Статья «Отцы и дети: воспитательное значение литературы»
«Отцы и дети»: воспитательное значение литературы
(эссе)
Данцова Лариса Алексеевна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону
Время создает новые «углы зрения» и «ракурсы» на литературу, постоянно позволяет по-новому взглянуть на ещё не совсем забытое старое. Обратимся к чтению русской классики и отношению к ней разных поколений: нынешних «отцов» и «детей». «Отцы» – поколение читавших и изучавших и «дети» – поколение читающих и изучающих литературу. Среди школьных предметов литература является единственным предметом, который прекрасно сочетает в себе искусство и воспитание. Литература как духовное освоение действительности человеком имеет цель – формировать и развивать способности, творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Правда ли, что литература сегодня воспитывает читателя? Ответить на этот вопрос, я думаю, сможет каждый, кто читал русскую классику и произведения современных писателей. Стоит ли говорить, что классики воспевают нравственные ценности человеческого общества? Вспомним историю, когда после захвата власти большевиками появились избы-читальни. Туда приходили семьями. Кто не умел читать – слушал. В школах России уроки литературы издавна начинались с 1-го класса: с хрестоматий для чтения именно русской классики. Путь, известный многим поколениям. А в настоящее время и родители, и дети плохо воспринимают любую печатную продукцию. Или другая крайность: читают детективы, мистику, фантастику. Как научить отличать истинно художественное произведение литературы? Критерий ориентира остаётся неизменным: нравственность и воспитательное значение.
В течение всей жизни человек подвергается эмоциональному воздействию. Особую роль в этом играет книга. С её помощью читатель обретает способность останавливать эмоции и одновременно продлевает их. Книга стирает временные границы между поколениями. Например, сопереживая Наташе Ростовой на её первом балу, вдумываясь в размышления Раскольникова, познаём эмоциональный мир другого. Одновременно учимся оценивать собственное состояние. Сколько читателей, столько и отношений к книге, к её содержанию. Некоторые жизненные ситуации удается объяснить лишь через аналогию с книгой. В этом помогает рефлексия, процесс, который не требует особых условий труда, который постоянно происходит внутри каждого.
Будучи результатом творческой деятельности человека, книга представляет собой пространство, в котором живут философские идеи, этические системы, исторические персонажи и выдуманные герои. Книга несёт в себе огромный виртуальный мир, учит, назидает, спасает. Одно и то же произведение может вызвать восторг и ненависть разных людей одного и того же поколения, не говоря уже о разных поколениях. Восприятие одной и той же книги может меняться с течением времени у одного и того же человека или поколения людей. Вот почему классические произведения являются актуальными во все времена и интерпретируются и воспринимаются по-разному и «отцами», и «детьми». Главное: никто сегодня не отрицает литературу как искусство слова и её воспитательное значение.
Классическая литература удивительно современна! В ней – сильнейшее нравственное начало. Она хранительница общечеловеческих ценностей, сближающих и объединяющих поколения.