиции – р.н.п. «Субботея», (2/4)

Продолжительность каждой комбинации – два музыкальных предложения (16 тактов).

1-3 такты – шаги с правой ноги на высоких полупальцах по I прямой позиции на каждую четверть такта, сопровождаемые хлопками, также на каждую четверть такта;

4 такт – шаги с правой ноги продолжаются на каждую четверть, исполняется три хлопка на каждую восьмую долю, на четвёртую восьмую выдерживается пауза;

5-16 такты – комбинация повторяется.

17-20 такты – шаги на пятках с правой ноги по I выворотной позиции, руки согнутые в локтях находятся за спиной в VII позиции;

21-22 такты – шаги на высоких полупальцах с правой ноги на каждую четверть такта, сопровождаемые хлопками на каждую четверть такта;

23-24 такты – шаги на высоких полупальцах с правой ноги на каждую четверть такта, сопровождаемые тройными хлопками на каждую восьмую долю такта, на четвёртую восьмую каждого такта выдерживается пауза;

25-26 такты – повторяется комбинация 21-22 тактов;

27-28 такты – повторяется комбинация 23-24 тактов.

Преподаватель: «Ритмически с заданием справились неплохо. При исполнении шага на пятках, я попрошу вас обратить внимание на колени и корпус. Колени необходимо вдавить до предела, а позвоночник взять в мышечный корсет. Особенно хорошо нужно подтянуть ягодичные мышцы и мышцы живота».

- бег по кругу с поджатыми ногами назад, вперёд коленями до груди; с прямыми ногами вперёд, назад на каждую четверть такта – «Утушка Луговая» обработка Н. Чайкина, (2/4)

Преподаватель: «Во время исполнения движения необходимо следить за натянутостью и выворотностью ног, подтянутостью корпуса, за «крепкой» IV позицией рук, а также за чётким совпадением движения и музыкальной фразы. Во всех видах бега каждый шаг исполняется на каждую четверть такта».

Учащиеся исполняют бег.

Преподаватель: «Ещё раз повторим бег с прямыми ногами вперёд, назад. Работающая нога должна быть прямая и натянута как заточенный карандаш, а макушкой необходимо «подцепиться к потолку». Это поможет вам закрепить корпус. Проследите за тем, чтобы сзади нога не висела, а так же как вперёд поднималась на 45º».

Учащиеся после разогрева остаются в кругу лицом в круг.

4. Закрепление музыкальной грамоты.

Преподаватель: «Сейчас мы с вами вспомним музыкальную грамоту. Скажите, какие музыкальные размеры мы уже разобрали?»

Учащиеся: «4/4, 2/4».

Преподаватель: «Ещё кто помнит, какие бывают музыкальные размеры?»

Учащиеся: «3/4»

Преподаватель: «Какой самый распространённый танец с музыкальным размером 3/4?»

Учащиеся: «Вальс».

Преподаватель: «Хорошо. А как мы определяем музыкальный размер?»

Учащиеся: «По количеству долей в такте. В музыкальном размере 2/4 – две доли. В музыкальном размере 3/4 – три доли в такте и т.д.»

Преподаватель: «А что значит сильная доля? Дайте определение сильной доли».

Учащиеся: «Сильная доля - это доля, на которую падает ударение».

Преподаватель: «На какую долю чаще всего падает ударение?»

Учащиеся: «На первую».

Преподаватель: «Хорошо. Сейчас попробуем с вами определить музыкальный размер отрывка, который исполнит Светлана Сергеевна. Сначала вы внимательно слушаете и стараетесь услышать сильную долю. Затем постарайтесь просчитать расстояние от сильной до сильной доли. Кстати, как называется расстояние от сильной до сильной доли?»

Учащиеся: «Расстояние от сильной до сильной доли называется тактом».

Преподаватель: «Правильно, это такт. И когда вы просчитаете такт, попробуйте все вместе прохлопать сильную долю».

Звучит музыкальный пример 2/4. Учащиеся, следуя указаниям педагога, просчитали такт и прохлопали сильную долю.

Преподаватель: «И так, какой размер музыкального отрывка, который сейчас прозвучал? Вы готовы ответить?»

Учащиеся: «Да. Это 2/4, потому что в одном такте две доли».

Преподаватель: «Совершенно верно. Слушаем ещё один пример». Обращаясь к концертмейстеру: «Пожалуйста».

Звучит вальс.

Учащиеся, прослушав несколько тактов, начинают определять сильную долю.

Преподаватель: «Кто готов ответить? Пожалуйста».

Учащийся: «Музыкальный размер 3/4, это вальс».

Преподаватель: «Правильно, это вальс. А как вы определили, что это именно вальс. Арина, можешь нам ответить?»

Учащаяся: «Потому что от сильной до сильной всего три доли».

5. «Шумовой оркестр» – эстонская «Вяндра-полька», (3/4)

Преподаватель: «Да, совершенно точно. Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Шумовой оркестр». Я раздам вам бубны и колокольчики. Используя их, мы закрепим на практике материал, который только что повторили. Концертмейстер нам поможет. Светлана Сергеевна исполнит музыкальный отрывок. Сразу оговорюсь, это будет произведение с музыкальным размером 3/4. Вы по моей команде будете стучать либо сильную долю, либо четвертные, либо восьмые. Задание для тех, у кого бубны, будет отличаться от задания для тех, у кого колокольчики. Поэтому внимательно слушайте меня, Светлану Сергеевну и друг друга, чтобы у нас получился стройный оркестр».

Звучит эстонская Вяндра-полька (3/4). По команде преподавателя, учащиеся с бубнами в руках стучат сильную долю четыре такта (одно предложение). Следующие четыре такта подключается группа учащихся с колокольчиками в руках. Они звонят вторую и третью четверти каждого такта. Следующие восемь тактов комбинация повторяется. Далее по команде преподавателя, группа учащихся с колокольчиками в руках звонит восьмые длительности, а учащиеся с бубнами – четвертные длительности. Четыре такта комбинация повторяется. Следующие четыре такта учащиеся с бубнами в руках по команде педагога исполняют вместе с колокольчиками восьмые длительности. Комбинация может варьироваться.

Преподаватель: «Оркестр наш получился довольно слаженный. Все постарались. Молодцы! А сейчас мы переходим к следующей части нашего урока – работе на середине зала. И первое, что мы вспомним – это фигурная маршировка. Прошу всех занять свои места».

6. Фигурная маршировка – «Весёлый марш монтажников», музыка Р. Щедрина, (4/4)

Преподаватель: «Прошу сейчас вспомнить все замечания, которые были сделаны после марша на месте и в повороте. Постарайтесь избежать этих ошибок при исполнении фигурной маршировки. Особое внимание обратите на то, чтобы корпус не «бежал» впереди ног. Он должен оставаться прямым и подтянутым. Рисунки в этюде сохраняют чёткость и ровность линий ».

Этюд включает в себя перестроения по линиям, в колонны, в диагонали, по кругу, «прочёсы», марш на месте, в повороте в парах на 90º в сочетании с хлопками на сильную долю и на каждую четверть и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся чётко слышали начало и конец музыкальной фразы.

Исходное положение: учащиеся располагаются в условных кулисах с правой и левой сторон по 4 человека.

Звучит вступление 2 такта.

1-4 такты – учащиеся по заднику выходят с двух сторон на встречу друг другу и на центре выстраиваются в одну колонну через одного человека;

5-6 такты – марш на месте в колонне, руки находятся в IV позиции;

7-8 такты – марш на месте продолжается и сопровождается хлопками на каждую четверть такта;

9-10 такты – на сильную долю первого такта учащиеся через одного поворачиваются лицом в 3 и 7 точки зала;

11-12 такты – учащиеся ровными линиями расходятся в стороны условных кулис в точки зала3 и 7; на четвёртую четверть второго такта учащиеся разворачиваются лицом в 5 точку зала;

13-14 такты – учащиеся двигаются по заднику за ведущими в затылок друг за другом и встречаются на центре;

15-18 такты – учащиеся через одного человека выстраиваются в одну колонну, двигаясь в I точку зала;

19-20 такты – учащиеся исполняют марш на месте с хлопками на каждую четверть такта;

21-24 такты – учащиеся по одному расходятся вправо, влево на первую и третью четверти каждого такта, двигаясь за ведущими по полукругу к заднику;

25-30 такты – учащиеся встречаются на центре в 5 точке зала и, выстраиваясь в две колонны на сильную долю каждого такта, двигаются в I первую точку зала;

31-32 такты – на сильную долю первого такта учащиеся поворачиваются лицом друг к другу; на сильную долю второго такта учащиеся заходят в одну линию, встречаясь со своей парой правым плечом;

33-34 такты – учащиеся, сохраняя положение правым плечом друг к другу, продолжают поворот в паре, выстраиваясь в две колонны (одна лицом в 1 точку, другая лицом в 5 точку зала);

35-36 такты – учащиеся продолжают поворот в паре, выстраиваясь в одну линию, через одного лицом в 3 и 7 точки зала;

37-38 такты – учащиеся продолжают поворот в паре, выстраиваясь в две колонны (одна лицом в 1 точку, другая лицом в 5 точку зала);

39-44 такты – учащиеся, двигаясь за ведущими выстраиваются на две диагонали: колонна, стоящая лицом в 1 точку зала, движется через 2 точку зала в 6-ую; колонна, стоящая лицом в 5 точку зала, движется через 6 точку зала во 2-ую;

45-46 такты – марш на месте в диагоналях с хлопками на каждую четверть такта;

47-50 такты – учащиеся по 4 человека расходятся на два круга: один в углу во 2-ой точке зала, другой в углу в 6-ой точке зала;

51-58 такты – учащиеся, двигаясь за ведущими выстраиваются в общий круг;

59-62 такты – учащиеся выстраиваются в «коробочки» по 4 человека во 2 и в 6 точках зала, марш сопровождается хлопками на каждую четверть такта;

63-64 такты – учащиеся, стоящие во 2-ой точке зала, сохраняя «коробочку», начинают движение в 4-ую точку зала; учащиеся, стоящие в 6-ой точке зала, начинают движение в 8-ую точку зала;

65-66 такты – марш на месте с хлопками на каждую четверть такта лицом в 1и 5 точки зала соответственно;

67-68 такты – учащиеся, сохраняя «коробочки», движутся из 4-ой в 6-ую точку зала, из 8-ой во 2-ую точку зала;

69-60 такты – марш на месте с хлопками на каждую четверть такта лицом во 2-ую и 6-ую точки зала соответственно;

61-62 такты – учащиеся, стоящие во 2-ой точке зала, сохраняя «коробочку», начинают движение в 4-ую точку зала; учащиеся, стоящие в 6-ой точке зала, начинают движение в 8-ую точку зала; обе группы встречаются на середине зала;

63-64 такты – марш на месте с хлопками на каждую четверть такта;

65-66 такты – учащиеся, сохраняя «коробочки», прочёсом меняются местами, двигаясь в 3 и 7 точки зала соответственно;

67-68 такты – учащиеся, после прочёса выстраиваются в две ровные линии, разворачиваясь лицом в 1 точку зала; марш сопровождается хлопками на каждую четверть такта.

Преподаватель: «Концентрируя своё внимание на перестроениях, вы забыли о правильности исполнения марша. Шаг получился прыгающим, потому что вы не достаточно сильно натянули опорное колено. И возвращаясь к началу нашего урока, где мы говорили о чеканности маршевого шага, я хочу ещё раз заострить ваше внимание на том, что подъём и пальцы работающей ноги должны быть до предела натянуты. Повторим перестроение в «коробочках» ещё раз».

Обращаясь к концертмейстеру: «Пожалуйста».

Повторяются перестроения с 63 по 68 такты.

Преподаватель: «Молодцы! Сейчас постарались. И рисунок просмотрелся более ровно, и марш исполнили достаточно чётко».

7. Port de bras (переводы рук из подготовительного положения в I, III позиции рук и обратно через I позицию в подготовительное положение) – «У реки», музыка Б. Карамышева, (2/4)

Исходное положение – I позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса

1-6 такты – руки подхватывают классическое подготовительное положение;

7-8 такт – руки медленно переводятся из подготовительного положения в I классическую позицию.

Преподаватель в процессе исполнения движения делает следующие замечания: «Следим за подтянутостью корпуса, плечи и лопатки с силой стараемся надавить вниз, шея вытягивается, носом и затылком стремимся вверх. Руки сохраняют округлую форму. Следим за тем, чтобы ни локти, ни кисти не провисали. Мысленно поставьте под кисть и под локоть иголочки. Кисти повернуты ладонями к себе».

9-14 такты – I позиция рук сохраняется.

Преподаватель: «Проверяем позицию ног. Она должна оставаться в выворотном положении, колени до предела втянуты».

15-16 такт – руки медленно поднимаются в III классическую позицию, сохраняя округлую форму. Корпус остаётся подтянутым.

17-22 такты – III позиция рук сохраняется.

23-24 такт – руки медленно возвращаются в подготовительное положение через I позицию.

        8. Комбинация притопов и хлопков – р.н.п. «Подружка моя», (2/4)

Комбинация включает в себя притопы, переступания по I прямой позиции, в сочетании с хлопками на месте (притопы и хлопки исполняются, поочерёдно начиная с сильной доли на каждую восьмую), переступания в продвижении в сочетании с притопами на каждую четверть и на каждую восьмую.

Исходное положение – I прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – лёгкое plie, корпус остаётся подтянутым, затылок находится над пятками, подбородок приподнят.

1 такт:

«раз» – притоп правой ногой по I прямой позиции;

«и» – хлопок в ладоши перед собой;

«два» – притоп левой ногой;

«и» – хлопок.

2 такт – повторить комбинацию 1 такта.

3 такт:

«раз и» – два притопа с правой ноги;

«два и» – два хлопка.

4 такт:

«раз и» – два притопа с правой ноги;

«два» – один хлопок;

«и» – пауза.

5-6 такты – повторить комбинацию 1-2 такта.

7 такт – четыре притопа с правой ноги.

8 такт:

«Раз и, два» – три хлопка;

«и» – пауза.

9-10 такты – четыре притопа с правой ноги на каждую четверть такта по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции.

11 такт:

«раз и, два» – три притопа с правой ноги по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции. Левая нога остаётся у щиколотки правой в прямом положении, голова делает лёгкий наклон к левому плечу. Корпус, при этом, остаётся прямой и подтянутый.

«и» – пауза.

12 такт – повторяется комбинация 11 такта с левой ноги. Правая нога остаётся у щиколотки левой, голова наклоняется к правому плечу.

13-20 такты – повторяется комбинация 9-12 такта дважды.

21, 22 такты – четыре притопа с правой ноги на каждую четверть такта по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции.

23 такт – четыре притопа с правой ноги на каждую восьмую такта по I прямой позиции с продвижением вперёд, руки в IV позиции.

24 такт:

«раз» – притоп правой ногой с продвижением вперёд;

«и» – притоп левой ногой с продвижением вперёд, слегка углубляя plie на левой ноге и повышая правую ногу. Голова делает лёгкий наклон вперёд, не касаясь груди подбородком. Корпус остаётся прямой и подтянутый;

«два» – финальный притоп правой ногой в I прямую позицию. Голова с акцентом поднимается в исходное положение. Корпус ещё сильнее вытягивается;

«и» – пауза.

9. Хлопушка «веер» в двух темпах – «Русский танец», (2/4)

Исходное положение - I прямая позиция, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – широкий выпад на правую ногу во II позицию. Правая нога согнута в колене, левая – вытянута. Правая рука прямая в первом положении, отведена назад, левая согнута в локте и закрыта к правому плечу, локоть чуть приподнят вперёд.

1 такт:

«раз и» – правая нога разгибается в колене, исполнитель приходит в широкую II позицию. Правая рука, делая скользящий удар по правому бедру, прямая поднимается над головой. Левая рука выпрямляется над головой;

«два и» – исполняется хлопок над головой длинными вытянутыми руками. Ноги сохраняют широкую II позицию. Корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.

2 такт:

«раз и» – прямая левая рука делает скользящий удар по левому бедру. Ноги сохраняют II широкую позицию;

«два и» – левая нога сгибается в колене. Левая рука отводится назад, правая делает удар по левому плечу.

3-4 такты – хлопушка повторяется в другую сторону.

5-8 такты – ещё раз повторить хлопушку сначала в одну, потом в другую сторону.

Затем темп увеличивается, за счёт того, что каждое движение исполняется на каждую восьмую такта. Важно, чтобы плечи во время исполнения хлопушки были с силой опущены вниз, руки длинные и крепкие.

10. Дробь – «Калинка», музыка И. Ларионов, (2/4)

Комбинация состоит из двух частей. Каждую часть учащиеся исполняют по группам поочерёдно сначала первая, затем вторая группа. Вторая часть комбинации – это вариация первой.

Исходное положениеI прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки из подготовительного положения закрываются в IV позицию.

1 такт:

«раз и» – правая нога делает припечатывающий шаг вперёд, колено при этом сгибается. Левая нога поднимается к щиколотке правой ноги в невыворотном положении, стопа сокращена.

«два и» – левая нога с ударом опускается в I прямую позицию чуть впереди правой ноги. Колено правой ноги вытягивается. Корпус остаётся прямой и подтянутый, руки сохраняют IV позицию.

2-3 такты – повторяется комбинация 1-ого такта.

4 такт:

«раз и, два» – исполняется тройной притоп с правой ноги на каждую восьмую такта;

«и» – пауза.

5-8 такты – комбинация повторяется с левой ноги.

9 такт:

«раз и» – левая нога делает припечатывающий шаг вперёд, колено при этом сгибается. Правая нога поднимается к щиколотке левой ноги в невыворотном положении, стопа сокращена.

«два и» – правая нога с ударом опускается в I прямую позицию чуть впереди левой ноги. Колено левой ноги вытягивается. Корпус остаётся прямой и подтянутый, руки сохраняют IV позицию.

10 такт:

«раз и, два» – исполняется тройной притоп с левой ноги на каждую восьмую такта;

«и» – пауза.

11 такт:

«раз и» – правая нога делает припечатывающий шаг вперёд, колено при этом сгибается. Левая нога поднимается к щиколотке правой ноги в невыворотном положении, стопа сокращена.

«два и» – левая нога с ударом опускается в I прямую позицию чуть впереди правой ноги. Колено правой ноги вытягивается. Корпус остаётся прямой и подтянутый, руки сохраняют IV позицию.

12 такт:

«раз и, два» – исполняется тройной притоп с правой ноги на каждую восьмую такта;

«и» – пауза.

13-15 такты – трижды повторяется комбинация 9-ого такта:

«раз и» – левая нога делает припечатывающий шаг вперёд, колено при этом сгибается. Правая нога поднимается к щиколотке левой ноги в невыворотном положении, стопа сокращена.

«два и» – правая нога с ударом опускается в I прямую позицию чуть впереди левой ноги. Колено левой ноги вытягивается. Корпус остаётся прямой и подтянутый, руки сохраняют IV позицию.

16 такт – исполняется тройной притоп как в 10 такте:

«раз и, два» – исполняется тройной притоп с левой ноги на каждую восьмую такта;

«и» – пауза.


 

11. Марш на диагональ – «Весёлый марш монтажников» Музыка Р. Щедрина, (4/4)

Центральная девочка всех учащихся заводит по кругу на диагональ, останавливаясь в 6 точке зала. Учащиеся двигаются с интервалом в пол такта.

«раз и, два и» – вступает центральная девочка;

«три и, четыре и» – вступает следующий учащийся, находящийся с правой стороны от центральной девочки и т.д.

Работа по диагонали:

Все движения исполняются с двух диагоналей: из 6-ой точки зала во 2-ую – с правой ноги, из 4-ой в 8-ую – с левой ноги.

12. Подскоки – чешская народная песня «Эй, пляши, девчонка», (2/4)

Подскоки исполняются в комбинации с хлопками вытянутыми руками над головой на сильную долю, на каждую четверть такта, без хлопков в повороте вправо, влево. Учащиеся двигаются парами, сохраняя синхронность движения. Подскоки с хлопками в разных темпо-ритмах хорошо развивают у учащихся координацию движения.

Исходное положениеI прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки из подготовительного положения прямые поднимаются в стороны до уровня плеч. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.

Затакт – подскок на левой ноге, колено, подъём и пальцы до предела натянуты. Правая нога высоко поднимается коленом к груди, подъём и пальцы до предела натянуты, носок стремиться к левому колену;

1 такт:

«раз» – делаем приземление на правую ногу, и исполняем хлопок над головой длинными, натянутыми руками. Корпус остаётся прямой и подтянутый;

«и» – исполняется подскок на правой ноге, колено, подъём и пальцы до предела натянуты. Левая нога высоко поднимается коленом к груди, подъём и пальцы до предела натянуты, носок стремиться к правому колену;

«два» – делаем приземление на левую ногу, руки прямые и натянутые с акцентом опускаются до уровня плеч. Корпус остаётся прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят;

«и» – исполняется комбинация затакта: подскок на левой ноге, колено, подъём и пальцы до предела натянуты. Правая нога высоко поднимается коленом к груди, подъём и пальцы до предела натянуты, носок стремиться к левому колену;

2 такт – продолжается комбинация 1-ого такта.


 

Второй вариант комбинации.

Подскоки продолжаются по раскладке 1-2 такта, а хлопки исполняются натянутыми руками над головой на каждую четверть такта.


 

Третий вариант комбинации.

1-2 такты – четыре подскока вперёд с правой ноги из 6-ой точки зала во 2-ую, руки находятся в IV позиции, локти направлены точно в сторону, плечу лопатки с силой направлены вниз, спина широкая, ровная. Корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.

3-4 такты – исполняются четыре подскока в повороте вправо по точкам 4, 6, 8, 2.

При движении по диагонали из точки 4 в точку 8 поворот исполняется влево с левой ноги по точкам 6, 4, 2, 8.

Преподаватель: «Назовите музыкальный размер произведения, под которое вы сейчас исполнили подскоки».

Учащиеся: «2/4».

Преподаватель: «А какой распространённый танец с музыкальным размером 2/4 вы знаете?»

Учащиеся: «Полька».

Преподаватель: «А какой по характеру этот танец?»

Учащиеся: «Весёлый, изящный, быстрый».

Преподаватель: «Скажите быстрый – это характер танца?»

Учащиеся: «Нет. Это темп».

Преподаватель: «Хорошо. Давайте продолжим. Следующее движение – переменный шаг. Характер движения и музыкального сопровождения сейчас изменится. Если подскоки вы исполняли весело, легко, задорно, то переменный шаг исполняется также легко, но мягко и плавно в гармонии с музыкой. Гармония – это идеальное состояние, которого очень сложно достичь. Но я думаю, вы постараетесь, и у вас всё получится».

13. Переменный шаг – «Зеркальце», музыка Е. Кузнецова, (2/4)

Преподаватель: «Шаг исполняется с натянутой стопы по I выворотной позиции. При исполнении шага необходимо следить за «квадратом» плеч и бёдер. Голова направлена вперёд (в младших классах я бы не рекомендовала добавлять поворот головы, для того, чтобы учащиеся лучше прочувствовали «квадрат» плеч и бёдер; в старших классах на уроках народно-сценического танца, можно и нужно добавлять поворот головы во время паузы к натянутой назад рабочей ноге)».

Исходное положениеI выворотная позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки из подготовительного положения закрываются в IV позицию. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.

1такт:

«раз и» – шаг с носка правой ногой, подворачивая правую пятку в выворотное положение, левая нога до предела вытягивается назад в точке battemente tandu. Колено левой ноги разворачивается в сторону. При этом плечи расправлены, «квадрат» сохраняется, носом стремимся вдаль;

«два и» – шаг с носка левой ногой, подворачивая левую пятку в выворотное положение, правая нога до предела вытягивается назад в точке battemente tandu. Колено правой ноги разворачивается в сторону. При этом плечи расправлены, «квадрат» сохраняется, носом стремимся вдаль;

2 такт:

«раз и» – шаг с носка правой ногой, подворачивая правую пятку в выворотное положение, левая нога до предела вытягивается назад в точке battemente tandu. Колено левой ноги разворачивается в сторону. При этом плечи расправлены, «квадрат» сохраняется, носом стремимся вдаль;

«два и» – пауза. Усиливается подтянутость корпуса, выворотность обеих ног. Плечи расправлены и вместе с лопатками с силой направлены вниз. Спина широкая, ровная.

3 такт:

«раз и» – шаг с носка левой ногой, подворачивая левую пятку в выворотное положение, правая нога до предела вытягивается назад в точке battemente tandu. Колено правой ноги разворачивается в сторону. При этом плечи расправлены, «квадрат» сохраняется, носом стремимся вдаль;

«два и» – шаг с носка правой ногой, подворачивая правую пятку в выворотное положение, левая нога до предела вытягивается назад в точке battemente tandu. Колено левой ноги разворачивается в сторону. При этом плечи расправлены, «квадрат» сохраняется, носом стремимся вдаль;

4 такт:

«раз и» – шаг с носка левой ногой, подворачивая левую пятку в выворотное положение, правая нога до предела вытягивается назад в точке battemente tandu. Колено правой ноги разворачивается в сторону. При этом плечи расправлены, «квадрат» сохраняется, носом стремимся вдаль;

«два и» – пауза. Усиливается подтянутость корпуса, выворотность обеих ног. Плечи расправлены и вместе с лопатками с силой направлены вниз. Спина широкая, ровная.

14. Галоп в парах – «Карусельная полька», (2/4)

Преподаватель: «Во время исполнения галопа в паре необходимо следить за тем, чтобы корпус и руки у вас оставались неподвижными, ноги в прыжке были до предела натянуты и собраны с характерным звуком в I прямую позицию».

Исходное положение – учащиеся стоят в парах лицом друг к другу; I прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки прямые поднимаются до уровня плеч и соединяются в положении «лодочка». Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.

1 такт:

«раз» – шаг в сторону с натянутой работающей ноги; корпус прямой и подтянутый, подбородок чуть приподнят;

«и» – прыжок, ноги в воздухе собираются в I прямую позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты . Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят;

«два» – приземлиться на опорную, слегка смягчённую в коленном суставе ногу, работающая нога, натянутая в коленном суставе, стопе и пальцах открывается в сторону;

«и» – повторяется прыжок, ноги в воздухе собираются в I прямую позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты. Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят.

15. Шаг на полупальцах с захлёстом рабочей ноги назад – р.н.п. «Травушка-муравушка», (2/4)

Преподаватель: «Во время исполнения шага необходимо следить за натянутостью колена опорной ноги и носка рабочей. Чтобы встать на полупалецы устойчиво, необходимо центр тяжести перенести на большой и второй палец. Корпус закреплён и сохраняет подтянутое положение, подбородок слегка приподнят».

Исходное положение – учащиеся стоят в парах боком друг к другу; I прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки закрываются в пятую позицию на уровне груди, локти слегка приподняты. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят. Подняться на высокие полупальцы, центр тяжести находится на большом и втором пальцах, пятки вместе, колени до предела втянуты.

1 такт:

«раз» – шаг на высоких полупальцах вперёд с правой ноги, центр тяжести остаётся на большом и втором пальцах. Левая нога, сгибаясь в колене, поднимается назад за опорную ногу, натянутым носком стремясь вверх;

«и» – пауза;

«два» – шаг на высоких полупальцах вперёд с левой ноги, центр тяжести остаётся на большом и втором пальцах. Правая нога, сгибаясь в колене, поднимается назад за опорную ногу, натянутым носком стремясь вверх.

«и» – пауза.

16. Прямой галоп – русская народная полька «Дедушка», (2/4)

Преподаватель: «При исполнении прямого галопа необходимо следить за «квадратом» плеч, бёдер, за подтянутостью корпуса. В прыжке ноги до предела натянуты в коленном суставе и собираются в III выворотную позицию. Подъём и пальцы обеих ног должны быть сильно вытянуты. Руки во время движения сохраняют крепкую IV позицию».

Исходное положение – учащиеся стоят боком друг к другу; III выворотная позиция ног правая нога впереди, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки из подготовительного положения закрываются в IV позицию. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.

1 такт:

«раз» – шаг вперёд с натянутой работающей ноги; корпус прямой и подтянутый, подбородок чуть приподнят;

«и» – прыжок, ноги в воздухе собираются в плотную III выворотную позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты. Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят;

«два» – приземлиться на опорную, слегка смягчённую в коленном суставе ногу. Работающая нога, натянутая в коленном суставе, стопе и пальцах повторяет шаг вперёд;

«и» – повторяется прыжок, ноги в воздухе собираются в плотную III выворотную позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты. Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят.

2 такт – повторить движение 2-ого такта

17. Полька – «Полька», обработка В. Жигалова, (2/4)

Преподаватель: «Мы сегодня с вами уже говорили о польке. Это лёгкий, весёлый чешский народный танец. Чтобы добиться лёгкости в исполнении, необходимо хорошо поработать мышцами, следить за «квадратом» плеч, бёдер, за подтянутостью корпуса. В прыжке ноги до предела должны быть натянуты в коленном суставе и собираться в плотную выворотную III позицию. Для того, чтобы приземление с прыжка было лёгким необходимо подъём и пальцы обеих ног сильно вытянуть. Руки во время движения сохраняют крепкую IV позицию».

Исходное положение – учащиеся стоят боком друг к другу; III выворотная позиция ног правая нога впереди, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки из подготовительного положения закрываются в IV позицию. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.

1 такт:

«раз» – шаг вперёд с натянутой правой ноги; корпус прямой и подтянутый, подбородок чуть приподнят;

«и» – прыжок, ноги в воздухе собираются в плотную III выворотную позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты. Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят;

«два» – приземлиться на левую, слегка смягчённую в коленном суставе ногу. Правая нога, натянутая в коленном суставе, стопе и пальцах повторяет шаг вперёд;

«и» – прыжок повторяется с правой ноги. Ноги в воздухе собираются в плотную III выворотную позицию, до предела вытягиваются в коленном суставе, подъём и пальцы натянуты. Корпус неподвижен, прямой и подтянутый; сохраняется «квадрат» плеч и бёдер; подбородок слегка приподнят.

2 такт – повторить движение 2-ого такта, начиная шаг с левой ноги.

 

18. Шаг на полупальцах с высоким подниманием колена вперёд – белорусский народный танец «Крыжачок», (2/4)

Преподаватель: «При исполнении данного шага обратите внимание на опорную ногу. Чем сильнее втянуто колено опорной ноги, тем устойчивее положение на полупальцах. Кроме того стоять необходимо на большом и втором пальце опорной ноги. Рабочая нога поднимается высоко коленом к груди, натянутый до предела носок находится у колена опорной ноги. Корпус закреплён и сохраняет подтянутое положение, подбородок слегка приподнят».

Исходное положение – учащиеся стоят в парах боком друг к другу; I прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Preporasion – руки закрываются в IV позицию кисти в кулачках, локти направлены точно в сторону. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят. Подняться на высокие полупальцы, центр тяжести находится на большом и втором пальцах, пятки вместе, колени до предела втянуты.

1 такт:

«раз» – шаг на высоких полупальцах вперёд с правой ноги, центр тяжести остаётся на большом и втором пальцах. Левая нога, сгибаясь в колене, поднимается вперёд к груди, натянутым носком стремясь к колену опорной ноги;

«и» – пауза;

«два» – шаг на высоких полупальцах вперёд с левой ноги, центр тяжести остаётся на большом и втором пальцах. Правая нога, сгибаясь в колене, поднимается вперёд к груди, натянутым носком стремясь к колену опорной ноги;

«и» – пауза.

Преподаватель: «У некоторых из вас сейчас получился прыгающий шаг. Вы поднимаетесь на полупальцы в начале движения и этот уровень должны сохранять до конца движения. Для этого нужно хорошо подтянуть ягодичные мышцы и правильно распределить центр тяжести».

19. Прыжки с поджатыми ногами назад – «Русский танец», (2/4)

Прыжок исполняется с продвижением вперёд по диагонали зала. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся сохраняли I прямую позицию ног во время прыжка и при приземлении. Колени в прыжке должны быть направлены назад. Прыжок начинается на затакт.

Преподаватель: «Прошу вас исполнить этот прыжок так, чтобы его было слышно. Но не на полу, а в воздухе».

Учащиеся исполняют прыжки.

Преподаватель, останавливая концертмейстера: «Спасибо».

Обращаясь к учащимся: «Для того чтобы успеть сделать захлёст назад, нужно высоко выпрыгнуть. Высоту в прыжке обеспечивает правильно исполненное толчковое plié. Корпус должен быть закреплён и подтянут, копчик располагается точно над пятками. Пройдём ещё раз это прыжок с учётом всех замечаний».

20. Хороводный шаг – «Родничок», музыка М. Иорданов, (4/4)

Преподаватель: «Шаг исполняется на высоких полупальцах. Мысленно наденьте каблучки 10 см. и постарайтесь исполнить это движение на одном уровне. Скачущие движения корпуса не допускаются. Он остаётся прямой и подтянутый. Мысленно поставьте стакан с водой на голову, но сначала подтянитесь, плечи расправьте и с силой опустите вниз, оставляя спину широкую и ровную. Взгляд чуть выше уровня глаз. Руки неподвижны, свободно опущены вдоль корпуса. Каждый шаг исполняется на каждую восьмую долю такта».

Учащиеся исполняют хороводный шаг.

Преподаватель: «Очень хорошо. Этот шаг вы усвоили. В следующей четверти мы уже сможем разобрать с вами хоровод. А сейчас займите свои места на середине зала. Переходим к прыжкам».

 

21. Прыжки на месте и в повороте по точкам зала – «Танец», (2/4)

Прыжки исполняются по группам, начинаясь с затакта.

Прыжки на месте по I прямой позиции.

Преподаватель: «Необходимо следить за натянутостью ног в воздухе и за тем, чтобы позиция ног в воздухе и при приземлении сохранялась. Пятки при приземлении мягко ставятся на пол через полупальцы. В момент приземления с прыжка колени смягчаются и только когда пятки опустились на пол, plie углубляется. Прошу помнить о том, что корпус остаётся прямой и подтянутый и в прыжке и при приземлении».

1-4 такты – первая группа;

5-8 такты – вторая группа.

Прыжки в повороте по точкам зала вправо, влево на 1/4 и 1/2

1-8 такты – первая группа исполняет прыжки в повороте поочерёдно по точкам зала 3, 5, 7,1 (вправо);

8-16 такты – вторая группа повторяет прыжки вправо;

17-24 такты – первая группа исполняет прыжки в повороте поочерёдно по точкам зала 7, 5, 3, 1 (влево);

25-32 такты – вторая группа повторяет прыжки влево;

33-36 такты – первая группа исполняет прыжки в повороте поочерёдно по точкам зала 5,1 (вправо, правым плечом назад);

37-40 такты – вторая группа повторяет прыжки вправо;

41-44 такты – первая группа исполняет прыжки в повороте поочерёдно по точкам зала 5,1 (влево, левым плечом назад)

Преподаватель, останавливая концертмейстера: «Спасибо». Обращаясь к учащимся: «Попрошу вас повторить прыжок в повороте, тщательно соблюдая позиции в воздухе. Вы должны чувствовать в прыжке натянутость от макушки до кончиков пальцев ног. Толчковое plie исполняется до того момента, пока пятки возможно удержать на полу. Это позволит вам высоко взлететь в воздух. Обратите внимание на корпус. Возьмите позвоночник в мышечный корсет и держите его ровно, не заваливаясь вперёд. В момент прыжка колени, подъём и пальцы необходимо сильно натянуть». Обращаясь к концертмейстеру: «Пожалуйста».

Прыжок «разножка». Натянутые до предела ноги, в прыжке раскрываются в поперечный шпагат. При приземлении собирается I прямая позиция, пятки через полупальцы мягко ставятся на пол. Корпус прямой и подтянутый. Прыжок исполняется на затакт.

1-4 такты – прыжок исполняет первая группа;

4-8 такты – прыжок исполняет вторая группа;

10-12 такты – прыжок исполняет первая группа;

13-16 такты – прыжок исполняет вторая группа.

Преподаватель: «Для того чтобы успеть широко раскрыть ноги в воздухе, необходимо высоко взлететь вверх. А для этого ещё раз обращаем внимание на толчковое plie и положение корпуса. Постарайтесь, чтобы при приземлении позиция уже была собрана, а ноги перед приземлением ещё сильнее удлинились».

22. Поклон – р.н.п. «Девица у ворот» (2/4),

Заключительная часть урока

Преподаватель: «На этом наш урок окончен. Нам есть ещё над чем с вами работать. Может быть, не у всех всё получилось. Я думаю, к следующему уроку вы все соберётесь и постараетесь. Тем более что этот урок будет контрольным. А сегодня я благодарю всех за хорошую, плодотворную работу».

Преподаватель выставляет оценки.

Заключение

В данной методической разработке урока рассматривается тема развития музыкально-ритмических способностей у учащихся младших классах на уроке ритмики. В ходе урока учащиеся повторяли и закрепляли знания по музыкальной грамоте с применением этих знания при исполнении различных музыкально-ритмических движений и комбинаций. Приобретенные умения и навыки помогут им в дальнейшем на уроках классического и народно-сценического танцев при освоении более сложных технических этюдов. Кроме того, на каждом уроке с учащимися ведется кропотливая работа над умением контролировать мышечный и суставно-двигательный аппарат, приобретаются навыки координации, воспитывается дисциплинированность, трудолюбие и упорство.

И в заключение хотелось бы процитировать известного швейцарского педагога, композитора Эмиля Жака-Далькроза: «Музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани. Мускулы способны отвечать на звуки, как струны инструмента. Добившись путём длительных специальных упражнений автоматизма реакций тела, человек освобождается для задач более высокого уровня, связанных с эмоциональной и образной выразительностью. Технический тренинг, дисциплина движений развивают память тела» [7].

 

Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы

 

1. Базарова Н.П. «Классический танец». - СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. - 192 с.

2. Елистратова З.М. «От бранля до мазурки». Учебно-методическое пособие. - Ч.: Комитет культуры Читинской области ГОУ СПО Читинское областное училище культуры, 2005. - 90 с.

3. Жак-Далькроз Э. «Ритм». - М.: Классика XXI, 2006.- 248 с.

4. Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. "Музыкальная ритмика". Учебно-методическое пособие. - М.: Планета, 2013. - 144 с.

5. Зацепина К.С., Климов А.А., Рихтер К.Б., Толстая Н.М., Фарманянц Е.К. «Народно-сценический танец». - М., 1979. - 181с.

6. Зихлинская Л.Р., Мей В.П. «Первые шаги». Практическое пособие по методике преподавания классического танца в младших классах (первый год обучения). - К.: Логос, 2003. - 360 с.

7. Климов А. «Основы русского народного танца». - М.: Издательство МГИК, 1994. - 268с.

8. https://www.youtube.com/

9. https://vk.com/clubhoreograf

10. https://vk.com/vdoxnovenie_fesf

11. https://vk.com/ne_navredi_open

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации