12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Елена Константиновна20
Технологическая карта урока 

Название ТКУ: Ознакомление с понятием "Текст"

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: Что такое текст?

Цель урока: углубить знания и представления о тексте, полученные обучающимися в 1 классе, уточнить признаки текста, ввести понятия «тема» и «основная мысль»

Планируемые результаты:

Предметные:

овладение учебными действиями с языковыми единицами (составление предложений, текстов на основе знаний о признаках текста), умение использовать полученные знания для решения познавательных (уточнить признаки текста), практических (научиться выделять в тексте тему и основную мысль) и коммуникативных (научиться правильно выражать свои мысли) задач

Личностные:

Формирование культуроведческой компетенции на краеведческом материале; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения сравнивать, анализировать языковой материал, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, готовность слушать собеседника, вступать в разговор, аргументировать свою точку зрения.


Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент


- Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече!

- Ребята! Сегодня у нас на уроке очень хочет побывать один интересный герой – Волжик.

- Он наш с вами земляк – житель Саратова.

- Волжик – это пчела-спортсмен, он всегда готов преодолевать любые трудности, чтобы добиться успехов в спорте.

- Посмотрите, вот так выглядит Волжик.

- Сегодня он принес с собой много интересных заданий, которые помогут нам добиться успехов в области русского языка! 


 

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

Словарная работа

Ф

Р

О

Н

Т

А

Л

Ь

Н

А

Я


- Ребята, прочитайте, пожалуйста, внимательно следующее слово: город;

- А знаете ли вы, от какого слова произошло слово «город»?

- Тогда предлагаю вам послушать этимологическую справку.

Учитель читает этимологическую справку

Слово город произошло от «гордъ» — «городить, огораживать».

Первоначальное значение — ограда, забор. Впоследствии слово город стало означать «огороженное место», ведь жилье нужно было защищать от врагов.

- Давайте определим в этом слове орфограмму.

Кто мне ее назовет?

- Можно ли проверить безударную гласную в корне? А если мы не можем подобрать проверочное слово, значит правописание этого слова надо запомнить. Запишите слово «город» к себе в тетрадь. Какую орфограмму мы выделим в этом слове? (город)

- А попробуйте подобрать к слову «город» однокоренные слова. Какие слова вы сможете назвать? Запишите их и выделите орфограмму, которую надо запомнить

(городок, горожанин, городской).

- Как вы думаете, можно ли с помощью слова «город» выразить какую-то мысль?

- Что для этого нужно сделать?

- Давайте составим одно предложение с этим словом.

Я живу в городе Саратове.

- О чем говорится в этом предложении?

- Скажите, пожалуйста, стало ли вам понятно что-то о Саратове из одного этого предложения?

- Возникает проблема: что же делать, если столько всего хочется рассказать о Саратове, а предложение только одно?

- Мы разберемся с вами, что для этого нужно сделать. Но для начала предлагаю вам выполнить упражнения от нашего гостя Волжика.

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Метапредметные:

формирование умения сравнивать, анализировать языковой материал, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы


3. Совместное открытие знаний

Анализ групп предложений













Ф

Р

О

Н

Т

А

Л

Ь

Н

А

Я


- Волжик уже подготовил нам новое интересное задание.

- Внимательно прочитайте следующие предложения:

Городской парк "Лукоморье" - один из самых больших парков Саратова.

Совсем скоро Саратовский цирк имени братьев Никитиных откроет двери для своих преданных и любимых зрителей.

Набережная Космонавтов - любимое место отдыха горожан..

- Скажите, пожалуйста, о чем говорится в каждом предложении?

- Продолжает ли каждое следующее предложение предыдущее?

- Связаны ли они друг с другом?

- Можно ли озаглавить эту группу предложений? Почему?

- Давайте сделаем вывод: озаглавить данную группу предложений нельзя; предложения не связаны по смыслу.

- А теперь внимательно прочитайте вторую группу предложений.

Я родился и живу в Саратове.

В моем городе много интересных достопримечательностей. Здесь есть и музеи, и театры, и исторические памятники.

Мой город располагается на берегу Волги.

Это большая, красивая, широкая река.

Я люблю свой город и не хочу отсюда уезжать.

- Скажите, пожалуйста, о чем говорится в каждом предложении?

- Продолжает ли каждое следующее предложение предыдущее?

Можно сказать, что эти предложения связаны между собой по смыслу?

- Попробуйте озаглавить эту группу предложений, получилось это сделать?

- Давайте сделаем вывод: предложения связаны между собой по смыслу, эту группу предложений можно озаглавить.

- Ребята, как вы думаете, какую из этих групп предложений можно назвать текстом? Давайте вспомним, что вы знаете о тексте.

Следовательно, текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединенных общей темой и смыслом. Текст можно озаглавить.

- Какую из двух групп предложений, проанализированных нами, можно назвать текстом?

А почему одно предложение не является текстом?

- Как вы думаете, что такое тема текста?

- Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

- У текста также есть главная мысль. Как вы думаете, что это?

- Главная мысль – это то главное, о чем хотел сказать автор читателю.

- Наш гость Волжик совершенно запутался и не может отличить тему текста от главной мысли. Кто из вас поможет ему и скажет, чем же отличается тема текста от главной мысли? Определите тему проанализированного нами текста. А какова его главная мысль? В каком предложении она выражена?

- Давайте вместе составим кластер по нашей теме урока, ответив на следующие вопросы:

1. Может ли быть текстом одно предложение?

2. Любая ли группа предложений является текстом?

3. Чем могут быть объединены предложения в тексте?

Составление кластера по теме урока

Текст:

1. Два или несколько предложений;

2. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу;

3. Предложения в тексте объединены между собой темой и основной мыслью.

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с взрослыми в различных социальных ситуациях;

Метапредметные: использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных задач



4. Первичное закрепление нового

Анализ текстов

Г

р

у

п

п

о

в

а

я

Волжик:

- Ребята, я вижу, вы хорошо освоили тему урока, пора закрепить полученные знания! Для этого вам нужно поделиться на 2 группы. У каждой группы будет свое задание.

1 группа: прочитайте следующую группу предложений; определите, являются ли эти предложения текстом, если нет, что можно сделать, чтобы данная группа предложений стала текстом?

Мои бабушка и дедушка живут в Саратовской области в городе Петровске.

Это небольшой по численности город - всего 28 тысяч жителей.Еду я туда на автобусе несколько часов.

Петровск "моложе" Саратова, он был основан в 1698 году.

2 группа: прочитайте текст, озаглавьте его, определите тему и основную мысль текста.

В нашем городе много интересных музеев, театров, картинных галерей. Мой любимый музей – Саратовский областной музей краеведения. Там можно увидеть Красную книгу Саратовской области, познакомиться с обитателями Волги, узнать много нового о народах, проживающих в Саратовской области.

Предметные:

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

5. Домашнее задание


- Дома я предлагаю вам выбрать и сделать одно из следующих заданий:

1) выполните упражнение 16 на странице 19 в учебнике;

2) составьте текст об одной из достопримечательностей Саратова, доказав, что ваша группа предложений – это действительно текст (укажите основные признаки текста). 

 Предметные:

умение использовать полученные знания для решения практических задач

 Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

6. Рефлексия

Ф

р

о

н

т

а

л

ь

н

а

я

Портрет Волжика

- На прощание Волжик оставил нам 3 свои фотографии:

1) где он грустный и он ничего не понял из нашего урока;

2) он понял меньше половины материала урока;

3) материал урока был ему понятен, он улыбается, потому что открыл для себя новое в русском языке.

- Выберите, пожалуйста, одну фотографию и покажите ее своим одноклассникам, расскажите, почему вы выбрали именно эту фотографию.


 

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению;

Метапредметные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.