«Овладение народной манерой вокального исполнения»
Открытый урок женской группы хора , ансамбля «Сиверко»
13.12.2024
Тема урока; «Овладение народной манерой вокального исполнения»
Педагог дополнительного образования : О.В.Чекмасова
Цель урока: Закрепление вокальных навыков народной манеры исполнения.
Задачи:
Закрепить ЗУН, полученные на предыдущих уроках;
Обеспечить осмысленное исполнение песни с приоритетом смысловой интонации;
Развивать четкую дикцию, дыхание, музыкальную память, ;
Развивать образное мышление;
Закрепление в сознании и нервно-мышечном аппарате, правильной певческой установки, координации слова и звука, развитие слухового внимания, нахождение высокой певческой форманты и закрепление высокой позиции и опоры звука;
Воспитать уважение и любовь к народной культуре.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: групповое занятие.
Методы, педагогические технологии обучения:
Наглядный (практический показ педагога, прослушивание музыки(распевки), наблюдение);
Словесный (объяснение , беседа);
Практический( упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, разогрев голосового аппарата, и т.д.);
Деятельность учащихся на уроке( практическая работа, )
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом;
Здоровье сберегающая;
Средства обучения:
Зал, фортепиано, аудио аппаратура, аудио записи.
ХОД УРОКА:
Вводная часть.
Подготовительный этап.
Педагог. Здравствуйте. Сегодня у нас вами тема урока « Овладение народной манерой вокального исполнения»
Что, по вашему мнению такое народная манера исполнения? Какие вы можете привести примеры такой манеры? ( пение на высокой позиции, открытый звук, использование соединения головного и грудного регистров, пение на распев речи, разговорная манера пения и т.д)
А каких выдающихся певцов вы можете назвать, поют, илми пели в народной манере? ( Зыкина, Стрельченко, Русланова, Л.Николаева, Л.Рюмина, М.Девятова, Н.Бабкина и т.д.)
Народная манера пения может отличаться по звучанию, а так же по региону исполнителя. Различают Южное и Северное исполнение.
Какие коллективы государственные вы можете назвать, которые поют в народной манере, а именно хоры? ( Пятницкого, Северный хор, Уральский, Сибирский, Омский, Воронежский, Рязанский, Кубанский и т.д) Все они поют в народной манере, и нет ни одного похожего.
Мы с вами настроились на занятие . и начнем его с разогрева.
Основная часть.
Разогрев ( поглаживание ладоней, похлопование, разгон лимфы)
Упражнения на дыхание ( ССС-длинный, короткий, протяжный; ШС,ССС-длинный, короткий, протяжный, под ритмичную музыку)
Упражнения по системе распевание «Доктор ВОКС» ( звук «У» на одной ноте, глиссандо в квинту, глиссандо в октаву)
Распевание ( «Яков ты мой», «Бра, бре, бру…»»,
Вокально-хоровая работа:
Разбор песни «Лучше бы я девушка у батюшки была», отработка кантилены, цепного дыхания, пение на опоре, работа с солисткой –запев. Отработка образного мышления, высокая позиция
Педагог: РНП северная песня «Лучше бы я девушка у батюшки жила»- песня свадебного цикла, как по вашему мнению о чем песня? Какой у нее характер?
Давайте исполним ее , именно с тем смыслом, с интонацией.
Исполнение песни «Лучше бы я девушка у батюшки жила».
Разбор песни «Иван да Марья», отработка кантилены, цепного дыхания, пение на опоре, высокая позиция.
3.Заключительная часть.
Общее исполнение песни «Дороженька».
Закрепление: Повтор темы урока, что удалось , что нет, оценка работы, рефклесия.