Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста".
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей раннего возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук и развить речевую деятельность. Мелкая моторика это- скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и мышления, связной речи.
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что многие дети, приходящие в детский сад, имеют недостаточно развитую речь. Из-за чего так происходит?
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи ребенка, прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя центры головного мозга, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
Одним из средств развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста являются- пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогает концентрировать внимание.
В процессе своей работы, я заметила, что дети раннего и младшего возраста очень любят выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. В процессе проведения пальчиковых игр идет не только тренировка тонких движений рук, но и происходит сближение взрослого и ребенка.
Пальчиковые игры позволяют развить у детей:
- навыки мелкой моторики;
- чувство ритма;
- память, внимание;
- помогают развивать речь;
- помогают снять тревожность.
Существуют различные методы проведения пальчиковых игр:
- разучивание потешек;
- использование атрибутов к пальчиковым играм;
- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование);
- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно- речевой, музыкально- театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досугов.
Этапы разучивания пальчиковых игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Некоторые рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
- Перед проведением пальчиковой игры с ребёнком, необходимо обсудить её содержание, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это поможет малышу правильно выполнить упражнение, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и слишком сложная задача может напугать ребенка и он потеряет интерес к игре.
- Отрабатывать упражнения нужно постепенно и вначале с помощью взрослых.
- Никогда не принуждайте ребенка. Попытайтесь разобраться в причинах отказа.
- Поощряйте успехи ребенка.
Достичь положительного результата в работе по данной теме помогает разнообразная форма работы с родителями:
- Индивидуальные консультации и беседы.
- Создание, совместно с родителями, картотеки пальчиковых игр.
- Привлечение родителей к созданию атрибутов для пальчиковых игр «Шапочки-лапочки».
- Рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании: следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость.
- Мастер-класс для родителей по пальчиковым играм.
Итак, подводя итоги, можно сделать вывод:
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Однако, играя с детьми, нужно помнить, что положительный эффект пальчиковых игр на развитие ребенка возможен только при условии, что он будет играть не по принуждению, а по собственному желанию. Кроме того следует помнить, что выбор пальчиковой игры, должен соответствовать возможностям ребенка. Так же, по возможности, игру стоит сопровождать стихами и песенками, побуждая ребенка повторять их за вами.
Список используемой литературы:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М., Изд. центр «Академия», 1997 г.
Борисенко С.Е., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб.: «Паритет», 2002 г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008 г.
Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук С-Пб «Детство –Пресс» 2005 г
.
Полянская Оксана Николаевна