Воспоминания о войне пронесла через долгие десятилетия Тамара Соболева – труженик тыла, ветеран педагогического труда. Ей было 13 лет, когда на чухломскую землю пришло страшное известие о начале войны.
Изменения окружающей жизни в военное время пятиклассница познавала постепенно. С уходом на фронт отцов, братьев все тяготы ложились на хрупкие женские и детские плечи.
— В городе редко встречались улыбающиеся лица людей. Нечасто слышался беззаботный детский смех. На улицах поселилась тревога. Но жизнь продолжалась. На клич: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» поднялись все, от мала до велика, — вспоминает Тамара Сергеевна.
Первого сентября в школе начались занятия, и классный руководитель объявил учащимся, среди которых была и юная Тамара: «Мы должны помочь фронту, занятия отменяются, а мы пойдем помогать в работе колхозникам. Работать будем не менее двух месяцев».
— Об этом я сказала дома, папа просил меня остаться на несколько дней. Ему очень хотелось в день отправки на фронт проститься со всеми нами. Я возмутилась. Как! Все пойдут помогать фронту, а я сидеть дома? Ни за что! И ушла вместе со всеми, — рассказывает труженица тыла.
Школьники шли в колхоз в Белово пешком, более восьми километров, и, конечно, устали. В деревне дети жили в домах колхозников, работали преимущественно со льном: теребили его, связывали в снопы, ставили бабки или суслоны. С поля снопы увозили на ток, где складывали в скирды. Работники уносили снопы в сушилку. Внизу на земле лежали и тлели брёвна, за которыми следили и ночью. Таким образом, сушился лен.
— Потом мы скидывали снопы на «ладонь» (помещение с утрамбованным земляным полом) и околачивали головки льна вальками (доска с ручкой), вытряхивая из них семена. Семена были вкусными, пахли дымком, и для нас, детей, это было лакомством, — делится воспоминаниями Тамара Сергеевна.
Околоченный лен собирался в снопы, вывозился на поля, расстилался. После того как культура вылежится, лен увозили на льнозавод. Всем премудростям выделки растения Тамару научили колхозницы.
Однажды с ней случилась беда. Маленькая Тамара стояла в тарантасе, лошадь, заприметив свежую зеленую травку, потянулась полакомиться, и Тома не удержалась, упала на «ладонь» и сильно ушибла голову. Работники вынесли её с тока, на снопах у ворот она отлежалась и продолжила трудиться.
Летом теребить лен было еще сложнее. Издали поле с культурой напоминало васильковый луг, но при ближайшем рассмотрении он оказывался сильно заросшим колючками. Каждый ученик ежедневно выполнял свою норму, и вскоре руки (хотя и были в немудреных рукавичках) покрывались капельками крови, они горели и болели от уколов колючек. А на другой день опять в поле, и снова пот и кровь на детских лицах и руках. Казалось, не будет конца «кровавому» полю, но в памяти, раз за разом, возникал образ отца, с которым Тамаре так и не удалось попрощаться. И боль как будто утихала, и поля не казались такими страшными.
Тяжелый ручной труд выражался в сильной усталости, но никто не хныкал и не жаловался, дети и взрослые работали бок о бок, приближая Победу.
Голодно было в тылу мирному населению в годы войны. Не хватало овощей. Приходилось ходить на колхозные поля и собирать мороженую картошку, в пищу шли песты, крапива. Мама Тамары Соболевой работала на сушилке овощей и иногда приносила домой сушеную брюкву, свёклу, морковь. С очисток картофеля домочадцы срезали и съедали остатки. Дрова заготавливали самостоятельно. Летом собирали сучки, а зимой на санках возили спиленные брёвнышки. Одежда быстро изнашивалась, но, несмотря на трудности и лишения, молодёжь не унывала!
— В школе зимой было холодно, мы испытывали недостаток в чернилах, бумаге. Вместо бумаги в ход шли газетные листы. В перемену мы с нетерпением ждали небольшую пайку хлеба. В большую перемену в школе устраивались танцы, особенно любили плясать козулю. Так мы и разогревались, и настроение друг другу поднимали, — рассказывает Тамара Соболева о событиях прошедших лет.
Из повествования женщины стало известно, что отец труженицы воевал под Ленинградом. Раненый, в составе сослуживцев был окружен немцами, прятался от фашистов в сарае с сеном. Враги стали протыкать сено штыками и одного за другим обнаружили бойцов. После этих событий семье Тамары пришла похоронка. Оплакав мужа и отца, родные смирились с утратой. Но на этом история не закончилась. На самом же деле, отец попал в плен, работал у фермера в Латвийской республике, затем его отправили в лагерь в Германию, именно там он получил язву желудка. Домой вернулся изможденным, с фронта привез темное пальто с шелковой подкладкой и большую металлическую ложку. Очередным испытанием для фронтовика стала проверка его на факт предательства и сговора с немцами. Тяжелые испытания не могли не сказаться на его здоровье, мужчина прожил только до пенсии.
Фронтовики и труженики тыла по-своему приближали конец войны, и только единство фронта и тыла обеспечило Победу, уничтожив фашизм в самом его логове. За труд в годы Великой Отечественной войны Тамара Соболева награждена медалью «Труженик тыла» и благодарственными письмами.
В послевоенное время Тамара Сергеевна получила высшее педагогическое образование, счастье, любовь и уважение обрела в семье и работе, посвятив 38 лет любимому делу — преподаванию русского языка и литературы.
В настоящее время, на 89 году жизни, она интересуется местными новостями, участвует в проведении литературно-музыкальных гостиных, пишет стихи и мемуары, читает и разгадывает сканворды. Она занимательный собеседник, а её память ярка и образна, как десятки лет тому назад.