Статья «Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

0
0
Материал опубликован 13 December 2017

 

 

Редичкина Галина Васильевна

учитель начальных   классов

МБОУ: Дубенцовская  СОШ

Ст.Дубенцовская

Волгодонского района

Ростовской области

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Статья на тему:                                            

 «Духовно-нравственное воспитание и развитие

 младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

   

 

   Проработав в школе 25 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.

Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.     При реализации этой программы  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:  

 - в процессе обучения  (урочная деятельность)

- в направлениях развития личности  (внеурочная деятельность)

 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего в процессе обучения. Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашей школе была организована по  следующим направлениям развития личности:

1)  Социальное - «Вместе дружная семья»  ;

2)   Духовно – нравственное- «История Донского края»;

3)  Интеллектуальное – «Шахматная школа»;

4) Общекультурное  - « Школа и театр»;

 5) Спортивно – оздоровительное «Ритмика и танец».

Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок является актуальнейшей задачей духовно-нравственного развития и воспитания.   

     В своей работе  я использую программу внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «История Донского края». Планирование нравственной работы является значимым звеном в общей системе воспитания.      Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Оно должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
 

Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине,  ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми,  совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по  предмету «Окружающий мир».

Содержание предполагает решение следующих задач:

l  ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;

l  знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;

l  развитие коммуникативных умений в процессе общения;

l  введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

    Программа соответствует специфике начального образования детей, и способствует: духовному и личностному росту учащихся; развитию творческого мышления, способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции»; обучению умениям работать совместно (решать проблемы в  парах,группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

  Основные разделы программы:

l  С чего начинается Родина?

l  Символы Ростовской области.

l  Жизнь на Дону.

l  Казаки – люди вольные.

 Воспитательные идеи программы:

l  Познай свою малую родину!

l  Люби свой родной край!

l  Старайся делать добро

При отборе содержания и видов деятельности детей я учитываю интересы и потребности са­мих детей, пожелания родителей (через тестирование), рекомендации  школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагогов, привлекаемых к этой работе. Духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся  нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.                                                 

 Содержание программ внеурочной деятель­ности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения. Сформированные представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся были изложены в разрабатываемой школой основной образовательной программе начального общего образования. Занятия проходят в таких формах, как экскурсии, круглые столы,  диспуты, соревнования.

В рамках программы с целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны проводятся встречи, экскурсии. Все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить добрых, честных, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

      Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их стремление к самоопределению и саморазвитию.

     Можно отметить, что внеурочная деятельность в школе  опирается  на духовное и культурное начало человека и в то же время, эта деятельность призвана формировать духовно-нравственные ценности школьника.

   

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Е.В.Посошенко, Г.И. Савельева  «Песни и сказки Тихого Дона», факультативный курс для учащихся начальной школы, 2011год

2.      Закон об образовании Российской Федерации

        3 . Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010

 

      4.  Интернет ресурсы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.