Статья «Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Редичкина Галина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ: Дубенцовская СОШ
Ст.Дубенцовская
Волгодонского района
Ростовской области
Статья на тему:
«Духовно-нравственное воспитание и развитие
младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
Проработав в школе 25 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Главная цель – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.
Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.
В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При реализации этой программы исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:
- в процессе обучения (урочная деятельность)
- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность)
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего в процессе обучения. Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашей школе была организована по следующим направлениям развития личности:
1) Социальное - «Вместе дружная семья» ;
2) Духовно – нравственное- «История Донского края»;
3) Интеллектуальное – «Шахматная школа»;
4) Общекультурное - « Школа и театр»;
5) Спортивно – оздоровительное «Ритмика и танец».
Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок является актуальнейшей задачей духовно-нравственного развития и воспитания.
В своей работе я использую программу внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «История Донского края». Планирование нравственной работы является значимым звеном в общей системе воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Оно должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «Окружающий мир».
Содержание предполагает решение следующих задач:
l ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;
l знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;
l развитие коммуникативных умений в процессе общения;
l введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Программа соответствует специфике начального образования детей, и способствует: духовному и личностному росту учащихся; развитию творческого мышления, способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции»; обучению умениям работать совместно (решать проблемы в парах,группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
Основные разделы программы:
l С чего начинается Родина?
l Символы Ростовской области.
l Жизнь на Дону.
l Казаки – люди вольные.
Воспитательные идеи программы:
l Познай свою малую родину!
l Люби свой родной край!
l Старайся делать добро
При отборе содержания и видов деятельности детей я учитываю интересы и потребности самих детей, пожелания родителей (через тестирование), рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагогов, привлекаемых к этой работе. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения. Сформированные представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся были изложены в разрабатываемой школой основной образовательной программе начального общего образования. Занятия проходят в таких формах, как экскурсии, круглые столы, диспуты, соревнования.
В рамках программы с целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны проводятся встречи, экскурсии. Все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить добрых, честных, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их стремление к самоопределению и саморазвитию.
Можно отметить, что внеурочная деятельность в школе опирается на духовное и культурное начало человека и в то же время, эта деятельность призвана формировать духовно-нравственные ценности школьника.
Литература
1. Е.В.Посошенко, Г.И. Савельева «Песни и сказки Тихого Дона», факультативный курс для учащихся начальной школы, 2011год
2. Закон об образовании Российской Федерации
3 . Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
4. Интернет ресурсы