12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каратун Наталья Дмитриевна18

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №1 г. Майского»

t1603143631aa.gift1603143631aa.gift1603143631ab.gift1603143631ab.gif

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Озера – краса земли»




t1603143631ac.jpg








учитель начальных классов

первой квалификационной категории


Каратун Наталья Дмитриевна








г.Майский 2018г.

Конспект урока

Окружающий мир 4 класс «Перспектива»


Тема: Озера – краса земли.

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цель: познакомить обучающихся с некоторыми озерами России.

Задачи урока.

1.Образовательные: - активизировать и обогатить знания обучающихся об

окружающей среде, о водоемах нашей Родины;

- учить работать с картой и контурной картой.

2. Развивающие: - развивать познавательную активность, умение

наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение;

- расширить представления детей о водоемах России.

3.Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей

природе.

Прогнозируемые результаты.

1.Личностные: - осваивать социальную роль обучающегося, определять

мотивы учебной деятельности;

- проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России.

2.Метапредметные: - определять учебную задачу урока, стремиться ее

выполнять и оценивать степень ее достижения;

- извлекать информацию из физической карты России,

работая в паре;

- работать с контурной картой, подписывать на ней

названия географических объектов;

- представлять текстовую информацию в таблице;

- готовить краткие сообщения о географических

объектах, используя дополнительные источники

информации.

3.Предметные: - находить и показывать на физической карте России

изучаемые озера и реки;

- рассказывать о географических объектах по карте,

характеризовать их особенности;

- различать озера.

Методы обучения: - словесные;

- деятельностные;

- наглядные.

Формы познавательной деятельности: - индивидуальная;

- фронтальная;

- групповая.

Материально-техническое обеспечение:

-«Окружающий мир 4 класс» учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений, 1 часть. Авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, УМК «Перспектива»;

- компьютер;

- интерактивная доска;

- слайдовая презентация;

- раздаточный материал;

- физическая карта.


Ход урока.

Организационный момент.

На фоне слайд-шоу фото уголков нашей Родины ребенок читает отрывок.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

- О чем эти строки?

- Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным ее просторам. С собой мы берем путевые листы, в которых будем отмечать места наших остановок, делать пометки.

- Как вы думаете, какие умения и навыки нам пригодятся в экспедиции? (умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, дружно работать.)

- И незаменимым помощником в нашем путешествии будет карта.

- Покажите на физической карте нашу Родину – Россию.


II. Проверка домашнего задания.

- Какие географические объекты изображены на физической карте нашей страны?

- На территории нашей страны есть горы, равнины, реки.

- Какие реки есть на территории нашей станы?

- В России есть разные реки: маленькие и большие, горные и равнинные, глубокие и мелкие.

- Что их объединяет, что у них общего?

- У всех рек есть начало и конец, левый и правый берег. Еще бывают притоки.

- Назовите и покажите на карте самые крупные реки России.

- Как люди используют реки?

- Строят города, деревни вдоль рек. Используют как водные дороги. Ловят рыбу и водоплавающих птиц. Строят электростанции на реках.

- Раз в России так много рек, то они для нее будут чем?

- РЕКИ – богатство и украшение России

III. Актуализация знаний.


Формулирование темы и цели урока

Посмотрите внимательно на доску. (Просмотр видео слайдов с озерами) и послушайте мою загадку.

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами.

(Озеро)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается.

Как это зеркало называется?


- Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Какой будет тема нашего урока-путешествия?

- Тема нашего урока – Озера России.

- Кто может сформулировать цели нашего путешествия?

- Познакомиться с известными во всем мире достопримечательностями нашей страны - озерами России.

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

- Итак, мы отправляемся в путешествие по водным просторам.


IV. Работа по новой теме. Открытие нового знания.

Беседа.

- Чтобы не сбиться в путешествии, и останавливаться у нужных нам объектов, давайте выясним, что такое ОЗЕРО. Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы найти определение?

- Толковым словарем, учебником или интернетом.

(одна группа учеников смотрит в толковом словаре определение, другая ищет в интернете.)

третья группа ищет в учебнике на стр.66 ответ на вопрос.

- А для третьей группы я дам отдельное задание. Вам необходимо на стр. 66 в учебнике найти ответ на вопрос, который я запишу вам на листочке.

1. Сколько озер на территории России? ( около 2 миллионов)

- Запишите это определение в своем листе.

ОЗЕРО - естественный, замкнутый в берегах большой водоём.

толковый словарь С.И. Ожегова

- Как вы думаете, какую роль выполняют озера?

- По озерам, как и по рекам, можно прокладывать водные пути-дороги. В озёрах можно добывать рыбу. Вблизи границ для защиты Отечества на озерах возводят крепости. В уединенных местах раньше возникали монастыри и храмы. Отдыхать и любоваться красотой озер.

- Теперь предлагаю вновь посмотреть на карту. Если реки на прошлом уроке мы сравнили с венами, то озера иногда называют голубыми глазами Земли. Как вы думаете, почему?

- На карте они обозначены голубым цветом.

Работа в парах.

- Как нам сказала третья группа на территории России очень много озер.

Предлагаю всем поработать в парах. Откройте учебник на стр.66 и найдите ответ на следующие вопросы

Какие бывают озера? (большие и маленькие, глубокие и мелкие,

соленые и пресные)

2. Какую республику нашей страны считают настоящим озерным краем?

(Карелию)

- Какие озера России вы можете найти на карте в учебнике стр.50-51?

- Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал.

Видите, из-за своих маленьких размеров не все озера нанесены на карту, но вы только что прочитали, где еще много озер?

- А еще много озер на Урале, в Западной Сибири, в Якутии.

Ролевая игра «Я – учитель»

- Ребята, кто из вас догадается, о каком озере я говорю? Это озеро самое большое. Через него проходит граница нашей страны. Оно находится на юге, многие семьями едут летом к нему отдыхать и купаться. Догадались?

- Это Каспийское море.

На самом деле Каспийское море - самое большое озеро в мире.

- Итак, давайте запишем в нашем путевом листе первая наша остановка на Каспийском море.

(Рассказ ученика)

Морем его называют из-за огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км. Длина береговой линии составляет целых 7000 километров! Наибольшая глубина 1025м. Вода в Каспийском озере соленая, как в морях. За многие годы разные народы дали этому морю около 70 названий, последнее появилось во времена Петра І.


- Какие отличительные особенности у Каспийского моря?

- Оно самое большое, а вода соленая.

- Какова глубина этого озера?

- 1025м

Видеоурок «Озеро Байкал»(фрагмент).

- Про следующее озеро я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент видеоролика.

(Рассказ ученика)

Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире (наибольшая глубина – 1642 м). В его котловане умещается пятая часть всей пресной воды мира. «Бый Гал» переводится с бурятского «могучая вода». Байкал – самое внушительное озеро: на его территории могут уместиться Голландия, Бельгия или Швейцария. Это очень древнее озеро, ему более 30 миллионов лет, поэтому его называют музеем живых древностей. Здесь есть омуль, нерпа, хариус, живородящая рыба голомянка, чей богатый витаминами жир очень давно используется в медицине. Самый важный обитатель озера – это рачок эпишура, потомучто именно он отвечает за чистоту воды. Благодаря работе эпишуры прозрачность озера составляет 40 м. Для охраны удивительного природного богатства Байкала создано около 10 заповедников и национальных парков.


- Какую информацию вы почерпнули из этого ролика? В своем путевом листе запишите название - озеро Байкал. Какую особенность вы запишите напротив названия?( самое глубокое, пресное. Глубина 1642м.)


Слайд. Ладожское и Онежское озера.

Выходят девочка и мальчик за руки.

- Посмотрите на карту. На северо-западе Восточно – Европейской равнины находится очень много озер, там их больше 40 тысяч озер. А крупнейшие – Ладожское и Онежское озера вы уже называли. В народе нас с любовью называют Онего-батюшка и Ладога-матушка. Мы не можем жить друг без друга. Нас соединяет река Свирь.

(Рассказ девочки)

Я крупнейшее озеро европейской части России. 32 реки несут мне свои воды. Наибольшая глубина - 230 м. Всех поражает прозрачность моей воды– видимость в ней почти 4 метра. В своей наибольшей длине я составляет 219 километров, что делает меня достойной третьего места. От меня берет свое начало река Нева, на которой стоит город Санкт-Петербург.

Мои обитатели уникальные виды рыб: минога, рипус, ладожская корюшка, несколько видов сигов.

У меня есть остров Валаам. Несколько столетий назад там был основан православный монастырь. Со временем Валаамский монастырь стал известен на Руси. Жизнь Валаамского монастыря продолжается и сейчас, в него приезжают паломники поклониться святым местам.

На другом маленьком островке, у истока Невы в давние времена была построена Шлиссельбургская крепость (Орешек). Много раз она отражала атаки неприятелей. Какое-то время она принадлежала Швеции, но русские войска вернули ее России. В годы Великой Отечественной войны небольшой гарнизон крепости мужественно оборонял ее от фашистов, защищая Дорогу жизни, ведущую в блокадный Ленинград.

- Третьим мы записали Ладожское озеро - крупнейшее озеро европейской части России. Глубина – 230м.

(Рассказ мальчика.)

Я – второе по величине в Европе озеро. Наибольшая моя глубина – 127м. На моем берегу стоит город Петрозаводск – столица Республики Карелии. Отсюда на быстроходном катере можно доплыть до знаменитого острова Кижи. Кто из вас знает, чем знаменит этот остров? Я предлагаю вам открыть «странички Умного Совенка» и прочитайте информацию об острове Кижи. (Дети читают статью на стр.138-139и смотрят фотографии деревянных церквей.)

Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз …»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри!

Работа с энциклопедиями.

- В России есть еще два очень необычных озера - Телецкое и Селигер, информацию о которых я предлагаю вам поискать в энциклопедиях: для детей и Большой Российской энциклопедии.

Слайд. Телецкое озеро.

-Какую информацию по этому озеру вы нашли?

Телецкое озеро красивейшее горное озеро. Оно располагается в горах Алтая. Густые леса спускаются к воде по высоким горным хребтам, которые обрамляют Телецкое озеро. Сами местные жители называют Телецкое озеро – Алтын-Коль, то есть «золотое озеро». В озеро впадает 71 река. Наибольшая глубина озера 325м. Вода в Телецком озере не прогревается выше плюс 10 градусов Цельсия даже в жаркие летние дни.

- Спасибо. Записываем и это озеро в нашем листе как самое красивое, горное озеро.

Слайд. Озеро Селигер.

-Озеро Селигер это жемчужина Восточно-Европейской равнины. Селигер – самое чистое озеро России. Старинное его название – Прозрачное. Дно озера просматривается идеально, почти без искажений. И это притом, что в некоторых точках наибольшая глубина озера 24м. Его берега изрезаны, а по самому озеру разбросаны многочисленные острова и островки. Вода в озере не просто чистая, а КРИСТАЛЬНО чистая. Потому что создали ее исключительно ледниковые реки (всего их 110).

- Молодцы. Впишите все его себе в путевой лист?


IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Проверка таблицы.

- Ну а теперь, давайте проверим, как вы заполнили таблицу в своих путевых листах. Взаимопроверка.

Название озера

Наибольшая глубина

Отличительные особенности

Каспийское море

1025 м

Самое большое

Байкал

1642 м

Самое глубокое

Ладожское

230 м

Самое крупное в Европе

Онежское

127 м

Второе по величине

Селигер

24 м

Самое чистое

Телецкое

325 м

Горное озеро Алтая


2. Работа в парах

- Расположите все озера в порядке убывания глубины. Порядок убывания - это порядок от большего к меньшему.

Название озера

Наибольшая глубина

2

Каспийское

1025 м

1

Байкал

1642 м

4

Ладожское

230 м

5

Онежское

127 м

6

Селигер

24 м

3

Телецкое

325 м

3. Тестовая работа

- Перед вами на столе лежит карточка с тестом. Выберите правильные ответы.

Тест по теме: «Озера России»

1. Отметь верное высказывание. Озеро – это…

а) искусственный водоем, в выкопанном человеком углублении.

б) естественный, замкнутый в берегах большой водоём

в) часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа

2. Назовите самое большое по площади озеро России.

а) Онежское

б) Байкал

в) Каспийское

3. Самое крупное озеро в Европе – это…

а) Селигер

б) Ладожское

в) Телецкое

4. Какое озеро хранит 1/5 запасов пресной воды всего мира?

а) Байкал

б) Селигер

в) Каспийское

5. Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря

б) Ладожское и Онежское озёра


Взаимопроверка по образцу на экране.

Интерактивная игра.

Дети выбирают фотографию озера на доске по отличительным особенностям озер, о которых говорили на уроке, на экране открываются пазлы фотографии голубых озер КБР.

- Кто узнал это озеро? Где оно находится? Чем оно знаменито? Какие еще озера КБР вы знаете?

- озеро Тамбукан, Сармаковское озеро, озера Шадхурей, Секретное озеро, Кель-Кетчхен, Черное озеро.Сарма

VI. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу. Мы вновь вернулись в свою республику. Путешествуя по просторам нашей Родины, где мы совершили остановки?

- На озерах.

- Оцените свою работу.

t1603143631ad.jpg

- В Конце вашего путевого листа есть лестница успеха. Поставьте смайлик с левой стороны, если вы узнали за время нашего путешествия что-то новое и полезное для себя.

- Поднимите руки, кто поставил себя на первой ступени, второй, третьей.

- С правой стороны поставьте смайлик те, кто новой информацией захочет поделиться с друзьями и сможет рассказать об этом дома.

- Поднимите руки, кто поставил себя на первой ступени, второй, третьей.

- Как хорошо, что у нас так много человек, кто поставил себя справа, значит, наше путешествие было для вас интересно и запоминаемо. Путешествуя по России, вы увидели, как удивительно разнообразна и красива ее природа. Сделайте вывод, чем можно считать озера?

- Озера – это краса России.

- Что каждый из нас можем сделать для сохранения озер?

- Мы – россияне – гордимся богатой природой своей страны и должны ее беречь.

- Всем спасибо за активную работу, спасибо моим помощникам-гидам.

VII. Домашнее задание.

1. Учебник – стр.66-69, читать

2. Подготовить сообщение об озерах нашего края.

3.Тетрадь –1. Подписать на контурной карте озера России.

2. Найти и приклеить фотографии озер КБР.













Тест по теме: «Озера России»


1. Отметь верное высказывание. Озеро – это…


а) искусственный водоем, в выкопанном человеком углублении.

б) естественный, замкнутый в берегах большой водоём

в) часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа


2. Назовите самое большое по площади озеро России.

а) Онежское

б) Байкал

в) Каспийское

3. Самое крупное озеро в Европе – это…

а) Селигер

б) Ладожское

в) Телецкое

4. Какое озеро хранит 1/5 запасов пресной воды всего мира?

а) Байкал

б) Селигер

в) Каспийское

5. Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря

б) Ладожское и Онежское озёра






















ПУТЕВОЙ ЛИСТ



Начало путешествия «__»________________20___г.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Название

Наибольшая глубина

Отличительные особенности


































t1603143631ad.jpg











































​​​​​​​


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.