Текст и задания по рассказу Сергея Вольфа «Озарена весёлым треском» и стихотворению Пушкина «Зимнее утро» (5–6 классы)

0
0
Материал опубликован 8 December 2017

«Озарена веселым треском»


 

Текст и задания для занятий с детьми (5-6 классы) по рассказу

Сергея Вольфа «Озарена веселым треском» и стихотворению Пушкина «Зимнее утро»

 

 


 

автор: Галанова Светлана Геннадьевна

библиотекарь МКОУ Мазунинская СОШ

Сарапульский район

Удмуртская Республика


 

 

1. Прогноз по названию

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с рассказом Сергея Вольфа

«Озарена веселым треском». Попробуйте догадаться по названию, о чем этот рассказ? Какие события могут в нем происходить?

2. Чтение рассказа

Мне подарили фотоаппарат.

Завтра я куплю себе плёнку и сфотографирую памятник Александру Сергеевичу Пушкину в саду.

Плёнку я проявлю, отпечатаю снимки, разложу их на столе и буду смотреть.

Я буду смотреть и смотреть и вдруг увижу, что сам я сижу в саду на скамеечке, против памятника великому поэту. Против памятника Александру Сергеевичу Пушкину.

Я буду долго глядеть на него, и он вдруг сойдёт вниз, погуляет немножко по саду, а потом подойдёт к моей скамейке и скажет:

— Прошу извинить меня, я не помешаю?

— Ой, что вы, что вы! — воскликну я. — Пожалуйста!

Я посмотрю сбоку на его добрые, грустные глаза, не удержусь и произнесу, волнуясь:

— А я вас знаю, Александр Сергеевич. Вы — великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

— Ах, — очнётся он. — Откуда ты меня знаешь?

— Что за вопрос?! — воскликну я. — Ну что за вопрос?!

— Да, да, верно, — скажет он, сообразив. — Я позабыл совсем, я о своём думал.

— Вот так встреча! — скажу я.

— «Мороз и солнце, день чудесный», знаешь? — вдруг спросит он.

— Конечно, — скажу я. — «Ещё ты дремлешь, друг прелестный», правильно?

— Правильно, — скажет он. — А как дальше?

И я стану читать ему дальше: «Пора, красавица, проснись…»

Я буду читать, смущаясь и краснея, но с выражением, как и надо, а потом вдруг покраснею ещё больше, оттого что вспомню: несколько строчек в конце я вовсе не знаю, и раньше не знал, не выучил, и мне поставили за это в школе три с минусом.

— Дальше я не знаю, — скажу я печально.

— Как же так, как же так? — расстроится Александр Сергеевич. — «Вся комната янтарным блеском…»

— «Озарена весёлым треском», — чуточку вспомню я.

— Мальчик! Как же это можно — озарить весёлым треском? Там же точка после «озарена». Что же это получается?

Он вздохнёт тяжело, поднимется со скамейки, пойдёт, пойдёт… И снова я увижу, что он памятник.

— Александр Сергеевич! — закричу я. — Куда же вы?! Я не буду больше! Не буду! Я хотел пригласить вас в зоосад. Там белые медведи! Я хотел вас познакомить с Женькой Кисейкиным, моим другом! Я хотел…

Я буду звать его долго — и всё зря: он не шелохнётся.

И я увижу себя вовсе не в саду, а дома, за столом, перед фотографиями.

Не буду я завтра покупать плёнку. Ну её совсем!

Пропади она пропадом.

Пойду-ка и выучу сперва всё это замечательное стихотворение.

Совпали ли ваши предположения о содержании рассказа? Что стало для вас неожиданным? Какой рассказ (грустный, веселый, поучительный…)? Какое бы название рассказу дали вы?

Какие определения характеризуют Пушкина (веселый, задумчивый, равнодушный, суровый)

Главный герой рассказа мальчик или девочка? Опишите, как вы представляете его.

Прочитайте рассказ по ролям.

В какое время года могло произойти это событие? (Можно предположить, что зима)

В рассказе нет иллюстрации, какая из предложенных, подошла бы к его содержанию?

Как называется стихотворение, которое вспоминает Пушкин? ( «Зимнее утро»)

Чтение стихотворения.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Как надо читать стихотворение? (с удивлением, печально, тихо, весело с задором)

Как Пушкин относится к зиме? (любуется красотой этого времени года, равнодушен, поэт не любит зимнее утро)

Какие чувства возникают у героя стихотворения (восторг, радость, тоска, грусть)

Противоречивые чувства.

Найдите в словаре определение слову противоречие.

Выберите противоречия в тексте стихотворения (мороз - солнце, дремлешь - проснись, вечор-нынче и т.п.)

Предлагаю вам игру акростих, найдите определение этому слову.

Исходное слово – Пушкин, на каждую букву вспомните фамилии известных вам поэтов или писателей.

П – (например, Пришвин)

У – (Успенский)

Ш- (Шварц)

К – (Кассиль)

И- (Ильина)

Н – (Носов)

Вспомните или найдите в фонде библиотеки произведения этих авторов.

С кем из них вы бы хотели встретиться? О чем рассказать, спросить?

Закончить нашу встречу предлагаю синквейном.

Первая строка вашего синквейна – слово «Писатель»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.