Программа кружка «Озорная логика» (младшая группа садика)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №109
комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Озорная логика»
возраст: дети 2-3 лет (младшая группа)
Срок реализации: 1 учебный год (7 месяцев)
Педагог дополнительного образования
Минина И.Б
Санкт-Петербург
2016 год
Структура программы дополнительного образования
ГБДОУ № 109 Невского района
I.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка……………………………………………
1.2 Цели и задачи программы, принципы и формы ……………….
1.3. Ожидаемые результаты в ходе реализации программы……….
II. Содержательный раздел.
2.1 Учебно-тематический план………………………………..
2.2.Комплексно - тематическое планирование……………
III. Организационный раздел
3.1Методическое обеспечение программы курса …..
IVСписок литературы……………………………………
.
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Направленность программы интеллектуального развития воспитанников дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования разработана в соответствии с:
⎯ Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
⎯ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
⎯ Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
⎯ Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Новизна программы:
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Актуальность
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания.
Педагогическая целесообразность
Интеллектуальное развитие и обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках основной образовательной программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, а работа программы строится на единых принципах с основной образовательной программой, обеспечивает целостность педагогического процесса и направлена на расширения спектра образовательных услуг, развития интеллектуальных способностей детей, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.
Цели и задачи программы, принципы и формы.
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.
Задачи программы
Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления
Задачи обучения
Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Дать представления о чередовании предметов по форме.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию разных видов деятельности, в основе которых заложены следующие основные принципы:
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Продолжительность реализации программы:
Численность детей в кружке – 10 человек делятся. Возраст детей 2-3 года.
Данный курс состоит из 25 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 7 месяцев для первого года обучения.
Домашние задания воспитанникам не задаются.
Летний период с 01 июня по 31 августа 2016 г., в данное время организуются летние каникулы. В дни летних каникул дети посещают дошкольное учреждение, но дополнительная образовательная программа не реализуется.
Формы и приемы работы:
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
1.3 Ожидаемые результаты в ходе реализации программы
Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Формы подведения итогов:
Игровое путешествие;
участие в районных и городских конкурсах;
выступление на родительских собраниях.
Методики для диагностики результативности реализации программы
● Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б..
● Методика Г.В.Бурменской.
II. Содержательный раздел
2.1.Учебно-тематический план
№ |
Темы занятий |
Общее кол- во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Диагностика вначале учебного года |
1 |
1 |
|
2 |
Эталоны цвета |
7 |
1 |
6 |
3 |
Геометрические фигуры |
4 |
1 |
3 |
4 |
Классификация |
3 |
1 |
2 |
5 |
Сравнение |
5 |
1 |
2 |
6 |
Моторика |
4 |
1 |
3 |
7 |
Диагностика в конце года |
1 |
1 |
|
Итого |
25 |
5 |
20 |
2.2 Примерное комплексно-тематическое планирование
Месяц |
Тема |
Программное содержание |
Форма |
октябрь |
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. |
Беседа |
НОЯБРЬ |
1.«Найди предмет такой же формы». |
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры |
Игровая |
2. «Угости маленького и большого зайца морковкой». |
Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. |
Практическая |
|
3. «Прыг – скок по дорожке». |
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. |
Практическая |
|
4.«Огоньки ночью». |
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. |
Групповая |
|
ДЕКАБРЬ |
1.«Волшебный поднос». |
Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. |
Индивидуальная |
2.«Шарики» |
Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. |
Игровая |
|
3.«Подбери по форме». |
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. |
Игровая, практическая |
|
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) |
Развивать у детей мелкую моторику рук. |
Групповая |
|
ЯНВАРЬ |
1. «Кто скорее соберет игрушки». |
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. |
Индивидуальная |
2. «Счетные палочки». |
Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. |
Индивидуальная |
|
3. «Золушка». |
Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. |
Игровая, практическая |
|
ФЕВРАЛЬ |
1. «Воздушные шары». |
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. |
Игровая |
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. |
Развивать у детей мелкую моторику рук. |
Игровая |
|
3. Окрашивание воды. |
Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) . |
Групповая |
|
4. «Поможем зайке разложить игрушки». |
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. |
Групповая |
|
МАРТ |
1. «Ткани». |
Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. |
Игровая, практическая |
2. «Строим башню». |
Обучение соотнесению по величине четырех предметов. |
Игровая, практическая |
|
3. «Что лежит в мешочке? ». |
Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. |
Игровая, практическая |
|
4. «Подбери петушку перышко» |
Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. |
Игровая, практическая |
|
АПРЕЛЬ |
1. «Сделаем куклам бусы». |
Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. |
Игровая, практическая |
2. «Спрячь мышку». |
Закреплять у детей представления о шести цветах. |
Игровая, практическая |
|
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. |
Развивать у детей мелкую моторику рук. |
Игровая, практическая |
|
4. «Башня из кубов». |
Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. |
Индивидуальная |
|
МАЙ |
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. |
Индивидуальная |
III. Организационный раздел
3.1.Программно-методическое обеспечение программы курса.
Форма |
Методы и приемы |
Дидактический материал |
Техническое оснащение |
игра; самостоятельная деятельность детей; игра-путешествие. |
Методы: Игровой метод (дидактические игры). Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов). Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент. |
Для игровых занятий необходимо иметь: - «наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей. - Схемы для накладывания палочек при составлений «Собери предмет», «Часть и целое» (объемные разрезные овощи и фрукты), «Подбери по форме», «Похожий – не похожий», «Бирюльки», «Чудесный мешочек». |
Игровая комната; стулья по количеству детей; музыкальный центр; колонки; мультимедийная аппаратура; |
IV. Библиографический список:
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 1977.
- Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных
- Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2002.
- Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
- Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом – М.: Экзамен, 2006.
- Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом – М: Издательский центр Академия, 2001.
Законодательные материалы:
1.Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
4. Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Интернет-ресурсы:
- http://dohcolonoc.ru/utrennici/1479-syuzhetno-rolevaya-igra-bolnitsa.html
- http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/11/sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/07/didakticheskie-igry-po-sensorike-dlya-detey-2-3-let
- http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-sensoriki-u-detei-v-pervoi-mladshei-grupe-didakticheskie-igry-sdelanye-svoimi-rukami-108445.html