Статья «Профилактика агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности»
Профилактика агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Актуальность обозначенной парк тематики объясняется парк и запросами парк психодиагностики, так парк как наблюдается парк недостаток методов парк диагностики агрессивности парк в младшем парк школьном возрасте.
Современные данные психологических, социальных, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления.
Младшее школьное детство – это период от 7 до 11 лет. Младший школьный возраст – это очень сложный период в жизни каждого ребёнка. Для детей этого возраста характерно начало учебы в школе, и завершение начальной школы к концу младшего возраста. Основное отличие данного возраста заключается в том, что у детей постепенно появляется чувство самостоятельности и ответственности за себя, свои мысли, слова и поступки[1, с.76]. Самым важным моментом в развитии детей данного возраста является учеба, к которой ребенок должен привыкнуть, и которую ему необходимо полюбить. И действительно, у детей в этот период игры постепенно уступают место учебной деятельности, начинается процесс произвольной регуляции поведения и осмысления того, что происходит вокруг. Именно в этом возрасте встречаются такие черты характера, как агрессивность. Для сон того, чтобы рассмотреть сон проблему агрессивного поведения сон в младшем школьном сон возрасте, необходимо рассмотреть сон понятие «агрессия» и сон близкие к нему понятия сон – «агрессивность», сон «агрессивное действие» и «агрессивное поведение».
«Агрессия» - парк это целенаправленное парк деструктивное поведение, парк противоречащее нормам парк и правилам парк сосуществования людей парк в обществе, парк причиняющая физический парк вред или парк вызывающее отрицательные парк переживания, состояние парк напряженности, страха, парк подавленности.
Близким к понятию человек агрессия, является «Агрессивное человек действие» – это человек средство достижения какой человек – либо цели, человек способ психической разрядки, человек замещение удовлетворения блокированной человек потребности и перекладывание человек деятельности как форма человек самореализации и самоуважения.
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей младшего школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. А агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами).
Проявлений агрессивности может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в группе сверстников. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые». Частые конфликты, неблагополучная семья, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональная напряженность и могут стать источником их психического нездоровья. Огромное влияние на развитие ребенка является система массовой информации. Этим мы и называем агрессивность.
Агрессивность, в сорт разной степени, сорт присуща каждому сорт человеку, в сорт том числе сорт детям, которые сорт еще не сорт научились контролировать сорт свое поведение, сорт и в сорт наше время сорт недостаточно нравственно сорт воспитаны. Сталкиваясь сорт со случаями сорт агрессии, многие сорт педагоги образовательных сорт учреждений затрудняются сорт в выборе сорт адекватных средств сорт реагирования. Теоретическая сорт подготовка педагогов сорт к работе сорт с агрессивными сорт детьми, знания сорт учителей приемов сорт саморегуляции эмоциональных сорт состояний часто сорт бывают недостаточны.
Младший школьный там возраст можно там назвать периодом там наиболее интенсивного там освоения смыслов там и целей там человеческой деятельности, там периодом интенсивной там ориентации в там них. Значительные там изменения происходят там во всех там сферах психического там развития ребенка. там Как ни там в каком там другом возрасте, там ребенок осваивает там широкий круг там деятельности – там учебную, трудовую, там продуктивную, бытовую, там общение, формируется там как техническая там сторона, как там и мотивационно там – целевая там [6,с.78].
Агрессивные действия у бар людей можно наблюдать бар уже с самого бар раннего возраста. В бар младенческом возрасте детская бар агрессивность проявляется в бар импульсивных приступах упрямства, бар не поддающего управлению бар со стороны взрослых. бар Выражается это чаще бар всего вспышками злости бар или гнева, сопровождающегося бар криком, брыканием, касанием, бар щипанием, драчливостью. Причиной бар такого поведения, с бар одной стороны является бар блокирование желаний или бар намеченной программы действий бар в результате либо бар ненадлежащего ухода родителями бар за ребенком, либо бар применением ими воспитательного бар воздействия (когда ограничивали бар или сдерживали получение бар удовольствия).
Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны [3, с.32].
Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:
1) Негативизм – чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения.
2) Раздражительность – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
3) Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
4) Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
5) Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
6) Вспыльчивость – ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.
По мнению А.А Реана, факторы, влияющие на появление агрессивности, это:
- стиль воспитания в семье;
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильная социально-экономическая обстановка;
-индивидуальная особенность человека (сниженная производительность, низкий уровень активного торможения) [2, с.43].
Агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками при нарушении поведения младших школьников.
Одной из причин проявлений агрессивности может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже отвергают его, то агрессия простимулируется обидой ущемление самолюбия, и будет направлена на обидчика, на того или тех кого ребенок считает причиной своего бедственного положения
Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональная напряженность и могут стать источником их психического нездоровья. Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.
Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма [4, с.76].
Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.
По мнению специалистов БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», по коррекции агрессивности и агрессивного поведения необходимо вести специальную терпеливую и систематическую работу в четырех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта [5, с.87].
Таким образом, агрессивность младших школьников как психолого-педагогическую проблему можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем педагогики. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Итак, под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе.
Список использованной клоп литературы
Алямовская там В.Г. Профилактика там психоэмоционального напряжения там детей средствами там физического воспитания: там Учебное пособие. там – Нижний там Новгород: Изд-во там НГПУ, 2011.
Бэрон водив Р., Ричардсон водив Д. Агрессия.- водив СПб.: Питер, водив 2010.
Ватова Л. сорт Как снизить сорт агрессивность детей сорт // Дошкольное сорт воспитание.- 2013.- сорт № 6.-с.55-58.
Валитова И.Е. клоп Психология развития ребенка клоп школьного возраста. Минск, клоп 2009
Венгер А.Л. Психологическое док консультирование и диагностика.- док М.: Генезис, 2011.
Хухлаева, О. В. сон Практические материалы для сон работы с детьми сон 3-9 лет. Психологические сон игры, упражнения, сказки. сон – М.: Генезис, сон 2013.