Программа вокального кружка «Весёлые нотки»
Программа вокального кружка «Весёлые нотки»
Срок реализации программы 3 года
Автор-составитель Вольф Э.В.
Информационная карта.
Тип программы – модифицированная.
Образовательная область- искусство
Направленность – художественно - эстетическая
Способ освоения
содержания образования - репродуктивно - творческий
Уровень освоения
содержания образования - общекультурный
Уровень реализации
программы - начальное, основное образование
Форма реализации
программы - групповая, индивидуальная
Продолжительность
реализации программы - три года
Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального и основного общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой и второй ступеней обучения. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника и детей подросткового возраста. Кроме того программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития.
Острой проблемой современности является низкий уровень культуры в нашем обществе. Идейные, нравственные, гражданские идеалы прошлого либо поруганы, либо утеряны. Молодое поколение растет без крепкого фундамента ценностных ориентаций. Пугающей тенденцией является направленность личности в основном на материальные ценности и пренебрежение эстетическими, духовными, нравственными идеалами. Одна из причин появления подобной тенденции является проблема отсутствия организации развивающего досуга подрастающего поколения.
Согласно результатам исследования образ жизни подростков носит преимущественно пассивный характер. Наиболее любимая организация досуга у 70% детей – это просмотр телепередач и встречи с друзьями, две трети увлекаются прослушиванием музыкальных записей и просмотром видео. Активные формы организации свободного времени занимают весьма небольшое место. «Ничегонеделание» - этот вид отдыха наиболее популярен. Поскольку общеобразовательные школы усиленно заняты, в основном, образованием, школы искусств, музыкальные и спортивные школы строго профилированы на детей одаренных в том или ином виде деятельности, то одним из «лучиков», ведущих к решению перечисленных выше проблем, являются детские объединения по интересам. Заметные преимущества детских объединений дополнительного образования: непринужденное общение детей друг с другом; направленность на воспитание; возможность активного отдыха; широкий выбор интересной и полезной деятельности. Данная программа как раз и направлена на организацию свободного времени детей путём приобщения их к музыкальной культуре.
Музыкальное искусство существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. У современного человека имеется возможность изучать наследство мировой музыкальной культуры и сделать его своим духовным достоянием. Классическая музыка – это музыка универсума о сближении человека и человечества, вечных ценностях человеческих чувств, об идеалах человеческой жизни. Это встреча человеческой Вселенной и Вселенной в целом. Вечные вопросы жизни и смерти, добра и зла.
Наши дети должны уметь быть серьезными. Культура созерцания, сосредоточенности, просто задумчивости имеет непреходящую ценность для человека. И если хочешь узнать себя, побыть с собой наедине, если хочешь вырасти в этом знании и научиться уважать человека в себе и в других, начнешь вслушиваться в настоящую музыку. Охватывая огромные пласты мировой музыкальной культуры, погружаясь все глубже в наиболее содержательные и сложные произведения композиторов прошлого и настоящего, мы не должны забывать о том, что легкая музыка, музыка отдыха и развлечения – оперетта, танцевальная музыка, эстрадная песня, джаз, поп-музыка – тоже заключают в себе немало интересных и волнующих образов, что в ней, как и в классической музыке, заложено много обаяния, красоты, таланта и мастерства. Нельзя забывать о престижной функции современного рока и поп музыки. Компетентность в этих вопросах для подростков важна. Преподаватель не обязан разделять все музыкальные увлечения молодежи, но он должен знать каковы они и учитывать их в своей работе. Дискотеки, обсуждение музыкальных новинок, обучение игре на инструментах, эстрадный вокал – все это способствует молодежному общению и повышает общий уровень культуры.
С этой целью функционирует кружок «Весёлые нотки» из расчёта 9 часов в неделю в 2016-2017 учебном году.
Обучающиеся поделены на три возрастные группы: 1 группа (1-4 классы), 2 группа (5-7 классы), 3 группа (8-9 классы). Количество занятий в неделю: 3 часа (каждая группа).
Вокально-эстрадный коллектив «Веселые нотки» – это калейдоскоп различных видов музыкального искусства. Дети имеют возможность послушать музыку и поразмышлять над её содержанием, получить элементарные знания по теории музыки (нотная грамота, музыкальные термины); попробовать себя в музыкальном исполнительстве (вокал, музыкальные инструменты), импровизации и даже композиторстве.
Так как в кружке занимаются дети с задержкой психического развития репертуарная политика строится, в основном, на песнях современных и зарубежных авторов. Данные песни имеют легко запоминающиеся мелодии, дублирующий мелодию аккомпанемент. Главные критерии подбора произведений: красота, доступность музыкального материала, художественная и воспитательная значимость, эстетический вкус.
Основные принципы реализации программы:
☺ индивидуальный подход к каждому участнику кружка. Он реализуется с помощью специальных методик:
- выявление качественных характеристик певческих голосов;
- наблюдение за развитием;
- определение уровня певческих умений: пение с голоса, пение с модуляцией, пение без сопровождения и др.;
- наблюдение за уровнем развития музыкального слуха, памяти, эмоциональной отзывчивости и др.
☺системно-деятельностный подход.
Цели:
Воспитание устойчивого позитивного отношения ребёнка к миру через призму музыкального искусства.
Создание условий для реализации музыкальных способностей воспитанников, формирования комплекса их музыкально-исполнительских компетенций.
Задачи:
Воспитывающие:
- реализация эстетического направления воспитания;
- формирование певческой культуры;
-воспитание поведения ребёнка в коллективе, коммуникативных качеств личности;
-воспитание любви к родной природе посредством песенного творчества;
- воспитание сценической выдержки; создание условий для самоутверждения личности на сцене; воспитание веры в свои силы;
- профилактика самовольных уходов из учреждения, правонарушений.
Образовательные:
-изучение музыкальной грамоты;
- накопление знаний, умений и навыков в области песенного творчества;
- формирование навыков исполнительского мастерства;
- формирование речевой культуры посредством вокала.
Развивающие:
-индивидуальное оптимальное певческое развитие каждого участника кружка;
-развитие мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, приобретение навыков пения в ансамбле;
-развитие эмоциональной сферы ребёнка;
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетических чувств.
Важнейшими формами реализации и активизации учебно-воспитательного процесса являются:
▪ проведение непосредственно занятий;
• организация праздников, встреч-бесед;
• походы в театры, дворцы культуры и др. учреждения;
• участие в концертах, конкурсах.
Ценностные ориентиры содержания программы
Занятия объединения дополнительного образования «Весёлые нотки», как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися
Календарно-тематический план 1 года обучения
№ |
План |
Факт |
Тема |
Теоретические сведения |
Практические занятия |
Творческие задания, игры |
Общее количество часов |
Сентябрь I «Миритмия.» |
|||||||
1 |
Знакомство с речевым аппаратом |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
Работа над дыхательным аппаратом |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
3 |
Работа с голосовым аппаратом |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
3 |
6 |
4 |
13 |
||||
Октябрь II «Музыкальная азбука» |
|||||||
1 |
Ритмический рисунок |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
Мажор и минор |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
3 |
Мелодия |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
3 |
6 |
5 |
14 |
||||
Ноябрь |
|||||||
1 |
Колорит и динамика |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
Цветовая гамма |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
3 |
Поем, танцуя |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
3 |
5 |
4 |
12 |
||||
Декабрь III «Музыка каждого дня» |
|||||||
1 |
Музыкальная неделя |
1 |
1 |
2 |
4 |
||
2 |
Круглый год |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
3 |
Новогодний фейерверк |
1 |
3 |
1 |
5 |
||
3 |
6 |
5 |
14 |
||||
Январь IV «Музыка-детям» |
|||||||
1 |
Пойте и играйте |
1 |
1 |
2 |
4 |
||
2 |
Аквариум детства |
1 |
1 |
3 |
5 |
||
2 |
2 |
5 |
9 |
||||
Февраль |
|||||||
1 |
От улыбки хмурый день светлей |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
У Тамары – тараторки |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
3 |
Роль музыки в кино |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
3 |
6 |
3 |
12 |
||||
Март |
|||||||
1 |
Живые нотки |
2 |
3 |
2 |
7 |
||
2 |
Образы в музыке самого родного человека |
2 |
3 |
2 |
7 |
||
4 |
6 |
4 |
14 |
||||
Апрель |
|||||||
1 |
Детская опера |
2 |
7 |
2 |
11 |
||
2 |
Экскурсия в оперный театр на детскую оперу |
1 |
1 |
2 |
|||
3 |
7 |
3 |
13 |
||||
Май |
|||||||
1 |
Наш первый альбом |
2 |
6 |
8 |
|||
2 |
Пение на свежем воздухе |
4 |
4 |
||||
2 |
10 |
12 |
|||||
Итого: 113 ч. |
Календарно-тематический план 2 года обучения
№ |
План |
Факт |
Тема |
Теоретические сведения |
Практические занятия |
Творческие задания, игры |
Общее количество часов |
Сентябрь «Формирование музыкального мышления» |
|||||||
1 |
Когда кончаются слова, начинается музыка |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
Самый первый музыкальный инструмент- голос |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
3 |
Инструментальная музыка |
2 |
2 |
1 |
5 |
||
4 |
6 |
3 |
13 |
||||
Октябрь |
|||||||
1 |
Постановка голоса |
2 |
5 |
2 |
9 |
||
2 |
Основы игры на фортепиано |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
3 |
7 |
3 |
13 |
||||
Ноябрь |
|||||||
1 |
Основы музыкальной грамоты |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
2 |
Работа над репертуаром |
1 |
5 |
2 |
8 |
||
2 |
7 |
4 |
13 |
||||
Декабрь |
|||||||
1 |
Формирование навыков сценического поведения |
2 |
6 |
2 |
10 |
||
2 |
Новогоднее представление |
4 |
4 |
||||
2 |
6 |
6 |
14 |
||||
Январь |
|||||||
1 |
Особенности вокального исполнения |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
2 |
Особенности игры на фортепиано |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
4 |
3 |
9 |
||||
Февраль |
|||||||
1 |
Совершенствование техники исполнения |
1 |
3 |
1 |
5 |
||
2 |
Любовь и музыка |
1 |
1 |
2 |
4 |
||
3 |
Они сражались за Родину |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
3 |
6 |
4 |
13 |
||||
Март |
|||||||
1 |
Музыкальный конкурс |
1 |
4 |
2 |
7 |
||
2 |
«Цветы, весна, любовь» |
1 |
4 |
2 |
7 |
||
2 |
8 |
4 |
14 |
||||
Апрель |
|||||||
1 |
Ансамбль |
1 |
4 |
1 |
6 |
||
2 |
Музыка и юмор |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
3 |
Музыкальные игры |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
3 |
6 |
3 |
12 |
||||
Май |
|||||||
1 |
Фортепиано, рояль |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
Творческий отчет, посвященный Дню Победы |
3 |
2 |
5 |
|||
3 |
Ура! Каникулы! |
2 |
1 |
3 |
|||
1 |
7 |
4 |
12 |
||||
Итого: 113 ч. |
Календарно-тематический план 3 года обучения
№ |
План |
Факт |
Тема |
Теоретические сведения |
Практические занятия |
Творческие задания, игры |
Общее количество часов |
Сентябрь |
|||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
||||
2 |
Только в Челябинске |
2 |
6 |
3 |
11 |
||
3 |
6 |
3 |
12 |
||||
Октябрь |
|||||||
1 |
«Букет с Увильдов» |
2 |
4 |
1 |
7 |
||
2 |
Мечты |
2 |
4 |
1 |
7 |
||
4 |
8 |
2 |
14 |
||||
Ноябрь |
|||||||
1 |
Чудо 18 века |
1 |
4 |
1 |
6 |
||
2 |
«Зажжем в честь Пушкина свечу» |
1 |
3 |
3 |
7 |
||
2 |
7 |
4 |
13 |
||||
Декабрь |
|||||||
1 |
Я – артист |
1 |
3 |
2 |
6 |
||
2 |
Рождественский подарок |
1 |
4 |
2 |
7 |
||
2 |
7 |
4 |
13 |
||||
Январь |
|||||||
1 |
Рождение оперы |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
Многоголосие |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
2 |
4 |
3 |
9 |
||||
Февраль |
|||||||
1 |
«Изгиб гитары желтой» |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
«Блестят ордена и слезы» |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
3 |
Концерт-выступление на День защитника Отечества |
4 |
4 |
||||
2 |
4 |
7 |
13 |
||||
Март |
|||||||
1 |
«Живите любимы» |
1 |
4 |
2 |
7 |
||
2 |
Романс как музыкальный жанр |
1 |
3 |
2 |
6 |
||
2 |
7 |
4 |
13 |
||||
Апрель |
|||||||
1 |
Джаз |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
2 |
Рок-н-ролл |
1 |
2 |
1 |
4 |
||
3 |
Поп-музыка |
1 |
3 |
1 |
5 |
||
3 |
7 |
3 |
13 |
||||
Май |
|||||||
1 |
24 скрипки короля |
1 |
2 |
2 |
5 |
||
2 |
Музыка в балете |
2 |
3 |
1 |
6 |
||
3 |
Посещение оперного театра |
2 |
2 |
||||
3 |
5 |
5 |
13 |
||||
Итого: 113 ч. |
Содержание изучаемого курса образовательной программы
Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.
Первый год обучения.
Цикл занятий «Освоение себя как инструмента творчества».
Сентябрь.
I «Миритмия.»
Цель: Освоение себя как инструмента творчества.
Тема № 1
Знакомство с речевым аппаратом.
Теоретические сведения: Три основных отдела речевого аппарата, их функции, как научиться управлять речью; как воздействовать на звук.
Практические занятия: Работа со звуками и звукосочетаниями; игровые упражнения со звуками, нахождение звуков в природе.
Творческие задания: Разыграть небольшую сценку с помощью звуков.
Оборудование: Пианино, синтезатор, аудиоаппаратура, гитара, баян, нотная тетрадь.
Тема № 2
Работа над дыхательным аппаратом.
Теоретические сведения: Знакомство со строением дыхательного аппарата: лёгкие, трахеи, бронхи.
Практические занятия: Дыхательные упражнения.
Творческие задания: Придумать название различным дыхательным упражнениям, предложенным педагогом.
Тема № 3
Работа с голосовым аппаратом.
Теоретические сведения: Строение (звукообразующие: гортань, голосовые связки; звукоусилители – резонаторы; звуковыводящие - артикуляционный аппарат).
Практические занятия: Исследования движения звука (упражнения и игры).
Творческие задания: Изобразить звуковые партии на различные темы, озвучить неодушевлённые предметы.
Октябрь.
II « Музыкальная азбука»
Цель: Освоение основ музыкальной грамоты.
Тема № 1
Ритмический рисунок.
Теоретические сведения: Знакомство с длительностями.
Практические занятия: Игры – упражнения с использованием карточек с ритмическим рисунком песенок – попевок.
Творческие задания: Придумать свой ритмический рисунок.
Тема № 2
Мажор и минор.
Теоретические сведения: Раскрываем секрет терминов: Мажор, минор, лад, тоника.
Практические занятия: Песенка – игра «Про двух утят», прослушивание разных по ладовой окраске музыкальных произведений.
Творческие задания: Использовать знакомые песенки и определить их лад.
Тема № 3
Мелодия.
Теоретические сведения: Беседа – рассказ Мелодия – музыкальная мысль.
Практические занятия: Работа над интонированием; песенки – упражнения: «Птенчики и мама», «Качели», «Эхо», «Часы», «Труба», «Лесенка».
Творческие задания: Игра – импровизация «Бубенчики – бом-дом-дили-дили».
Ноябрь.
Тема № 1
Колорит и динамика.
Теоретические сведения: Термины – пиано, форте, крещендо, диминуэндо; тембр, регистр, штрихи, нюансы.
Практические занятия: Игра «Дирижёр».
Творческие задания: Придумать свои жесты, показывающие тот или иной характер исполнения.
Тема № 2
Цветовая гамма.
Теоретические сведения: Музыка и краски; цветовая характеристика звука.
Практические занятия: Поём гамму вверх, вниз. Рисуем её красками.
Творческие задания: Предлагается прослушать музыкальное произведение, и затем, изобразить его в красках, используя фантазию.
Тема № 3
Поём, танцуя.
Теоретические сведения: Музыка, движение, слово.
Практические занятия: Изобразить движение звука в пространстве телом (пропеть гласные звуки, произнести согласные).
Творческие задания: Предлагается придумать танец, используя изображение звука в пространстве.
Декабрь.
III . «Музыка каждого дня»
Цель: Показать связь музыки и природы.
Тема № 1 Музыкальная неделя.
Теоретические сведения: Волшебная цифра 7. Семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги.
Практические занятия: Разучиваем цикл песенок – упражнений М. Лазарева «Музыкальная неделя».
Творческие задания: Придумать образы - песенки про каждую ноту в гамме.
Тема № 2
Круглый год.
Теоретические сведения: Времена года в поэзии и музыке.
Практические занятия: Цикл «Круглый год» на стихи С. Маршака.
Творческие задания: Изобразить времена года песней.
Тема № 3
Новогодний фейерверк.
Теоретические сведения: Беседа – музыка и праздник.
Практические занятия: Разучивание песен к Новому году.
Творческие задания: Придумать танцевальные движения к песне.
Январь.
IV. «Музыка- детям»
Цель: Развитие творческой личности.
Тема№1 «Пойте и играйте»
Теоретические сведения: как песенка превращается в игру.
Практические занятия: Разучиваем песни-игры из сборника Н.Пикулевой и С.Попляновой «Пойте и играйте»
Творческие задания: Придумать свою песенку-игру
Тема № 2 «Аквариум детства».
Теоретические сведения: Рассказ-беседа о сборнике детских песен «Аквариум детства» и его авторах: поэте Асе Горской и композиторе Валерии Ярушине.
Практические занятия: Разучиваем песни из этого сборника.
Творческие задания: Придумать танцевальные движения к песням.
Февраль
Тема №1 «От улыбки хмурый день светлей»
Теоретические сведения: Музыка в мультфильмах.
Практические занятия: Разучиваем песенки из мультфильмов
Тема № 2 «У Тамары – тараторки»
Теоретические сведения: Русские народные скороговорки и их назначение
Практические занятия: Работаем над дикцией, поем скороговорки.
Творческие задания: придумать свои скороговорки.
Тема № 3 «Цветные сны»
Теоретические сведения: Роль музыки в кино.
Практические занятия: Разучиваем песни из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
Творческие задания: Придумать танцевальные движения к песням.
Март
Цикл занятий: Музыкальный образ
Цель: Развитие воображения ребенка.
Тема № 1» Живые нотки»
Теоретические сведения: Образы братьев наших меньших в музыке.
Практические занятия: песни о животных.
Творческие задания: Нарисовать животное
Тема № 2 «Образ в музыке самого родного человека»
Теоретические сведения: Образ мамы в музыке
Практические занятия: Прослушивание произведения П.Чайковского «Мама». Разучивание песен к празднику 8 Марта
Творческие задания: Импровизация голосом или на инструменте, отображающая голос мамы.
Апрель
Тема№1 «Детская Опера»
Теоретические сведения: Жанр оперы - синтез музыки, театра, танца, вокала, живописи, костюмов.
Практические занятия: Разучивание оперы «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Муха-Цокотуха»
Творческие задания: Разыграть оперу с помощью кукольного театра.
Тема № 2
Экскурсия в оперный театр на детскую оперу.
Май
Тема№1 « Наш первый альбом»
Теоретические сведения: Импровизационная студия звукозаписи.
Практические занятия: Записываем лучшие песни на аудиокассету.
Творческие задания: Придумать название песни и нарисовать картину на ее тему.
Тема № 2 Пение на свежем воздухе
Теоретические сведения: Беседа о пользе пения на природе.
Практические занятия: Экскурсия в лес.
Второй год обучения.
Цикл занятий: Формирование музыкального мышления
Цель: Осмысление роли музыки
Сентябрь.
Тема №1 «Когда кончаются слова, начинается музыка»
Теоретические сведения: Беседа о значении музыки в жизни человека, анкета «Музыка и я»
Практические занятия: Игра «Что, где, когда?», прослушивание музыкальных произведений В.А.Моцарт-симфонии № 40, 41; И.С.Бах- токката и фуга ре минор; Ф..Лист « Грезы любви»
Творческие задания: Импровизация «Мое настроение»
Тема №2«Самый первый музыкальный инструмент- голос»
Теоретические сведения: Беседы о роли вокального жанра в музыке.
Практические занятия: Прослушивание детей, распевки - гимнастика для голоса.
Творческие задания: Сочинить небольшую песенку-распевку
Тема №3 «Инструментальная музыка»
Теоретические сведения: Беседа о видах и истории музыкальных инструментов.
Практические занятия: Слушаем тембры музыкальных инструментов; игра «Угадай инструмент по тембру, «от свистульки до органа»
Творческие задания: Импровизация на музыкальных инструментах.
Октябрь
Тема №1 Постановка голоса
Цель: развить технические данные.
Теоретические сведения: определение диапазона голоса у каждого ученика; распевка - гимнастика для голоса.
Практические занятия: Игра «Настроение»; работа над дикцией; работа над звуковедением; игра «Пение скрипки»- прием легато; игры «Задорные прыжки», «Хохотушка»- прием стаккато
Творческие задания: Выбор учеником стиля исполнения (классический, эстрадный, народный)
Тема №2 основы игры на фортепиано
Цель: освоение инструмента.
Теоретические сведения: Посадка исполнителя, способ извлечения звука; постановка правой руки.
Практические занятия: Упражнение на одновременное извлечение нескольких звуков, элементарные аккорды.
Творческие задания: Выбор репертуара для аккомпанирования.
Ноябрь
Тема №1 Основы музыкальной грамоты
Цель: Развитие музыкальной образованности
Теоретические сведения: Звуковысотность, ритм.
Практические занятия: Игра «Море и небо», «Октава»; разучивание песни о звуках; ритмическая игра-говорилка «Столовая».
Творческие задания: Знакомство с музыкальными терминами с помощью ребусов, шарад, кроссвордов.
Тема №2 Работа над репертуаром
Цель: Освоить средства музыкальной выразительности.
Теоретические сведения: Определение характера музыкального произведения; выбор средств музыкальной выразительности для передачи характера.
Практические занятия: Работа над технически сложными местами
Творческие задания: Оформление сценического номера (драматургия произведения).
Декабрь
Тема №1 Формирование навыков сценического поведения
Цель: Уверенное исполнение программы на сцене
Теоретические сведения: Беседа «Артист и сцена»; основные законы сцены; фонограмма и микрофон.
Практические занятия: Игра – концерт в воображаемом зале.
Творческие задания: Разучивание песен новогодней тематики
Тема №2 Новогоднее представление.
Январь
Тема №1 Особенности вокального исполнения
Цель: Развитие профессиональных навыков
Теоретические сведения: Беседа об особенностях народного, классического, эстрадного исполнения.
Практические занятия: Народная открытая манера исполнения русской песни, строгая, округлая классическая манера исполнения, эстрадный вокал (свобода исполнения, индивидуальность, яркость)
Творческие задания: Выучить «сапожки русские», «Я в саду была», «Санта Лючия»; любые современные песни.
Тема №2 Особенности игры на фортепиано
Цель: развитие профессиональных навыков
Теоретические сведения: Беседа о происхождении инструмента; современные направления,.
Практические занятия: Прослушивание записей фортепианного исполнения
Творческие задания: Импровизация на инструменте
Февраль
Тема №1 Совершенствование техники исполнения
Цель: Развитие технических данных
Теоретические сведения: Понятие свободы исполнения
Практические занятия: Индивидуальная работа над репертуаром; шлифовка технически сложных мест.
Творческие задания: Сочинить попевку на различные виды техники.
Тема №2 Любовь и музыка
Цель: Нравственное совершенствование
Теоретические сведения: Прослушивание разных музыкальных произведений о любви (Ф.Лист «Грезы любви», романсы)
Практические занятия: Разучивание песен о любви
Творческие задания: День Св. Валентина, «Любовь с первого взгляда» с элементами музыкальных игр.
Тема №3 Они сражались за Родину
Цель: Воспитание гражданина
Теоретические сведения: Музыка на военную тематику
Практические занятия: Концерт для ветеранов
Март
Тема №1 Музыкальный конкурс
Цель: воспитание личности
Теоретические сведения: Беседа о существующих музыкальных конкурсах в мире; требования и законы музыкального конкурса
Практические занятия: Выбор репертуара к конкурсам.
Творческие задания: Цветы, весна, любовь.
Тема №2 Концертная программа к 8 Марта.
Апрель
Тема №1 Ансамбль
Цель: Совместное творчество
Теоретические сведения: История и виды ВИА
Практические занятия: Элементарные приемы ансамблевого исполнения.
Творческие задания: Дуэты: голос+ голос, голос инструмент; сочинение небольшой ансамблевой пьесы.
Тема №2 Музыка и юмор
Теоретические сведения: Шутки великих
Практические занятия: Прослушивание юмористических произведений «Шутка» И.С.Баха
Творческие задания: Совместное творчество и подготовка номеров для музыкального конкурса в КВН
Тема №3 Музыкальные игры
Цель: вызвать интерес к музыке
Теоретические сведения: Музыкальный кроссворд; музыкальное знакомство.
Практические занятия: «Угадай мелодию», музыкальная инсценировка
Творческие задания: Придумать свою музыкальную игру
Май
Тема №1 Фортепиано, рояль, синтезатор
Цель: Освоение инструментов
Теоретические сведения: История и устройство
Практические занятия: Посадка за инструментом, постановка рук, элементарные приемы звукоизвлечения.
Творческие задания: Прослушивание записей мастеров исполнения на клавишных инструментах
Тема №2
Концерт, посвященный Дню Победы
Тема №3 «Ура! Каникулы!» (игры, закрепляющие весь пройденный материал « Мы – композиторы», «Музыкальная юморина»)
Третий год обучения.
Сентябрь.
Тема №1 Вводное занятие
Цель: обозначить план мероприятий на год
Теоретические сведения: Темы занятий, праздники, концерты, конкурсы.
Тема № 2 «Только в Челябинске»
Цель: Воспитание любви к родному краю.
Теоретические сведения: Беседа «Мой родной город»
Практические занятия: Разучивание песен «Зарека», «Розовые очки», «Только в Челябинске» и т.д.
Творческие задания: Игры-загадки на знание родного города
Октябрь
Тема №1 «Букет с Увильдов»
Цель: воспитание уважения к природе
Теоретические сведения: Беседа о красоте уральской природы
Практические занятияРазучиваем песни «В городской моей квартире», «Здравствуй, Еловое», «Над озером», «Осенний карнавал»
Творческие задания: Отгадай слова используя названия нот.
Тема №2 Мечты
Цель: Развитие воображения
Теоретические сведения: Беседа «Мои мечты»
Практические занятия: Разучиваем песни «Мечты девчонки», «Уральская девчоночка»; прослушиваем фортепианные пьесы Р.Шумана «Грезы»; симфоническое произведение Скрябина «Мечты»
Творческие задания: Импровизация на тему «Мои мечты»
Ноябрь
Цикл: Маэстро-вы волшебник
Цель: Воспитание лидера-художника.
Тема №1 Чудо 18 века
Теоретические сведения: Удивительные рассказы о В.А.Моцарте
Практические занятия: Прослушивание фрагментов произведения великого композитора; разучивание популярных мелодий из его произведений
Творческие задания: Сочинение в стиле Моцарта
Тема №2 «Зажжем в честь Пушкина свечу»
Теоретические сведения: Поэзия А.С.Пушкина и музыка
Практические занятия: Песни «Пушкиненок», «В парке Пушкина зима», «Его мадонна».
Творческие задания: Игры «Подражание Пушкину»
Декабрь
Тема №1 Я-Артист
Цель: формирование исполнительских качеств
Теоретические сведения: Понятие об исполнительских качествах; проблема сценического исполнения; стабильность выступления исполнителя
Практические занятия: упражнения на эмоциональную регуляцию, работа над сценической выдержкой исполнителя.
Творческие задания: Мои чувства перед и после концерт
Тема №2 Рождественский подарок
Теоретические сведения: Сценарий Новогоднего праздника
Практические занятия: Подготовка репертуара.
Творческие задания: Движения к песням
Январь
Тема №1 Рождение оперы
Цель: Расширение кругозора ребенка
Теоретические сведения: Рассказ о рождении первой оперы; беседа, «какие вы знаете оперы?»
Практические занятия: Посещение оперного театра
Творческие задания: « Мои впечатления»
Тема №2 Многоголосие
Цель: развитие полифонического мышления
Теоретические сведения: Термины «гармония,», «полифония»
Практические занятия: Разучивание песен «Бархатный лев», «маленький кузнечик»
Творческие задания: спеть песню каноном.
Февраль
Тема №1 «Изгиб гитары желтой»
Цель: воспитание любви к природе.
Теоретические сведения: бардовская песня, композиторы, поэты
Практические занятияПесни Визбора. Митяева, Окуджавы
Творческие задания: Сочинить свою песню
Тема №2 «Блестят ордена и слезы»
Цель: формирование патриотизма
Теоретические сведения: Тема войны в музыке.
Практические занятия: Песни «Возвращение», «Держись. Ветеран», «Полнолуние»
Тема №3 Концерт ко Дню Защитника Отечества
Март
Тема №1 «Живите любимы»
Теоретические сведения: Музыка и любовь
Практические занятия: Песни «Лебедушка», «Мама», «Любовь и память»
Творческие задания: Спеть любимую песню
Тема №2 Романс
Цель: формирование жанровой культуры
Теоретические сведения: Жанр романса, русский романс. Романс в современной музыке.
Практические занятия: Романсы «Такое время года», «Не надо притворяться»
Творческие задания: Музыкальные кроссворды
Апрель
Цикл: Современные ритмы
Цель: расширить кругозор ребенка
Тема №1 Джаз
Теоретические сведения: история возникновения, особенности ритма.
Практические занятия: Слушаем блюз, «Хелло. Долли», «Старый рояль»
Творческие задания: импровизация в джазовом стиле
Тема №2 Рок-н-ролл
Теоретические сведения: Поиски новых тембров - электороусилители, преобразование звука; новый ритм, роль ударников
Практические занятия: Песни группы «Биттлз» «Вчера», «Солнце встает».
Творческие задания: ритмический кроссворд
Тема №3 Поп-музыка.
Теоретические сведения: Диспут на тему современной песни
Практические занятия: Песни известных поп-групп
Май
Тема №1 24 скрипки короля
Теоретические сведения: рассказ о возникновении первого оркестра
Практические занятия: Слушаем симфоническую музыку, песня-гимн «Россы-россияне»
Творческие задания: импровизация на ударных установках
Тема №2 Музыка в балете
Теоретические сведения: Сказка о Золушке. Балет и музыка.
Практические занятия: Слушаем фрагменты балета Прокофьева «Золушка»
Творческие задания: Кроссворд «Русский балет»
Тема №3 Посещение оперного театра
Цель: расширение музыкального кругозора.
Методы и формы реализации программы
Основные методы и подходы реализации программы - это стилевой и системный подходы, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
Стилевой подход широко применяется в программе, т.к. нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы (тематики, вокального материала, видов деятельности). Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает воспитанникам способность умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Механизм оценки получаемых результатов
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, но он необходим и для достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса воспитанников; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Виды контроля:
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных, городских, окружных и российских мероприятий.
1-й год обучения:
Сроки |
Знания, умения, навыки |
Форма подведения итогов |
I полугодие |
К концу 1 полугодия 1 года обучения обучающийся должен ЗНАТЬ: -технику безопасности; -технику безопасности владения голосом; -правила пения; -что такое «мелодия» -музыкальную азбуку -что такое «длительность», «динамика» УМЕТЬ: -интонировать звуки; -петь упражнения; -петь гаммы до - мажор, ля-минор |
За I полугодие: контрольное занятие, опрос; тестовые задания по музыкальной грамоте; концертная деятельность (участие в общешкольных концертах, мероприятиях) |
II полугодие |
К концу 2 полугодия 1 года обучения обучающийся должен ЗНАТЬ: -детских композиторов и авторов текстов; -термины «опера», «детская опера»; -понятие «студия звукозаписи» УМЕТЬ: -сочинять песенки-игры -придумывать танцевальные движения к песням -работать над дикцией (пение скороговорок) -импровизировать голосом или на инструменте; -иметь в репертуаре 2-3 песни |
За II полугодие: контрольное занятие, итоговый отчетный концерт. опрос; тестовые задания по музыкальной грамоте; участие в городских, районных, общешкольных концертах. |
2 год обучения
Сроки |
Знания. умения, навыки |
Форма подведения итогов |
I полугодие |
К концу I полугодия 2 года обучения обучающийся должен ЗНАТЬ: -инструментальную музыку классицизма; -ознакомиться с инструментами; -основы музыкальной грамоты -основы постановки инструмента УМЕТЬ: - чисто интонировать звуки; -знать песни о природе, родном крае -повторить голосом одноголосную мелодию |
За I полугодие: контрольное занятие. опрос; тестовые задания по музыкальной грамоте; концертная деятельность (участие в общешкольных концертах, мероприятиях) |
II полугодие |
К концу II полугодия 2 года обучения обучающийся должен ЗНАТЬ: -основы постановки голоса; -элементы аккомпанирования; -как вести себя на сцене. УМЕТЬ: -пользоваться штрихами; -пользоваться музыкальным слухом; -слышать двухголосие. |
За II полугодие: контрольное занятие, итоговый отчетный концерт. опрос; тестовые задания по музыкальной грамоте; участие в городских, районных, общешкольных концертах. |
3 год обучения
Сроки |
Знания, умения, навыки |
Форма подведения итогов |
I полугодие |
К концу I полугодия 3 года обучения обучающийся должен ЗНАТЬ: -что такое «опера»; -поведение артиста на сцене; -строй инструмента; УМЕТЬ: - спеть динамически, артикуляционно верно; -различать тембры инструментов; -передать характер произведения. |
За I полугодие: контрольное занятие. - опрос; - тестовые задания по музыкальной грамоте; -концертная деятельность (участие в общешкольных концертах, мероприятиях) |
II полугодие |
К концу II полугодия 3 года обучения обучающийся должен ЗНАТЬ: -понятие жанров в музыке; -музыкальную грамоту; -характеристику своего голоса. УМЕТЬ: -петь в ансамбле двухголосие; -исполнять 6-8 произведений; -владеть приемами вокального исполнения. |
За II полугодие: контрольное занятие, итоговый отчетный концерт. -опрос; -тестовые задания по музыкальной грамоте; -участие в городских, районных, общешкольных концертах. |
Контроль развития певческих навыков:
1 год обучения:
Навыки |
Умения |
Певческая установка |
• свободное положение корпуса • подвижность, активность, свобода артикуляционного аппарата • положение гортани и работа голосовых связок |
Певческое дыхание |
• организация плавного вдоха • задержка дыхания •организация экономного длительного выдоха • пение на «опоре» •выработка единого типа дыхания |
Звукообразование |
• мягкая атака звука • округлость гласных звуков • высокая певческая позиция • пение легато • пение нон легато • ровное звуковедение • распевность гласных звуков при быстром и чётком произношении согласных • освоение голосового резонатора |
Строй |
• «чистый» унисон • исполнение одноголосных партий с сопровождением, с дублированием мелодии |
Ансамбль |
• частный и общий • виды ансамбля: - ритмический - темповый -динамический - гармонический |
Дикция |
• активность артикуляционного аппарата • осмысленность и правильность произношения |
2 год обучения:
Навыки |
Умения |
Певческое дыхание |
• совершенствование навыков дыхания • «цепное» дыхание • цезуры •особенности дыхания в медленных и быстрых темпах |
Звукообразование |
• выработка кантилены • сглаживание регистров • особое внимание тембровым качествам звучания • выработка большей гибкости и подвижности голоса |
Строй |
• «чистый» унисон • закрепление ощущения лада ▪ модуляции |
Нюансировка |
• работа над выразительностью пения • мягкое пиано, пианиссимо • полнозвучное форте |
Дикция |
• чёткость, ясность произношения в высокой и низкой тесситурах в быстрых и медленных темпах • правила орфоэпии • смягчённое окончание слов |
Фразировка |
• эмоциональное и выразительное исполнение |
3 год обучения:
Навыки |
Умения |
Певческое дыхание |
• сознательное использование «цепного» дыхания • использование всех видов певческого дыхания |
Звукообразование |
• совершенствование кантилены в сочетании с лёгкой подвижностью голоса • резонаторные качества • филировка звука • активное использование всего диапазона голоса |
Строй |
• пение а капелла • точное интонирование исполняемых произведений ▪ отклонения, модуляции |
Нюансировка |
• достижение наибольшей эмоциональной тонкости и гибкости в исполнении • длительное крещендо и диминуэндо • ускорение и замедление темпа • тщательная отработка штрихов |
Дикция |
• совершенствование произношения в произведениях быстрого темпа |
Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник воспитанников вокального кружка «Путь к успеху»:
ПУТЬ К УСПЕХУ (Фамилия, имя воспитанника) 2016-2017 уч. год |
||||
Мероприятия |
Форма участия |
Репертуар |
Самооценка |
|
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
Условия реализации программы
Учебное, научно-методическое, дидактическое обеспечение
Печатные пособия:
Таблицы:- нотные примеры;
признаки характера звучания;
средства музыкальной выразительности.
Схемы:
расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;
портреты композиторов;
портреты исполнителей;
атласы музыкальных инструментов.
Дидактический раздаточный материал:
карточки с признаками характера звучания;
карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств;
карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Информационно-коммуникационные средства:
мультимедийные обучающие программы;
игровые компьютерные программы по музыкальной тематике.
Материально-техническое оснащение программы, средства обучения:
Просторное помещение для занятий (кабинет музыки).
Сценическая площадка (сцена в зрительном зале) Звукоусилительная аппаратура: микшерный пульт, музыкальный центр, мультимедийный компьютер со звуковой картой, звуковые колонки, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, микрофоны (минимум три), микрофонные стойки (минимум три) и т.д.
Фортепиано (хорошо настроенный инструмент).
Сценические костюмы.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах воспитанников, которые они должны приобрести в процессе занятий в детском объединении дополнительного образования «Весёлые нотки»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса/группы, школы-интерната, района, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у воспитанников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной формах;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Список литературы:
Методическая литература для педагога:
Давыдова М.А. Уроки музыки:1-4 классы-М.:ВАКО,2008
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. М.;СПб: Музыка,1996.
Кабалевский Д.Б. «Про трёх китов и про многое другое», М., «Дет.лит.», 1972г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Мирос,1998г.
Русский фольклор/ Сост. И примеч. В.Аникина.-М.:Худож.лит.,1985.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.Апраксина.-М.: Просвещение,1990.
Смолина Л. Мы поем, играем, танцуем. Челябинск,2001.
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература М.»Музыка»,1986.
Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке. М.: Знание,1985.
Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. М. «Музыка»,1971.
Музыка в начальных классах.: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1985.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: просвещение,1989.
100 великих композиторов/ авт.- составитель Д.К.Самн.-М.:Вече,1999.
Блок В.М., Португалов К.П. Русская и советская музыка. М.:Просвещение,1977.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997.
Могилевская С. У лиры 7 струн. М.: «Дет.лит.»,1981
Поплянова Е.М. А мы на уроке-играем! Музыкальные игры, игровые песни.-М.: Новая школа,1994.
Учебная, познавательная литература для детей:
Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. М.: Дет.лит.,1986.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: М.:Просвещение,1994
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М.: 1988.
Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып.9.-М.: Сов.композитор,1990.
Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта.-СПб: Композитор,1993.
Я познаю мир: Дет.энцикл.: Музыка/Авт.А.С.Кленов. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.
Приложение 1
Мониторинг развития вокальных умений и навыков
Ф.И. |
Певческое дыхание |
Звукообразование |
Строй |
Дикция |
||||||||||||
организация плавного вдоха |
задержка дыхания |
организация экономного длительного выдоха |
пение на «опоре» |
выработка единого типа дыхания |
мягкая атака звука |
округлость гласных звуков |
высокая певческая позиция |
пение легато |
пение нон легато |
ровное звуковедение |
распевность гласных звуков при быстром и чётком произношении согласных |
освоение голосового резонатора |
«чистый» унисон |
активность артикуляц |
правильность произношения |
|
При более подробном отслеживании результатов развития вокальных умений и навыков целесообразно завести на каждого члена кружка «Дневник певческого роста». Данную мониторинговую таблицу лучше использовать как сводную ведомость.
Приложение 2
Мониторинг изучения удовлетворённости обучающихся занятиями в кружке «Весёлые нотки»
Ход проведения: учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Утверждения:
Я иду на занятия с радостью
На занятиях у меня обычно хорошее настроение
В кружке хороший руководитель
На занятиях я могу спокойно высказать своё мнение
Я считаю, что в кружке «Весёлые нотки» созданы все условия для развития моих способностей
У меня есть любимые песни
Я считаю, что кружок имеет большое значение в моей жизни
Приложение 3
Мониторинг анализа результативности концертной деятельности
Мероприятия |
Дата проведения |
Результат |
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Прим. |
Чем подробнее будут указаны положительные и отрицательные стороны выступления, тем легче будет преодолевать ошибки и добиваться лучших результатов.
Приложение 4
Мониторинг участия членов кружка в мероприятиях
Ф.И./ мероприятия |
«Споёмте, друзья» |
|||||||
Иванов |
Акт. |
|||||||
Петров |
Пасс |
|||||||
Сидоров |
- |
В данной мониторинговой карте указывается степень активности каждого члена кружка: активный участник, пассивный слушатель, отсутствовал на мероприятии.