Урок окружающего мира в 4 классе «Земля – кормилица»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку, выполнять задания из электронного приложения учебника, обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв своего региона. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.
Р. – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия и определения
понятие «почва», состав воды и почв.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.
Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?
Изучение нового материала
КАКИЕ БЫВАЮТ ПОЧВЫ
Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.
В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные-почвоведы различают большое число типов почв.
Разрезы основных типов почв: 1. Тундровая почва. 2. Подзолистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.
В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах — подзолистые почвы, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов — луговые.
Самые распространённые в нашей стране почвы — подзолистые. А самые плодородные — чернозёмные. Эти почвы особенно богаты перегноем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём — одна из самых плодородных почв мира.
Болотные почвы интересны тем, что содержат толстый слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.
ОХРАНА ПОЧВЫ
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 — 300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет!
Ты уже знаешь о том, что растения защищают почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут быстро развеять и смыть всю почву или её часть. Это и происходит на многих полях.
Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Наиболее распространённый способ снегозадержания — устройство снежных валов. Их нарезают с помощью трактора специальными снегопахами на расстоянии 5—10 метров один от другого.
Очень важно правильно распахивать почву на склонах. Вспомни, как это нужно делать
Почва многого «боится», например ядохимикатов. Если их используют больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерии, без которых почва теряет плодородие.
Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.
Осмысление и понимание полученных знаний
1.В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.
2.Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.
3.Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление. Сравните его с образцом, приведённым на «Страничках для самопроверки».
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
Приведи примеры различных типов почв.
Какая почва самая плодородная? 3. Какие почвы в вашем крае? 4. Почему нужно бережно относиться к почвам? 5. Как нужно охранять почвы?
Вывод
Существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и другие. Все они образуются в природе очень медленно и нуждаются в охране.
Задание для домашней работы
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?
Земля – кормилица
Поля России
Основные типы почв России
Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы
Как определить качество почвы?
Причины истощения почв
Уничтожение плодородного слоя почвы.
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html