Статья на тему «Пальчиковые игры для детей с ЗПР»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе, творческие способности, фантазию. Пальчиковая гимнастика направлена на коррекцию мышечного тонуса и тонких дифференцированных движений пальцев рук, снижение степени нарушения различных параметров двигательной сферы, а также развитие речи и умственных способностей через движение. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Виды пальчиковых игр для детей с задержкой психического развития (ЗПР):
- Пальчиковый театр. Игра активизирует моторику рук и способствует общему развитию организма и психических процессов.
- Игры-шнуровки. Направлены на активную работу моторики пальцев рук.
- Игры-перебирания. Детям предлагается перебирать предметы разной величины и формы.
- Игры-преодоление препятствий. Ориентированы на совершение разных движений пальцами для преодоления препятствий.
- Игры-рисование в воздухе. Связаны с прорисовыванием различных объектов в воздухе.
- Игры-нанизывания. Направлены на формирование навыков нанизывания разных объектов на нитку или шнурок.
Пальчиковая игра «Прогулка».
(Загибаем пальчики поочередно сначала на одной руке, читаем второй раз – загибаем на другой руке)
Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Пальчиковая игра «Лодочка».
(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Пальчиковая игра «Четыре братца».
(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)
Засиделись в избушке братцы.
(Отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.)
Захотел меньшой прогуляться
(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.)
Да скучно ему гулять одному.
(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
(Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.)
Да скучно им гулять двоим.
(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)
Зовут братца втроем прогуляться.
(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)
Грустно старшим сидеть в избе.
(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)
Зовут они братцев домой к себе.
(При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.)