Культура Ишима в годы войны
Эвакуация работников искусства было одним из основных стратегических направлений перемещения социокультурных ресурсов в военные районы страны. Мобилизация творческого потенциала эвакуированной художественной интеллигенции способствовала сохранению и поддержанию высокой профессиональной активности ведущих столичных и региональных художественных коллективов. Это стало важнейшим фактором сохранения единой системы учреждений культуры и СССР, их мобильной адаптации к режиму работы в условиях военного времени, возрастанию уровня самостоятельности в творческой деятельности. Несмотря на сложные социальные условия, эвакуированная художественная интеллигенция активно решала весь комплекс по усилению духовных ресурсов воюющей страны. Концентрация ведущих учреждений искусства и культуры в восточных регионах привела к коренному изменению там социокультурной ситуации, формирование новых художественных центров в Омске, Новосибирске, Барнауле. Заметно изменился репертуар и тематика художественных произведений. В новых условиях происходило осознание роли и места искусства борьбе с врагом со стороны самих представителей художественной интеллигенции. Советские художники, писатели, актёры и музыканты искали возможность быть полезными общему делу и своей деятельности, внесли ощутимый вклад в дело борьбы с врагом, в отечественную историю и культуру. Объём и темпы проделанной работы превосходили все возможные ожидания.
Эвакуация 1941 - 1942 годов решала двоякую задачу: сохранить жизнь гражданскому населению, спасти от разграбления промышленные предприятия, художественные и культурные ценности, сохранить научный потенциал и, восстановив на новом месте предприятия, учреждения науки, культуры и искусства, дать фронту как материальные, так и духовные ресурсы для дальнейшей борьбы.
Но и в Ишиме продолжалась культурная жизнь, несмотря на все тяготы военного времени.
В старом помещении железнодорожного клуба (теперь уже несуществующем), которое находилось напротив входа в современный ДКЖ, был зал на 300 мест, фойе, директорский кабинет. Во время Великой Отечественной войны там размещалось общежитие ФЗО. Потом в клубе была школа-семилетка, а в подвале деревянного здания железнодорожного универмага в войну была столовая.
Во время Великой Отечественной войны музыкальная культура города не пришла в упадок, благодаря эвакуации некоторых музыкальных коллективов из Москвы и Ленинграда в Омск и Омскую область. Часть столичных музыкантов поселили и в Ишиме, кроме того, во время войны из Омска в Ишим приезжали с гастролями известные мастера.
Стараниями приезжих и местных музыкантов даже в самое тяжелое военное время в Ишиме звучала живая музыка разных жанров и направлений. О странном происшествии однажды рассказал Н. Хрулёв, киномеханик ЖДК в военные годы. «В 1942 году, морозной зимней ночью, неизвестные взломали дверь кинобудки клуба и исковеркали находящиеся там инструменты духового оркестра. Точнее, сломали только саксофоны. В те годы саксофоны были редкостью, их использовали нарождавшиеся джазовые коллективы. Трудно представить, но в Ишиме в ЖДК в те годы уже был джазовый оркестр, который играл на танцах. Кому-то очень не нравился этот стиль музыки, раз применили такой варварский способ критики. Лишь после окончания войны эти покалеченные духовые инструменты (12 шт.) отвезли на ремонт в мастерскую г.Омска».
С началом войны, судя по объявлениям в газетах, культурная жизнь города стала даже интенсивней: 23 августа 1941 года военным оркестром под управлением капельмейстера В. Каминского был дан большой концерт в двух отделениях. 10 августа состоялись концерты военного оркестра на танцах в горпарке, оркестр играет до 3 часов утра. В октябре 1941 г. в Ишиме выступает мюзик-холл с артистами из Москвы и Ленинграда...
Эвакуированное в начале войны из Ленинграда в Ишим авиационное училище готовило техников, которые сразу уходили на фронт. При военном городке училища был клуб, но не в Троицкой церкви, как после войны, а перед ней. В клубе для военных и с некоторых штатских играл джаз-оркестр из ленинградцев. Иногда он выступал на танцах в кинотеатре им. 30-летия ВЛКСМ, где регулярно проводились танцевальные вечера под духовой оркестр. Джаз-оркестр произвёл огромное впечатление на слушателей не только новой музыкой и своей игрой, но и световым оформлением.
Как видим, во время войны в Ишиме существовало два джазовых коллектива.
К началу войны в Ишиме существовал и оркестр народных инструментов. Многие музыканты оркестра ушли на фронт. Петр и Борис Хрущевы, Борис Горбачев, Владимир Татарчук погибли на войне. Но оркестр ЖДК не прекращал своего существования. С конца 1942 года по 1944 год оркестром руководил Андрей Степанович Ковалёв. Перед войной директор клуба Юрьев купил музыкантам новые инструменты: саксофоны (альт и тенор), кларнеты и тромбон. Оркестр зазвучал по-новому, приближаясь к джаз-оркестру. Было много выступлений. Играли на танцах, озвучивали театральные постановки, давали концерты на станциях железной дороги.
С 1939 года в ЖДК существовал «ансамбль песни и пляски» под руководством Карла Георгиевича Вальдера, которому аккомпанировал свой духовой оркестр. Оркестр играл на демонстрациях, танцах, спортивных мероприятиях.
В годы Великой Отечественной войны жители Ишима, как и в мирное время, отмечали Новый год. Наиболее интересно такие праздники проходили в зале ЖДК, эффектно и «таинственно» оформленном. Постоянно применялись в клубе световое оформление и технические средства. Вспоминают посетители тех вечеров: «Мы всегда ожидали чего-то нового. И действительно, поднимались-опускались декорации, и мы оказывались то в зимнем лесу, то среди цветов и фонтанов... Со сцены клуба звучало много разной музыки. Особенно хорошо в ЖДК пели солисты. Играл оркестр».
В 1940 году Виктор Петрович Шишарин организовал духовой оркестр из 12 музыкантов в Ишимском педучилище. В оркестре играли Владимир Шабров, Илья Квашнин, Дмитрий Смирнов, Иван Селянинов, Андрей Бортнев, Михаил Романов, Иван Тюльпин. Яков Ерофеев, Виктор Куликов, Николай Дружинин.
Под духовые оркестры выходили на митинги, субботники, танцевали на вечерах вальсы и фокстроты.
Наступил 1941 год. Началась война. В г. Ишиме формировался полк 384-й Стрелкове я дивизии, при нём Леонидом Кациным был создан духовой оркестр. Инструменты для репетиций оркестра взяли на мельнице, вернув их перед отправкой на фронт. Музыкантов набирали из города и района, пятнадцатилетний подросток Ваня Селянинов сбежал из дома и попросился играть в оркестре.
Нечаев Поликарп Данилович, руководитель струнного оркестра, приехал с эвакуированным Днепропетровским заводом. Также приехали баянист и пианистка-еврейка. Вообще, в культуре тогда работало много евреев.
Во время войны в ЖДК работал хоровой кружок. Его с 28 марта 1942 года вел Моисей Исаакович Несавнелис.
Худруком и руководителем драмкружка в 1941 - 42 году был Рувим Абрамович Лялин.
В сентябре 1944 руководителем струнного оркестра был принят Евгений Иванович Бергман.
Во время войны и после неё в ЖДК занимался «Хор домохозяек», которым руководила Галина Митрофанова. Солисты хора домохозяек: Маша Додоко, Мазенцева, Анна Шишенко.
Для праздничных выступлений уже в те годы собирался общий хор до ста человек. Солистки хора ЖДК тех лет: Тоня Мельникова замечательно пела частушки, Галина Емельянова - позже работала в оперетте Свердловска, Валентин Гусев - тенор, впоследствии пел в Омском народном хоре.
Во время войны клуб интенсивно работал с населением города и района - давал концерты, устраивал праздники. Работали практически все самодеятельные кружки: пели, танцевали, декламировали стихи, готовили декорации... Многие артисты успевали заниматься и выступать сразу в нескольких кружках, в театре, оркестре.
Всю войну артисты клуба выезжали на поезде для выступлений по железнодорожным станциям. Целый вагон, часто товарный, в который иногда набивалось до ста человек голодных, но веселых молодых девчат, ехал утешать и радовать сельчан. По пути ели жмых, делились новостями и новыми песнями.
Ни на один день во время войны в Ишиме не замирала общественная жизнь. В газетах сообщали, какой покажут фильм или состоится представление, во сколько будут танцы, сколько будет стоить билет на эти мероприятия. «В кино и на танцы я брала у своей тети платье с кружевным воротником. Вход стоил 1 или 2 рубля» - вспоминает В.И. Смагина. «В клубе по воскресеньям были танцы, ежедневно по три сеанса кино. Вход 1-1,5 рубля», - вспоминает В.А. Петухов.
О театре ишимцы не забывали даже в тяжелое военное время. В каждом выпуске газеты «Серп и молот» за 1940-1941 годы читателям предлагались афиши спектаклей. Было пять основных режиссеров-постановщиков только летом 1941 года. Премьеры шли через два дня. Чаще всего за сезон с марта по сентябрь 1941 года ставили «Без вины виноватые» Островского и «Трактирщицу» Гольдони, хотя репертуар состоял из 17 спектаклей. В зависимости от времени года играли в клубе или летнем театре.
Ишимские зрители знакомились с постановками не только местных самодеятельных артистов, но и профессионалов. В 1941 году 22 октября в Омск был эвакуирован Московский театр им. Вахтангова, который расположился в здании Омского театра драмы. Кроме вахтанговцев в Омск эвакуировали украинский театр им. Заньковецкой и Сталинградскую оперетту. Здания театров оказались заняты столичными коллективами - это одна из причин, почему Омский ТЮЗ оказался в Ишиме. В ноябре 1942 года клуб им. Ильича был сдан в аренду Омскому ТЮЗу им. 20-летия Ленинского комсомола.
Омичи играли музыкальную комедию «Дочурка», пьесы «Приказ по фронту», «Свадебное путешествие» и «Осада мельницы». Они были поставлены еще в Омске режиссером Е.И. Зотовой. Елена Иванова была назначена режиссером Омского театра в конце 1941 года.
Над «Осадой мельницы» вместе с Зотовой работал ее супруг Николай Павлович Охлопков. Елена Ивановна провела лишь «застольные» репетиции, а ставил спектакли фактически Николай Павлович. Антифашистская направленность пьесы не вызывала сомнений, хотя речь шла о франко-прусской войне 1870-1871 годов.
Сразу после отъезда Омского ТЮЗа ишимцы вновь подняли вопрос об организации в городе профессионального театра. На областном совете 23 декабря 1943 года было принято решение организовать в Ишиме колхозно-совхозный театр и запланировать для него дотацию в размере 100000 рублей. Театр располагался в городском Доме культуры, его директором был назначен Михаил Федорович Тарасов. И вновь штат театра состоял из обслуживающего персонала, артисты же были самодеятельными – те, кто перешел из драмкружков предприятий и клубов. Просуществовал он так же недолго, как и театр им. А.В. Луначарского. Зданию был необходим ремонт, а средств не хватало. И в мае 1949 года театр закрыли.
Из воспоминаний Деевой Н.В.
«В детских садах и школах была художественная самодеятельность, и организовывали её не для галочки. Это была трудная, но жизнь! С особым нетерпением мы ожидали новогодние праздники. Мы готовили концерты. Играл для нас на пианино (аккомпанировал) младший сын Натальи Ивановны. Он же в костюме Деда Мороза раздавал нам нехитрые подарки. В ожидании праздника мы помогали воспитателям разбирать старые наряды. Тоненькие детские пальчики ловко раздергивали скатавшуюся вату на обшивке новогодних костюмов. Костюмы родители и воспитатели шили сами из марли и ваты, клеили из бумаги. Выступали мы с концертами чаще без музыки, пританцовывая под свои же песенки:
Мы белые снежиночки,
Слетелись все сюда,
Летим мы, как пушиночки,
Весёлые всегда…
Встретить Новый год с детьми старались и дома. В редкой семье сохранились довоенные ёлочные игрушки. Даже и после войны, когда стране нужно было справиться с разрухой, никто не ставил перед собою первоочередною целью обеспечить детей ёлочными игрушками – были другие заботы. А праздника все ждали. Задолго до его наступления наши соседи собирались вокруг стола с горящей на нём керосиновой лампой. Дефицитными были ламповые стёкла. Если они треснут, их склеивали кто чем мог. В каждой семье заранее готовили материал, красили акварельной краской бумагу, заваривали из муки клейстер и склеивали им цветные кусочки ткани и бумаги. Выдували яйца, сделав в каждом два аккуратных прокола. Из старых запасов доставали кусочки фольги, марлю и вату. И вот «фабрика игрушек» начинала свою работу. Скорлупа куриного яйца при помощи чернил и акварельной краски приобретала лицо то Деда Мороза, то Клоуна или сказочной Старушки. Из цветной бумаги приклеивали к скорлупе колпак Клоуна или шапочку Деда Мороза, из тряпочки появлялся платок Старушки. Снизу приклеивали соответствующий воротник. Завязывали сверху петельку - игрушка готова. Из раскрашенной бумаги клеили разной формы фонарики, кубики с разными бочками. Из ваты, намочив её в клейстере, лепили шарики, фигурки зверей. Когда они высыхали, раскрашивали красками. Чаще всего мы собирались у соседей Марии Фёдоровны и Галины Алексеевны Ивановых. Работали и пели песни. Из раскрашенной бумаги клеили гирлянды. Но самое ответственное было сделать Деда Мороза, Снегурочку и домик для них под ёлку. Домик сооружали из коробки, обклеив её цветной бумагой. Из фольги делали окошечки, из белой бумаги вырезали ажурные ставенки. Приклеивали крылечко с крышей. Крышу избушки и крылечка покрывали снегом из ваты. Приклеивали печную трубу. Деда Мороза и Снегурочку сооружали тоже из картона и ваты, потом ставили около домика, а рядом ставили тоже самодельную собачку. В праздничный день около домашней ёлки собирались соседские дети, пели песенки, танцевали, читали стихи. Получали нехитрые призы — конфеты-«подушечки». Играли в прятки, «Третий лишний» и другие игры. Призы были для всех одинаковые, и обделённым никто себя не чувствовал. Вспоминается мне, как на импровизированной сцене мы выступали перед родителями и работниками садика, которые иногда приводили с собой своих соседей. Пританцовывая, мы восхваляли спасительницу всей страны КАРТОШКУ:
ТРАМ-тарам-тарам-тарам,
Без картошки худо нам,
Из мешка бери картошку
И питайся понемножку!
Из картошки сварим кашу
И семью накормим нашу!
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест,
Трам-тарам-тарам-тарам,
Без картошки худо нам!
Один раз в детском садике нам сказали, что мы с концертом пойдем к раненым бойцам. Госпиталь располагался в старинном здании (ныне один из корпусов пединститута) рядом с детским садом на улице им. Сталина. Прибежав домой, я взахлеб рассказала бабусе (так мы с любовью назвали нашу бабушку Анну Викентьевну Суханову) о том, что мы идём в госпиталь и нужно приготовить гостинцы. Моя мудрая бабушка сказала: «Мы всё возьмём в огороде». И как же я была довольна, когда бойцы с радостью делили принесённые мною шляпы подсолнухов, стручки бобов и гороха, морковь, огурцы и помидоры. А маленькую баночку с мёдом поставили на тумбочку, видимо, самому тяжёлому раненому. Я, смешная рыжая толстенькая девчушка, вместе со всеми пела и танцевала, читала стихи. Один из раненых подарил мне книжку, которая долгое время хранилась в нашем доме».
Список литературы
Глухих, С.А. Ишимские духовые и эстрадные оркестры [Текст] / С.А. Глухих // Коркина слобода. – Ишим, 2000. – Вып. 2. – С. 55-60.
Деева, Н.В. А праздники все же были [Текст] / Н.В. Деева // О днях минувших воспоминанья. – Ишим, 2014. – С. 28-31.
Ишим и ишимцы в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны [Текст] / Ишим и Приишимье: страницы истории: коллективная монография // гл. ред. С.П. Шилов. – Ишим: ИГПИ им. П.П.Ершова, 2013. – С. 355-383.
Ишимские духовые и эстрадные оркестры [Текст] / Ишимская музыкальная культура в ХХ веке // авт.-сост. С.А. Глухих. – Ч. 1. – Ишим, 2005. – С. 59-69, 70-95
Крамор, Г.А. Первый ишимский музей [Текст]: [исторический этюд] / Г.А. Крамор // Коркина слобода. – Ишим, 1999. – Вып. 1. – С. 56-59.
Образование и культура [Текст] / Ишим и Приишимье: страницы истории: коллективная монография // гл. ред. С.П. Шилов. – Ишим: ИГПИ им. П.П.Ершова, 2013. – С. 384-407.
Романюта, О. Ишимский театр [Текст] / О. Романюта // Ишимская правда. – 1999. – 27 марта (№ 36). – С. 4.
Тюменцева, Е. Театральная жизнь Ишима [Текст] / Е. Тюменцева // Ишимская правда. – 1999. – 10 апр. (№ 42). – С. 5.
Шастунова, Т. Легенды расскажут, какими мы были [Текст] / Т. Шастунова // Ишимская правда. – 1998. – 29 сент. (№ 115). – С. 2.
Горбачёва Марина Юрьевна
Грекова Лариса Анатольевна