12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Валерьевна Савицкая35
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
3

Ознакомление младших школьников с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова во внеурочной деятельности через разработки классных часов

Савицкая С.В.

Ознакомление младших школьников с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова во внеурочной деятельности через разработки классных часов

Я представляю разработки по внеурочной деятельности «Великий помор», созданные мною для того, чтобы вместе с детьми 6-11 лет найти ответ на вопрос: «Почему в истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место?» Работа проводится в течение 4 лет (с 1 по 4 класс) через систему классных часов в количестве 35 занятий.

Актуальность изучения темы «Великий помор» обусловлена возрастающим в современном обществе интересом к истории своей страны, поселения, своего рода. Люди стремятся возродить лучшие традиции прошлого, сохранить их и передать потомкам. Трудно недооценить широчайшие возможности на примере жизни и деятельности одного человека, нашего земляка, раскрыть перед учащимися важность постоянного научного поиска, неутолимой жажды знаний, упорства и бескорыстия в труде, самоотверженной любви к своей стране, к своему народу.

Цель изучения темы «Великий помор»:

формирование у учащихся начальной школы представления о М.В. Ломоносове как учёном, поэте, художнике через последовательное рассмотрение в совместной деятельности всех этапов жизни этого великого человека.

Содержание данных разработок предполагает раскрытие перед ребятами особенностей детских лет жизни М.В.Ломоносова, обучения его в высших учебных заведениях того времени, научной деятельности и творческих работ этого великого человека. Ребята узнают о людях, оказавших большое влияние на становление М.В.Ломоносова как учёного, художника, человека, преданно любящего свою Родину.

Для работы по данной теме используются следующие формы проведения занятий с учащимися: коллективная и индивидуально-групповая, методы работы: словесный, наглядный, практический,

Все 35 часов, предусмотренных для изучения материалов темы, распределены по годам обучения следующим образом:

1 год обучения – 8 часов.

Тема года: Детские годы Михаила Васильевича Ломоносова.

Цель года: раскрытие влияния суровых природных условий северного края на развитие ума, наблюдательности, физической силы Михаила Ломоносова

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

октябрь

Беломорский край.

беседа

ноябрь

Поморы - жители Беломорского края.

ролевая игра

декабрь

Семья Ломоносовых.

презентация

январь

Трудовое детство Миши Ломоносова.

рассказ, сюжетная игра

февраль

Дальние морские переходы с отцом.

игра-путешествие

март

Первые шаги к знаниям.

презентация

апрель

Страсть к наукам.

Путь в Москву.

рассказ, игра-путешествие

май

Детские годы М.В. Ломоносова.

викторина

2 год обучения – 9 часов.

Тема года: Путь М.В. Ломоносова в науку.

Цель года: раскрытие трудности пути в науку М.В. Ломоносова

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

сентябрь

Учёба в Москве в Славяно-греко-латинской академии.

рассказ

октябрь

М.В. Ломоносов – студент Петербургской академии.

беседа

ноябрь

Обучение в Марбургском университете.

презентация

декабрь

Изучение горного дела, металлургии и химии в Германии.

рассказ

январь

Работа в Петербургской Академии наук. Создание химической лаборатории.

виртуальная экскурсия

февраль

Организация географических исследований.

игра- путешествие

март

Снаряжение полярной астрономической экспедиции.

рассказ

апрель

М.В. Ломоносов – основатель Московского университета.

устный журнал

май

М.В. Ломоносов. Путь в науку.

викторина

3 год обучения – 9 часов.

Тема года: Итоги научной деятельности М.В. Ломоносова

Цель года: раскрытие важности итогов научной деятельности М.В. Ломоносова для развития русской науки и России.

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

сентябрь

М.В. Ломоносов и его теория строения вещества.

рассказ

октябрь

Исследования М.В. Ломоносовым природы электрических явлений.

беседа

ноябрь

Химия не искусство, а наука.

презентация.

декабрь

Создание М.В. Ломоносовым новых оптических приборов.

творческая лаборатория

январь

Введение М.В. Ломоносовым новых геологических терминов.

устный журнал

февраль

Освоение Севера – мечта великого русского учёного.

игра-путешествие

март

«Древняя Российская история», автор – М.В. Ломоносов.

рассказ

апрель

Изучение М.В. Ломоносовым экономики России.

презентация

май

М.В. Ломоносов. Итоги научной деятельности.

викторина

4 год обучения – 9 часов.

Тема года: Литературное творчество М.В. Ломоносова. Создание мозаик.

Цель года: раскрытие значения успешной творческой деятельности М.В. Ломоносова для развития российской культуры.

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

сентябрь

«Риторика» М.В. Ломоносова – первая в России хрестоматия.

беседа

октябрь

М.В. Ломоносов – автор книги «Российская грамматика.

устный журнал

ноябрь

Оды М.В. Ломоносова как хвалебные песни.

инсценировка

декабрь

М.В. Ломоносов – литературный переводчик.

«живая газета»

январь

М.В. Ломоносов – основатель первой в России фабрики цветного стекла.

игра- путешествие

февраль

Мозаики, созданные М.В. Ломоносовым.

презентация

март

«Полтавская битва» - шедевр мозаичного искусства.

дискуссия

апрель

Именем Ломоносова названы…

«круглый стол»

май

Великий помор.

конференция

Планируемые результаты после изучения темы «Великий помор»:

умение учащихся определять последовательность основных периодов жизни и творчества М.В. Ломоносова,

понимание учащимися значения научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова для развития русской науки и культуры,

появление у учащихся интереса к научной деятельности.



Список литературы:

Ломоносов. Лебедев Е.Н. –М., издательство ОГИ, 2008

Первый академик России. М.В. Ломоносов. Набор открыток.

www. az.lib.ru

www. znaniya- sila.narod.ru














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.