Урок окружающего мира в 4 классе «Земля – кормилица»

3
0
Материал опубликован 4 September 2017 в группе

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку, выполнять задания из электронного приложения учебника, обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв своего региона. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

понятие «почва», состав воды и почв.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять поч­ву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Изучение нового материала

Земля-кормилица

КАКИЕ БЫВАЮТ ПОЧВЫ

Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

В разных местах нашей страны почвы не оди­наковы. Учёные-почвоведы различают большое число типов почв.

Разрезы основных типов почв: 1. Тундровая почва. 2. Под­золистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах — подзолистые поч­вы, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов — луговые.

Самые распространённые в нашей стране поч­вы — подзолистые. А самые плодородные — чер­нозёмные. Эти почвы особенно богаты перегно­ем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём — одна из самых плодородных почв мира.

Болотные почвы интересны тем, что содержат толстый слой торфа. А в луговых почвах хоро­шо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

ОХРАНА ПОЧВЫ

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 — 300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет!

Ты уже знаешь о том, что растения защища­ют почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут бы­стро развеять и смыть всю почву или её часть. Это и происходит на многих полях.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Наиболее распрост­ранённый способ снегозадержания — устройство снежных валов. Их нарезают с помощью тракто­ра специальными снегопахами на расстоянии 5—10 метров один от другого.

Очень важно правильно распахивать почву на склонах. Вспомни, как это нужно делать

Почва многого «боится», например ядохимика­тов. Если их используют больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В ре­зультате гибнут черви, личинки насекомых, бак­терии, без которых почва теряет плодородие.

Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней на­капливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.В краеведческой литературе найдите ин­формацию о почвах вашего края. Сделайте за­писи в рабочей тетради. Подумайте и расскажи­те, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

2.Вылепите из пластилина макет разреза поч­вы, характерной для вашего края.

3.Представьте, что вам нужно убедить одно­классников в огромном значении почвы для жиз­ни на Земле. Подготовьте выступление. Сравните его с образцом, приведённым на «Страничках для самопроверки».

Самостоятельное применение знаний

 Проверь себя

Приведи примеры различных типов почв.

Какая почва самая плодородная? 3. Какие почвы в вашем крае? 4. Почему нужно бережно относиться к почвам? 5. Как нужно охранять почвы?

Вывод

Существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и другие. Все они образуются в природе очень медленно и нуждаются в охране.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

Земля – кормилица

 

 

 

Поля России

 

 

 

Основные типы почв России

 

 

 

Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы

 

 

 

Как определить качество почвы?

 

 

 

 

Причины истощения почв

 
 

 

Уничтожение плодородного слоя почвы.

 

 

 


 

Охрана почв и полезных ископаемых

 

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций окружающий мир

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.