Мастер-класс «Работа над вокально-техническими навыками в старших классах вокального отделения как необходимое условие для формирования певческого аппарата ребёнка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Первомайская детская школа искусств» Первомайского района Тамбовской области
Мастер – класс
«Работа над вокально – техническими навыками в старших классах вокального отделения как необходимое условие для формирования певческого аппарата ребёнка»
Автор-составитель: преподаватель Тверитнева Т.И.
р.п. Первомайский 2017
Аннотация
В методической разработке представлено описание мастер – класса по работе над вокально-техническими навыками в старших классах вокального отделения.
Контингент участников: педагоги дополнительного образования и преподаватели школы искусств.
Место проведения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области.
Дата проведения: 13.09. 2017г
Мастер - класс проводится с целью обмена опытом и повышения уровня самооценки преподавателей.
Пояснительная записка
Вокал–один из важнейших предметов в учебном плане вокального отделения детских музыкальных школ и школ искусств, так как обеспечивает
индивидуальный подход к каждому ученику, способствует раннему выявлению и устранению вокально-технических проблем, а также развитию юных дарований.
Наилучшим образом это умение развивается на индивидуальных занятиях по вокалу, где начинающий вокалист посредством кропотливой практической работы овладевает не только специальными приёмами правильного певческого дыхания, вокально-интонационными и артикуляционными навыками, но также решает важнейшие исполнительские задачи, связанные с выразительным и эмоциональным раскрытием образного содержания произведений, с пониманием стилевых особенностей вокального творчества композиторов разных эпох.
Данный мастер–класс знакомит с распевками. Это вокальные упражнения, которые не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
Цель мастер-класса: формирование певческого аппарата ребёнка путем систематической работы над вокально-техническими навыками.
Практическая значимость: одновременно с работой над вокально-техническими навыками на занятии используются элементы здоровьесберегающих технологий, комплекса упражнений, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Задачи:
• развитие вокально-технических и исполнительских навыков на основе индивидуальной и ансамблевой работы над упражнениями, вокализами, репертуаром, вокальных произведений русских и зарубежных классиков, современных композиторов;
• показ практической значимости использования данного комплекса упражнении и мотивация педагогов на использование в практической деятельности комплекса упражнений на занятиях;
воспитание бережного отношения к голосу вокалиста.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, флэш-карта, ноты произведений для преподавателей, тексты, аудиозапись.
Ход мастер-класса:
«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это время не учатся сами». Так сказал ученый, мыслитель, миротворец Али Апшерон. И, действительно, с каждым днем мы все больше и больше открываем для себя новые возможности голоса учащихся. И тем самым самосовершенствуемся сами. В том числе это происходит и посредством таких встреч.
Любой вид деятельности связан с выработкой определенных технических навыков. Постановка голоса, обучение пению – это выработка вокально-технических навыков. На формирование данных навыков большое влияние оказывает анатомия строения голосового аппарата и отношение ученика к обучению-способность,желание,интерес,настойчивость и работоспособность.
Вокальное творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике.
Наше занятие состоит из двух этапов: речевой и вокальный этап и работа над песней. Начнём работу с артикуляционной гимнастики,которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность, развить мимику, артикуляционную моторику, развить выразительную дикцию.
1.Гимнастики для языка:
-покусывание кончика языка и всего языка;
-«чистим зубы»;
-«прокалываем» щёки языком;
-поднимаем и опускаем поочерёдно верхнюю и нижнюю губы;
-улыбаемся, затем губы вытягиваем вперёд;
-улыбаемся и раскрываем широко глаза и поднимаем брови;
-приподнимаем кончик языка, придаём форму «крючка»и, касаясь твёрдого нёба, произносим гласные А,Э,О,У.
2.Дикция: (цель-правильно организовать работу над произношением гласных и согласных,чёткое произношение слов и фраз в целом)
- встать прямо.Произнести на медленном выдохе: СССССС…(свист ветра),
Ш Ш Ш Ш Ш…(шум леса), ЖЖЖЖЖ…(жужжит пчела);
- стоя произнести на медленном выдохе: РРРРРР…,переходящее в мягкое РЬРЬРЬ…(отъезжающий мотоцикл).
- поцокать языком с пиано на крещендо и на диминуэндо;
- поезд: тУк-тУк-тУк-тУк…(прибавляет ход) и вагоны покатились как мячики: ТАк-чики, ТАк-чики,ТАк-чики (выделяем ударные гласные);
- «моем»трубочиста. Делаем свободные движения рукой от плеча влево, вправо,влево,вправо…, приговаривая:
МОем,МОем ТРУбоЧИста ЧИсто,Чисто,ЧИсто,ЧИсто
БУдет,БУдет ТРУбочист ЧИст, ЧИст,Чст,ЧИст.
Рука,двигаясь,будет произвольно подчёркивать ударные слоги,которые легко «вылетают».Чётко заканчивтем слова с глухим звуком«т»: трубочисТ,
чисТ,будеТ;
- тренировка согласных(в медленном темпе,не напрягаясь):
а) Гбди,гбда,гбдо,гбду,гбды,
б)Кпти,кпта кпто,кпту,кпты;
в)Птки,птка,пткэ,птку,пткы;
Скороговорки (начинать медленно с постепенным ускорением текста):
- на согласные «б»,»п» Бык тупогуб…;
- «т»- Из-под топота копыт…
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, т.к. от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания во многом .Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхания мышц становится более интенсивной .Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
3.Дыхательные упражнения: (закрепление смешанно-диафрагматического дыхания)
- резкий,шумный вдох и медленный выдох на согласных «сщ»;
- резкий вдох и выдох на согласных «к,ч,п»;
- короткий вдох носом – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати;
- встать,расставить ноги на ширине плеч,руки на пояс,сделать короткий вдох и медленно выдыхать через маленькое отверстие в губах так,чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами;
- короткими вдохами через нос вдыхать воздух,не поднимая плеч,положа руку на диафрагму.Выдох происходит при наклоне корпуса вниз(ощущение надувания шарика);
-расширить ноздри носа и попытаться зевнуть с закрытым ртом.
Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Правильное певческое дыхание положительно влияет на красоту и силу звучания хора, а также на интонацию.
РАСПЕВАНИЕ — одна из важнейших форм репетиционной работы, является как способом подготовки голосов к пению, так и средством совершенствования вокально-речевых навыков.
Вокальные упражнения предполагают настройку голосового аппарата.
К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в «рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению. Может применяться различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-технические навыки. Это материал, лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д.), а также попевки (небольшие и несложные песни, или отдельные фразы из вокальных произведений).
В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало, отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и чёткость какого-либо типа атаки (в основном — мягкой), единство звуковой позиции, нюанса. Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз.
В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние, целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание.
1.Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть (ощущение небольшого зевка). Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию (дрожание) тканей носа. Это упражнение значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность.
. 2. Пение с закрытым ртом и постепенное открытие рта сначала на слогах «ми» и «мэ», потом пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му» .При этом следить за тем, чтобы ребёнок на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.
Упражнение разогревает голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы.
3. Распевка на итальянском слове «vieni» с распевами поступенным движением вниз в пределах квинты.
Очень полезна для приближения вокальной позиции и сглаживания регистров, звонкого звучания на переходных нотах, особенно при тех случаях, когда ребёнок специально «глубит» позицию, копируя взрослых певцов и думая, что так его голос звучит красиво.
4. Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми». При этом следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Также полезна распевка на слогах «мэ-ма-мэ-ма-мэ» ,которая способствует хорошему открыванию рта ,освобождению нижней челюсти при пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах.
5.Пение пятиступенного мажорного звукоряда на «Р» способствует работе над дикцией и расширяет диапазон.
6.Нисходящее движение по мажорному трезвучию на слог «АЙ»помогает в работе над чистотой интонации и активностью артикуляционного аппарата.
7. Распевка на активном, но мягком стаккато. Слоги « ми» или «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию. Хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её, как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется), а также быстрое попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот.
8. Упражнение для развития гармонического слуха.
Петь упражнение по мажорному трезвучию вверх на слово «Здравствуйте», используя прием наслаивания одной партии на другую.
При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять,чередовать распевки,чтобы решать необходимые задачи.
Работа над закреплением вокально – технических навыков и раскрытием художественного образа в произведении «Летите,голуби» муз.И.Дунаевского, сл.М.Матусовского
План анализа произведения:
- озвучивание названия произведения, знакомство с его авторами;
- прослушивание произведения;
- разбор и разучивание вокальной партии;
- работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией;
- определение формы произведения, нахождение смысловой и динамической кульминации.
-исполнение всего произведения под фонограмму (минус).
Во время работы над вокальным произведением необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на
артикуляционный аппарат и его дикцию. Произведение учим по фразам.
Уделяем внимание вступлению, которое поётся на «а»с ритмической синкопой и плавной, кантиленой мелодией,на распевы в словах.
Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает
слаженно вместе с артикуляционным аппаратом.
Опираясь на знания особенностей звучания детского певческого голоса, нужно представить себе, в какой манере могут повлиять на характер звучания также элементы произведения, как его тесситура, звуковысотные компоненты, ритмический рисунок, динамика, штрихи, поэтический текст, художественный образ в целом, его эмоциональная насыщенность.
Заключение.
Работая над вокальными произведениями, можно указывать учащимся на тот или иной приём, используемый при работе над упражнениями. При этом у учащихся сразу срабатывает мышечная память полноценного звучания собственного голоса и оформления звука, а также и манеры красивого правильного звуковедения, активизируется слуховой контроль. Это усиливает и улучшает эффективность работы.
Таким образом, вся работа, направленная на развитие голоса и певческих навыков учащихся опирается на работу над вокальными упражнениями и приносит качество в учебный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. – 675с.
Малышева Н. М. О пении. М. : Сов. Композитор, 1988. – 134с.
Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. М. : Просвещение, 1987. – 95с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста.