Технологическая карта урока ознакомления с новым материалом «Наречие» (Русский язык, 3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель |
Верещагина Наталья Викторовна |
||
Учебный предмет |
русский язык |
||
Класс |
3 |
||
Тема |
Наречие – часть речи |
||
Тип урока |
Открытие нового знания |
||
Цель |
Формирование представлений о наречии, как самостоятельной части речи |
||
Планируемый результат |
Предметный: - называют признаки наречия, как части речи (обозначают признак действия, отвечают на вопрос как?, поясняют глагол, в предложении часто бывают обстоятельствами) - объясняют роль наречия в речи (придают точность и образность) - конструируют словосочетания, предложения из предложенных слов (добавляя свои слова) с наречиями; - находят в тексте или группе слов наречия Универсальные Регулятивные: - определяют тему урока, ставят с помощью учителя учебные цели (формулируя на детском языке), проводят деятельностную рефлексию; - осуществляют проверку по образцу Коммуникативные: - взаимодействуют в паре, выполняя учебное задание; - участвуют в учебном диалоге, задают вопросы, формулируют ответы Личностные: - имеют познавательный интерес к изучению предмета Познавательные, работа с текстом: - работают с таблицей (дополняют, преобразуют информацию из таблицы в текст); - анализируют, обобщают, делают вывод |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Содержание |
Деятельность учеников |
Организационный этап |
Настраивает на урока |
Проверьте готовность, покажите настроение, сегодня пятница, впереди выходные |
Настроены на урок |
Мотивационный Целеполагание |
Организует детское целеполагание, предлагает восстановить таблицу, заполнив ячейки |
Что вы видите на доске? (приложение 1) Изучите название строчек и столбиков и предположите, какое у этой таблицы название? На каждой парте лежит карточка, ваша задача обсудить в паре и решить, в какой ячейке таблицы эта запись должна находится |
Отвечают на вопрос учителя, что на доске таблица, которой можно дать название «Части речи» Обсуждают в паре признак, выходят к доске и прикрепляют в нужную ячейку, остальные относятся |
Предлагает учащимся на основе анализа таблицы сформулировать тему урока |
Проанализируйте таблицу, внимательно на нее посмотрите и сформулируйте тему урока Вспомогательные вопросы – какая строчка у нас содержит несколько пустых ячеек? |
Анализируют таблицу и формулируют тему урока «Наречие» |
|
Учитель предлагает сравнить то, что учащиеся знают о других частях речи и то, что они еще не узнали о наречии Актуализирует цель узнать как можно больше наречий Фиксирует задачи на доске (?) |
Что мы еще не знаем о наречии, то, что знаем о других частях речи? Определим задачи урока, чтобы нам обозначить задачи поставим вопросы в нужных клетках Хоть мы уже и встречались с наречиями, но еще недостаточно часто, кто хочет собрать «копилку наречий»? |
Мы должны узнать, что обозначают наречие, каким членом предложения может являться? Узнать как можно больше слов - наречий |
|
Открытие нового знания |
Предлагаю составить словосочетания, соединив слова – наречия линиями, а потом записать в тетради с вопросами. (приложение 2) Прочитайте полученные словосочетания? Что вы заметили общего в этих словосочетаниях? Попробуем сформулировать, что обозначает наречие? (если учащиеся затрудняются, то напомнить, существительное обозначают предмет, а прилагательное – связано с именем существительным, обозначает признак предмета., а глагол обозначает действие, наречие, связанное с ним – признак действия) |
Учащиеся пробуют составить словосочетания глагол + наречие, наблюдают, что с другими частями речи наречие не сочетается Бегал (как?) быстро ……. Сравнивают словосочетания и делают вывод, что наречия обозначают признак действия Вносят запись в таблицу |
|
Промежуточная рефлексия |
Проводит промежуточную рефлексию по решенным задачам, отмечает решенные задачи, вносит наречия в копилку |
Какую задачу мы уже решили? Кто может уже рассказать часть правила по таблице? Какие наречия мы можем положить в копилку |
Сравнивают задачи урока, выделяют те, которые решили, пробуют сформулировать часть правила, называют слова ля копилки |
Открытие нового знания |
Организует наблюдение за тем, каким членом предложения является наречие |
Узнаем, каким членом предложения чаще всего является наречие? Для этого выполним задание. У вас карточка с предложением, наречие выделено жирным шрифтом. Найдите, от какого слова нам нужно оттолкнуться, чтобы задать вопрос. Определите, каким членом предложения является наречие? Какой вывод мы можем сделать? |
Учащиеся в предложении находят наречие, задают вопрос и определяют, что в предложении наречие является обстоятельством. Записывают в таблицу. |
Промежуточная рефлексия |
Проводит промежуточную рефлексию по решенным задачам, отмечает решенные задачи, вносит наречия в копилку |
Какую задачу мы уже решили? Сформулируйте, что мы узнали о наречии? Какие наречия мы можем положить в копилку |
Сравнивают задачи урока, выделяют те, которые решили, пробуют сформулировать часть правила, называют слова для копилки |
Открытие нового знания |
Организует наблюдение языкового явления – отличия текста с наречиями и без наречий. |
Сравните два текста, которые написали разные ученики на оду и ту же тему. Сделайте вывод о том, какую роль играют наречия в нашей жизни? |
Сравнивают тексты и делают вывод, что наречия придают нашей речи точность, образность. |
Промежуточная рефлексия |
Проводит промежуточную рефлексию по решенным задачам, отмечает решенные задачи, вносит наречия в копилку |
Какую задачу мы уже решили? Кто может уже рассказать часть правила по таблице? Какие наречия мы можем положить в копилку |
Сравнивают задачи урока, выделяют те, которые решили, пробуют сформулировать часть правила, называют слова лля копилки |
Первичный контроль |
Предлагает проговорить правило «Что такое наречие» и записать клише |
Кто может рассказать нам готовое правило? Наречие – часть речи, которая обозначает ______, отвечает на вопрос_____, в предложении является _____________. |
Проговаривают с опорой на клише правило про наречие |
Организует выполнения задания по поиску наречий в тексте, проводит проверку. |
Посмотрите, сколько наречий мы положили в свою копилку. Предлагаю вам еще задание. Попробуйте найти в предложенном тесте как можно больше наречий. Давайте проверим. Читаем, с вопросом, считаем. Сколько наречий нам встретилось в тексте? |
Читают текст, подчеркивают наречия Проверяем |
|
Рефлексия |
Проводит рефлексию, предлагает познакомиться с высказываниями о наречии и объяснить их |
Максим Горький, писатель, который изучал русский язык, так сказал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» Древнеримские ученые называли наречие «адвербиум», что в переводе обозначает приглаголие. Объясните это, учитывая, что мы прошли на уроке? |
Объясняют, что наречие в русском языке играют важную роль, так как делают нашу речь точной, а приглаголем древние римляне называли наречие потому, что оно связно с глаголом |
Приложение 1. «Таблица «Части речи»
Что обозначает? |
На какие вопросы отвечает? |
Каким членом предложения чаще всего бывает? |
* |
|
Имя существительное |
Название предмета |
Что? Кто? |
Подлежащее Дополнение |
|
Имя прилагательное |
Признак предмета |
Какой?..... |
Определение |
|
Глагол |
Действие предмета |
Что делать? …. |
Сказуемое |
|
Наречие |
? |
Как? |
? |
Приложение 2. «Карточка составь словосочетания»
Составь из предложенных слов словосочетания с наречиями, запиши их в тетрадь с вопросом Образец: держит (как?) крепко |
||||
по дороге |
правильный |
|||
пишет |
солнечный |
|||
быстрый |
||||
светит |
ровно |
|||
торопливо |
ярко |
|||
идет |
Приложение 3. Предложения для разбора.
Водитель резко затормозил. |
Малыши играли дружно. |
Внезапно раздался крик чайки. |
Работа выполнена отлично |
Приложение 4. Карточка «Сравни тексты»
Текст 1.
Самолет набирает высоту. Дует ветер. Моторы работают. Солнечные лучи сияют на обшивке самолета.
Самолет постепенно набирает высоту. Сильно дует ветер, но моторы работают ровно. Солнечные лучи ярко сияют на обшивке самолета.
Приложение 5. Текст «Найди наречия»
Как трудно быть ребенком. Все тебя учат, то и дело слышишь: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно, считай верно, делай все аккуратно. Все это непросто выполнить. А я хочу быстро бегать, или лежать горизонтально, тихо щелкать пультом каналы телевизора»
Татьяна Бернгардт