Урок окружающего мира в 1 классе «Откуда берется снег и лед»

7
1
Материал опубликован 5 August 2020

Откуда берется снег и лед

Цель: изучить свойства льда и снега

Оборудование: презентация, рабочие листы, план ответа, снег, лед, емкость с водой, молоток, шуршащая бумага (кусочки), подставки для опытов, стаканчики

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечания

1. Мотивация






Слайд «Снег. Снежинка»
















Слайд «Виды спорта».







На доске:

+

-

t1596605820aa.pngснег лед

t1596605820ab.gift1596605820ab.gif


?




Какое сегодня число?

К какому времени года относится декабрь?

Какие признаки зимы вы можете назвать?



Посмотрите на снежинки. Есть ли одинаковые снежинки?

Где образуются снежинки?

Кто знает, из чего образуются снежинки?

Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно. Из водяного пара образуются кристаллики. Падая вниз, кристаллики быстро увеличиваются.


Форма снежинки зависит от температуры, при которой снежинки образуются. В морозный, тихий день снежинки крупные, с разнообразным узором.




Как здорово провести зимний денёк на свежем воздухе! А какие зимние виды спорта вы знаете? (акцент на какой поверхности катаются)

Посмотрите на доску. На какие две группы мы можем распределить эти виды спорта, в зависимости от того, что у них под ногами?






Давайте подумаем, чем отличаются снег и лёд друг от друга?


Сколько предположений! Все ли они верны?

А каким способом можно подкрепить наши гипотезы?


Сформулируйте цель урока.


Сегодня мы будем настоящими исследователями и будем проводить настоящие опыты, что бы подкрепить наши гипотезы фактами.

декабря



Минусовые температуры, Солнце близко к Земле, осадки в виде снега…


Нет снежинок с одинаковым узором. Снежинки – это снежный или лед. кристалл.

В облаках

Из водяного пара











Биатлон (гонки со стрельбой из винтовки), хоккей, сноубординг, катание на лыжах, коньках, бобслей (скоростной спуск по ледовым трассам на санях), кёрлинг (командная спортивная игра на ледяной площадке с пусканием по льду тяжелых гранитных снарядов) и т.д.

1 группа – на снегу;

2 группа – на льду.



Дети высказывают свои гипотезы, которые записываются на облачках.



Найти факты, подтверждающие наши гипотезы.

Изучить свойства снега и льда.



2. Работа в группах



1 группа Исследование снега и льда на цвет и прозрачность + текст «Почему снег белый?».

2 группа Исследование снега и льда на прочность + текст «Почему под ногами скрипит снег?».

3 группа Исследование состава снега и льда + текст «Почему снег и лёд не тонет в воде?».










Этапы урока

Деятельность

Примечания

3. Обмен информацией (выступление по рабочим листам)



















Фото айсберга

Постепенное заполнение таблицы свойств снега и льда.

Общие свойства

Отличия

Снег

Лёд

состоит из воды

легче воды

рыхлый

непрозрачный,

белый

твёрдый,

хрупкий,

бесцветный



1 группа Исследование снега и льда на цвет и прозрачность. + текст «Почему снег белый?».


2 группа Исследование снега и льда на прочность + текст «Почему под ногами скрипит снег?»

-Кто замечал, зимой снег скрипит сильнее, когда теплее или когда холоднее?


3 группа Исследование состава снега и льда + текст «Почему снег и лёд не тонет в воде?»

Посмотрите на фото.

- Айсберг – громадная глыба льда, которая откололась от ледника. Вы заметили, большая часть льда находится над водой, под водой?

- Как вы думаете, при каких условиях на поверхности воды образуется лед?









Когда холоднее, потому что воздух становится более сухим.




Айсберг, выталкивающая сила воды, плотность воды больше


Образование льда на поверхности воды начинается при понижении температуры ниже 0 С При этом в воде начинается процесс кристаллизации. Замерзание всегда начинается с верхнего слоя воды. Вначале в нём образуются микроскопические ледяные иголочки, которые затем смерзаются между собой, образуя своеобразную плёнку на поверхности водяной толщи. В крупных водоёмах ветер колеблет поверхность воды, образуя на ней волны, поэтому замерзание идёт дольше, чем при неподвижной воде.

4. Подведение итогов





Возвращение к

гипотезам.

1. Какую цель мы ставили перед собой?

2. Достиг ли наш урок цели?

3. Какими свойствами обладает снег? Лёд?

4. Назовите их общие свойства.


5. Давайте проверим, кто из вас был близок к нашим выводам?

6. Какова тема нашего урока?

Изучить свойства льда и снега.





Обсуждение каждой гипотезы


5. Применение

Слайд «Фото с термометрами»









Картинка «Иглу»

Накануне мы проводили опыт с термометрами. Расскажите, что мы делали.

Какие результаты получили?


Где же теплее? Почему?

Снег рыхлый. В снегу между отдельными снежинками имеются промежутки воздуха, а воздух плохо проводит тепло. Снежное одеяло способно защитить корни растений от морозов. Можно раскопать снег и найти там зелёную травку.


Это же свойство снега (сохранения тепла) используют эскимосы, строя себе из него жилище – иглу.


Накануне во время прогулки мы измерили температуру на поверхности снега и под ним.


Под снегом









Эскимосы – коренное население Гренландии, Аляски, Чукотки











Исследование снега и льда на прочность



Вставьте палочку в снежную горку. Легко ли палочка вошла в снег?

Возьмите молоточек. Ударьте по льду. Что произошло?

Сделайте вывод:

Снег _________________________________________________,

а лед _____________________________ и __________________________________ .

Слова для справок: хрупкий, рыхлый, твердый.





Почему под ногами скрипит снег?

Насыпьте горкой кусочки бумаги на парту и ладошкой надавите на этот «сугроб»;

Раздался __________________________. Почему возник этот звук?



Когда ты сминаешь «снежинки», каждая из них шуршит, потрескивает. Скрип, скрип – скрипит снег под ногами. Чем холоднее зимой, тем более слышен скрип снега, потому кристаллы снежинок ломаются.



Исследование снега и льда на прозрачность и цвет



Возьмите цветную бумагу. Высыпьте на неё горку снега. Видна ли бумага под горкой снега?

Положите на цветную бумагу лед. Видна ли бумага?

Сделайте вывод:

Снег _________________________________________________,

а лед _________________________________________________.

Слова для справок: прозрачный, белый, непрозрачный





Почему снег белый?



Снег белый, потому что каждая снежинка на самом деле прозрачная льдинка, которая отражает свет. Лежат снежинки по – разному, и свет отражается в разные стороны. Ученые говорят «Свет рассеивается» Так получается белый цвет.



Исследование «Что такое снег и лед?»



Возьмите стаканчики со льдом и снегом. Поставьте их на батарею. Позже продолжите наблюдение.



Поставьте перед собой емкость с водой. Положите в него снег и лед. Что наблюдаете? Плавают ли снег и лед или опустились на дно?



Сделайте вывод:

Снег и лед ____________________________ на поверхности, потому что они легче воды. У льда большая часть находится ___________________________________.

Лёд не тонет, потому что он легче воды. Вода выталкивает лёд.



Посмотрите на стаканчики, которые поставили на батарею. Что произошло?

Сделайте вывод:

Снег и лед – это замерзшая _______________________.

Тает быстрее ____________________________________.





























План ответа

Наша группа исследовала снег и лед на _____________________________________

Мы узнали, что: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Снег белый, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







План ответа



1. Наша группа исследовала снег и лед на ________________________________________________________________________



2. Мы узнали, что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Снег скрипит под ногами, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







План ответа



1. Наша группа исследовала снег и лед на ________________________________________________________________________



2. В опыте № 1 мы подтвердили, что снег и лед - это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. В опыте № 2 мы узнали, снег и лед ____________________ воды,

потому что они плавали на поверхности воды.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уверена, что от таких занятий дети будут в восторге. Успехов, Марина Анатольевна!

5 August 2020