Урок по литературе в 6 классе «Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы»

11
0
Материал опубликован 25 January 2017 в группе

Технологическая карта урока

Учитель: Фетисова Е.Н.

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево

Урок: литература

Тема урока: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.

Класс: 6

УМК: Литература . 6 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.

Цели для ученика
 

Обучающие:

формирование умений анализа произведения

формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения

умение аргументировать свои мысли

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

1. Рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы.

2. Познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением.

3. Дать понятие о двусложных размерах стихотворения

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Тип урока

Знакомство с поэтом- художником слова,
анализ стихотворения

Форма урока
Традиционная (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Литературный персонаж

Образ

Новые понятия
Антитеза

Размер стиха

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание
 

подготовить выразительное чтение стих. наизусть.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация
 

1 минута.
 


 

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности учащихся к уроку. 

(ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник)

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Словесная форма.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Проверка дом. задания

5 минут

Устный опрос.

Выразительное чтение стихотворения «Узник»

Словесная форма.

 

Отработка умений выразительно читать стихи

III. Актуализация знаний
 

4 минуты

Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.

Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин никогда не терял надежды на лучшее. Неизменный заряд бодрости получал он от природы. Михайловские рощи, поля Болдино, парк Павловска не только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы. — А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну... Попробуйте рассказать, что вы там видите. Как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите о том, какое настроение вызывает у вас эта картина.

А вот как передал свое чувство А. С. Пушкин

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Отвечают на вопросы учителя, рисуют словесную картину зимнего утра.

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений отвечать на поставленные вопросы

IV. Работа по теме урока


Работа с текстом (аудиозапись)

5 минут


 

Учитель выразительно читает стихотворение.


Дети слушают.

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

 

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение выразительно читать стихи;

коммуникативные:

уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу,

отработка умений выразительного чтения

V Лингво-физкультминутка.
 

2 минуты.

Объясняет задание.

Организовать деятельность  для отработки навыков выразительного чтения .


 

 Приобретают  опыт  работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров.

Здоровьесбере-гающая технология.

   

VI.Актуализация знаний.
Работа по развитию речи

(выразительное чтение стих-я)
 

15 минут.

Чтобы выразительно прочесть стихотворение, надо понять и прочувствовать его

настроение. Уже первая строка говорит об этом: «...день чудесный». Поэт восхищается красотой зимнего утра. Но это не все.

Представьте себе, что в стихотворении не было бы второй строфы — воспоминания о вче-рашнем ненастье. Изменилось бы от этого настроение? Да, исчезло бы ощущение удивления,

неожиданности. А потому и красота морозного солнечного утра не вызвала бы такой радости.

Картина, нарисованная во второй строфе, противопоставлена картине первой. Не случайно это вечер и утро: вечер — это конец, темнота, умирание; утро — рождение нового, начало, рассвет. Сравните в I и II строфах слова, передающие настроение: злилась, мгла, бледная, мрачные,

печальная — и чудесный, великолепными, блестя, блестит, озарена, веселым, приятно.

Читая строфы, в которых изображается зимнее утро, постарайтесь представить себе эти

картины: сверкающий на солнце снег, далекий лес, иней на ветках ели... И главное — передать

чувство радости, удивления, неожиданности.

Ну, а картина вчерашнего вечера, как ее прочесть? Конечно, настроение здесь другое, но не забудьте, что теперь это только воспоминание. Стихи здесь будут звучать немного глуховато и

монотонно, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: мгла, вьюга, луна… а после слов «И ты печальная сидела...» наступает перелом. Его надо

подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза),

А нынче... (пауза) погляди в окно...

От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости. И теперь все, на что падает

наш взгляд, волшебно преображается, блестит, сверкает. Чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний.

Работа над выразительным чтением: постановка фонетического и логического ударений, обозначение пауз.

Знакомство с новым понятием: АНТИТЕЗА

Антитеза — противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения. Здесь поэт использовал антитезу.

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Выразительное чтение фрагментов

(Запись в тетрадь.)

Беседа, выразительное чтение стихотворения

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения выразительно читать,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VII. Работа над теоретическим разделом «Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха»

9 минут

Чтобы по -настоящему выйти в мир поэзии, стать чутким читателем стихов, необходимо понять, что делает речь стихотворной. Знание размеров стиха, умение слышать стихотворный ритм — непременные качества истинного любителя поэзии.

Чтение статьи учебника (с. 61—62) «двусложные размеры стиха», составление конспекта -таблицы.

Дети читают статью в учебнике, составляют таблицу

Приём познавательной активности через творческое задание.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Уметь воспроизводить литературоведческую информацию,

VIII. Подведение итогов


 

2 минуты.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

 

Обсуждение результата работы с произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

Рефлексивно-оценочный этап.
 

1 минута.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты,

степень их соответствия.

Беседа.
 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

Домашнее задание.

1 минута.

Объясняет домашнее задание- чтение стих. наизусть.

Слушают и записывают в дневник.

 

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.