Занятие на тему «Развитие ассоциативно-образного мышления интеграцией искусств у обучающихся в классе фортепиано»

2
0
Материал опубликован 17 November 2020

МБУДО «Детская школа искусств №8 им. Д.С.Русишвили г.Смоленска»

«Развитие ассоциативно-образного мышления интеграцией искусств у обучающихся в классе фортепиано»

Цель:

Практическое применение на уроках фортепиано форм интонационного этюда и составления исполнительского сценария на основе ключевых интонаций пьесы в младших классах ДШИ.

Задачи:

Прививать учащимся навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом, воспитывать эстетический вкус учащихся.

Оптимизировать процесс изучения музыкального произведения и всего учебного репертуара: научиться видеть между строк, разбираться в структуре содержания текста и подтекста, грамотно анализировать его смысловую организацию и выстраивать муз. интерпретацию, задуманную автором.

Способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, развивать их фантазию, воображение, эмоции.

Способствовать эффективному преодолению технических трудностей, стилистикой, качеством звукоизвлечения.

Понимание содержания авторского текста и его составляющих_ исполнительского текста и аранжировки.

Определения смысловых структур муз. текста и описания его содержания в категориях музыкальной поэтики (герой, персонаж, сюжет, диалог, сцена и т.д.) и семантики (ключевые интонации, семантические фигуры, интонационная лексика).

Создать условия, не допускающие физического и психического утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.

Видеоматериал для проведения интегрированного урока был проведен с обучающимися класса Власовой О.А:

Чаркиной Татьяной, 2 класс фортепианного отделения;

План:

Методические комментарии

Играем вместе с учителем. Разработки интонационных этюдов

Интонационные этюды в вопросах и зданиях


 


 

Одним из важных направлений современной музыкальной педагогики является «Креативное обучение» технология (творческая). Оно реализует идею «обучения через открытие - нового, неизвестного» нацелено на развитие и реализацию творческого потенциала ученика путем обновления форм и методов обучения .

 

Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать

в своём воображение настроение. Поэзия слова

даёт мысль, и по ней нужно создать образ и

настроение, а музыка даёт настроение, и по нём

надобно воссоздать мысль и образ.

Н. Римский-Корсаков

Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни.

Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись — зрительные, архитектура — пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроках искусства позволяет «озвучить» и «оживописать» текст, картину и музыку, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства — кино, театр.

Научиться видеть между строк, разбираться в структуре содержания музыкального текста, видеть «текст» и «подтекст», грамотно анализровать его смысловую организацю и выстраивать интепретацию пмогют области современной науки: Музыкальная поэтика и семантика.

Чтобы заработало ассоциативно-образное мышление ученика, нужно уже с первых занятий начинать формировать его своеобразный «образный фонд». Музыкальная игра – свободное выражение учеником художественного представления об окружающем его мире. Отображая окружающий мир, композитор, художник, писатель и поэт мыслят образами. Рассматривая их во взаимосвязи, мы активируем фантазию, воображение, артистичность

Дети достаточно легко воспринимают базовые эмоциональные состояния – удивление, радость, грусть, и чтобы маленький исполнитель сумел передать настроение.

Вот тут как раз бывает целесообразно обратиться к родственным видам искусства – живописи, поэзии. А родственны они именно по настроению. Так, к примеру, настроение «радостно» всегда будет таким – и в музыке, и в поэзии, и в живописной композиции.

Я считаю, если ярко и образно представить ученику исполнительские задачи, связывая их с нужными игровыми приёмами, то, постигая художественную цель, ученик будет находить и соответствующие двигательные ощущения.

Одной из важнейших задач воспитания начинающего музыканта является формирование установки на понимание содержания авторского произведения и всех последующих его потенциальных составляющих – исполнительского текста или аранжировки. Выполнение такой задачи оказывается возможным на основе определения смысловых структур музыкального текста и описания его содержания в категориях музыкальной поэтики (герой, персонаж, сюжет, диалог, сцена и т. д.) и семантики (ключевые интонации, семантические фигуры, интонационная лексика).

На уроке - практического применения инновационных технологий в работе с начинающими на уроках фортепиано в форме интонационного этюда. Интонационный этюд способствует активному освоению музыкальной речи через расшифровку и грамотную артикуляцию ключевых интонаций произведения, а также формирует навыки, которые послужат в будущем воспитанию творчески активного отношения к авторскому тексту.

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. во взаимосвязи. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Цель: гармоничное развитие учащихся средствами интеграции ассоциативно- образного мышления искусств через духовно-нравственное воспитание

Задачи: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально- теоретических знаний и навыков, постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебнымивсестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции активизация познавательной деятельности учащихся

Разнообразные цели интеграции способствуют: Изучению программного материала шире, глубже, это дает возможность показать образ разных сторон. Соединить в восприятии ребенка локальные знания по каждому предмету искусства в целостную картину мира Показать масштабность возникшей проблемы Способствовать формированию широкого «гуманитарного мышления». Научить эмоционально- смысловому анализу музыкальных произведений во взаимосвязи различными предметами

Структура интегрированного урока Предельная четкость компактность учебного материала Логическая взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока, емкость учебного материала

Связь с художественными образами смежных искусств активизирует творческое воображение и фантазию Общность художественных систем и средств выражения в различных видах искусств Параллели со смежными искусствами

«Мелодический рисунок» Ритм- является универсальным компонентом художественного языка выразительным средством музыки, изобразительного искусстваосновой поэзии, архитектуры, живописиКолорит- одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор ее изобразительности.

«Удивительный мир музыкальных образов» Многообразие и единство Активное познание окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей Разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, развивается воображение, внимание, мышление, речь, память

Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно – эстетического сознания, овладения необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Е.Алябьева. Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет. Игровые технологии. Творческий центр. Москва 2005г.

Е.Горшкова. О формировании музыкально-двигательного творчества. Журнал «Дошкольное воспитание» 1991г.

Л. Гинсбург. О работе над музыкальным произведением. Методический очерк. Москва 1960г.

Н.Кряжева. Радуемся вместе: Развитие творческого мира детей. Екатеренбург 2006г.

И.Трушкина. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по экспериментальной программе «Мир музыки». Журнал «Музыка в школе» 2002г, №6.

Л. Тарасов – «Музыка в семье муз», М: 2008г.

С. А. Казанцева – «Культурология» М: 2009г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.