Научно-исследовательская работа «Память и беспамятство души: виды и функции детских впечатлений героя в произведениях русской литературы XIX в.»

0
0
Материал опубликован 28 February 2018 в группе

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №34 г.Минска»

220131 г.Минск, ул. Мирошниченко, 35 (017) 261-78-01

Память и беспамятство души:

виды и функции детских впечатлений героя

в произведениях русской литературы XIX в.

(на примере произведений А.С. Пушкина «Капитанская дочка», И.С. Тургенева «Отцы и дети», И.А. Гончарова «Обломов», Ф.М. Достоевского «Подросток»)

Секция: «Литературоведение»

Авторы:

Киселева Полина Дмитриевна,

государственное учреждение образования

«Средняя школа №34 г. Минска»,

X «А» класс,

г. Минск, ул. Богдановича, д. 136, кв. 136

тел. моб. (029) 331-62-60

Фонарев Владислав Евгеньевич,

государственное учреждение образования

«Средняя школа №34 г. Минска»,

IX «А» класс,

г. Минск, ул. Гамарника, д. 24, кв. 106

тел. 252-61-18; моб. (044) 727-08-11

Научный руководитель:

Сологубовская Лариса Владимировна,

государственное учреждение образования

«Средняя школа №34 г. Минска»,

учитель русского языка и литературы

тел. 8-029-269-59-52

Минск, 2017

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?

Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу

и служат для меня источником лучших наслаждений.

Л.Н. Толстой

Формирование личности человека во многом зависит от детского периода, точнее от тех впечатлений, которые были получены в детстве. Эти впечатления будут влиять на мировоззрение, миропонимание человека в зрелом возрасте, определять его поступки и социальное поведение. Важное значение приобретают не только наличие ярких воспоминаний, но и отсутствие таковых. Об этой важной особенности детского периода в судьбе человека известно со времён З. Фрейда и К. Юнга.

И философы, и педагоги, и психологи утверждают, что детские годы, точнее те ощущения, впечатления, воспоминания, которые получены в этот период, будут с человеком всю жизнь. Они могут быть как источником вдохновения, силы в переломные моменты жизни, так и источником слабости, комплексов, порочности. Чем больше травм получит ребенок в первые годы своей жизни, тем тяжелее ему будет справляться с жизненными трудностями; чем больше любви и внимания он впитает в этот промежуток времени, тем более плодотворной и успешной будет его жизнь.

Писатели давно обратили внимание на важность детских впечатлений для последующей жизни человека и использовали их для раскрытия образов героев своих произведений. Воспоминания могут вводится различными способами в текст произведения: сон, письмо, рассказ другого персонажа, авторское отступление, дневниковые записи. Каким бы образом не были введены воспоминания, они играют не последнюю роль в раскрытии сущности героя, в понимании его поступков, объяснении его поведения.

В романах А.С. Пушкина «Капитанская дочка», И.С. Тургенева «Отцы и дети», И.А. Гончарова «Обломов» изображены два типа героев: первый тип героев обладает памятью души – воспоминаниями детства, второй тип наделен беспамятством души – отсутствием воспоминаний детства. Исключение составляет роман Ф.М. Достоевского «Подросток», в котором представлен один герой, обладающий памятью души, но демонстрирующий различные варианты влияния детских воспоминаний на формирование личности и характера человека и вытекающие из этого поступки.

В данном исследовании для нас интерес представляют воспоминания о детстве литературных героев в произведениях русской литературы XIX века на примере названных выше романов. Проанализировав наличие или отсутствие детских воспоминаний героев и ключевые моменты, с ними связанные, мы попытаемся определить их виды и функции в структуре произведения и в становлении личности героя, степень их влияния на его поступки и мировоззрение.

Исследований, посвященных изучению детских воспоминаний в произведениях русской литературы, практически нет. Это объясняется тем, что воспоминания героев рассматриваются в рамках других тем: при исследовании проблематики, композиции произведения, образов литературных героев. Однако воспоминаниям о детстве, как правило, отводится не первое место в раскрытии образа литературного героя. Мы же считаем, что воспоминания играют одну из главных ролей в становлении личности, формировании характера героя и заключают в себе причины тех или иных его поступков, влияют на его судьбу.

Актуальность работы заключается в изучении видов и функций детских впечатлений в произведениях русской литературы XIX века с точки зрения их влияния на становление личности, формирование характера и судьбу литературного героя.

Цель исследования: с помощью анализа образов литературных героев и ключевых моментов произведений, связанных с ними, определить виды и функции детских впечатлений в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка», И.С. Тургенева «Отцы и дети», И.А. Гончарова «Обломов», Ф.М. Достоевского «Подросток».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение понятиям «композиция», «сюжет», «внесюжетные элементы», «образ литературного героя». Определить элементом композиции или сюжета являются детские впечатления, их функции в рамках произведения и в структуре образа литературного героя с теоретической точки зрения.

2. Проанализировать образы литературных героев и ключевые моменты в произведениях, связанные с детскими воспоминаниями: вид детского воспоминания, место, занимаемое в произведении, его влияние на характер и судьбу героя. Сделать вывод о видах и функциях воспоминаний о детстве в художественной ткани произведения и в структуре образа героя.

Объект исследования: романы А.С. Пушкина «Капитанская дочка», И.С. Тургенева «Отцы и дети», И.А. Гончарова «Обломов», Ф.М. Достоевского «Подросток».

Предмет исследования: детские воспоминания Петра Гринева, Алексея Швабрина, Ильи Обломова, Андрея Штольца, Аркадия Кирсанова, Евгения Базарова, Аркадия Долгорукова.

Для достижения поставленной цели, учитывая специфику материала, мы использовали такие методы, как концептуальный, сопоставительный, описательный.

Теоретико-методологической основой работы послужили учебные пособия «Принципы и приемы анализа литературного произведения» А.Б. Есина и «Введение в литературоведение» под редакцией Л.М. Крупчанова; научные работы и статьи таких исследователей и критиков, как Страхов Н.Н. «Критические статьи о И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом», Серденко И.И. «Виды и функции воспоминаний о детстве в произведениях Ф.М. Достоевского», «Метафизический и функциональный аспекты «сна Обломова» в романе И. А. Гончарова «Обломов»» Д.Л. Башкирова,.

Теоретическая ценность исследования данной работы в том, что в процессе анализа функций детских воспоминаний героев в произведениях русской литературы XIX развивается интерес учащихся к литературе как искусству слова; учащиеся подготавливаются к процессу непрерывного образования и самообразования; овладевают опытом научной исследовательской деятельности.

Практическая ценность исследования. Проведённое исследование призвано расширить знания учащихся в области литературы, литературной критики. Обучить глубокому анализу литературного произведения с целью развития аналитического мышления, умения соотносить художественное произведение и явления окружающей действительности. Воспитать, на примере произведения, человека с глубоким гуманистическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, способного к нравственному самосовершенствованию, интеллектуальному и духовному развитию.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.

Внутреннее содержание образа литературного героя определяется характером, который кроет в себе причины и мотивы тех или иных его действий. Характер формируется под воздействием множества факторов: среды, в которой он воспитывался, условий и обстоятельств его жизни в детский, юношеский и зрелый периоды.

В структуре произведения детские воспоминания являются и композиционным приемом и сюжетным «внесценическим» эпизодом: хроникальный сюжет, свободная композиция, прием ретроспекции. Иногда воспоминания представляют собой внесюжетный элемент и являются частью психологического портрета героя. Отсутствие в произведении детских воспоминаний также имеет большое значение для понимания образа литературного героя. Отнесенность воспоминаний к композиции или к сюжету зависит от вида воспоминания и его функции в произведении.

Детские воспоминания, или впечатления, могут быть различного вида, в зависимости от функций, которые они выполняют в произведении, роли в судьбе героя. Это может быть отрывок текста, включенный автором в повествование, который по смыслу и стилю выделен из общей ткани художественного произведения: сон-воспоминание, записки, письма, развернутая биография. Авторы могут и не включать в произведение собственно детских впечатлений героя, а лишь указывать на их наличие с помощью специально маркированной лексики: «вспомнил», «сердце радостно сжалось при воспоминании», «сладко засыпать в родном доме» и т.п.

По своей внутренней природе впечатления детства делятся на сознательные, или осознанные, и подсознательные, или неосознанные. Сознательные воспоминания присутствуют в тексте в виде записей самого героя. Подсознательные воспоминания обычно возникают как сон-воспоминание или как ощущение, чувство героя, передаваемое автором с помощью специально маркированной лексики.

Нами были рассмотрены образы Петра Гринева и Алексея Швабрина в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Ильи Обломова и Андрея Штольца в произведении И.А. Гончарова «Обломов», Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети», Аркадия Долгорукова в произведении Ф.М. Достоевского «Подросток» с точки зрения наличия или отсутствия детских впечатлений в структуре повествования, их функции в произведении, а также степени и характера влияния на личность и судьбу героев.

Детские впечатления Петра Гринева являются экспозицией и тесно связаны с эпиграфом, который завершается вопросом: «Да кто ж его отец?» С образа отца и начинаются мемуары Петра Гринева. Это ключевой образ в воспоминаниях героя, так как отец оказал сильное влияние на формирование личности героя.

Воспоминания о детстве у Петра спокойные, радостные, однако лишенные психологизма: герой не пытается проанализировать свое душевное состояние в то время, не стремиться объяснить свои дальнейшие поступки с помощью детских впечатлений. Воспоминания героя о детстве выполняют функцию предыстории.

Алексей Швабрин не вспоминает о детстве в тот период жизни, который описан в произведении. Это в некоторой степени можно объяснить тем, что не он автор мемуаров. Мы знаем, что ему дали прекрасное образование, но, видимо, забыли воспитать душу, что привело к ее «беспамятству». А «беспамятство» души влечет за собой ее гибель. Как справедливо заметил Стародум, «человек без души – зверь». Жизнь Швабрина замыкается на нем сегодняшнем и заключена в настоящем, она исчерпывается расчетливостью и эгоизмом. Ничто не свято для Швабрина, потому что нет у него основы, опоры, которая формируется в детстве и питает человека на протяжении жизни.

Детские воспоминания Ильи Ильича носят подсознательный характер и представлены как сон, включенный в роман отдельной главой. Сон-воспоминание возникает в переломный момент в жизни героя. Это ответ на духовные искания Обломова, поскольку в них заключен тот образ жизни, к которому подсознательно, а затем и сознательно стремится герой.

Воспоминания героя выполняют несколько функций. Во-первых, это предыстория, из которой мы узнаем реалии, в которых вырос и воспитался герой. Во-вторых, эти воспоминания важны самому герою для разрешения внутренней дилеммы: почему он такой? Читателю они необходимы, чтобы понять суть личности героя, разобраться, что стало причиной жизненной трагедии Обломова. В-третьих, благодаря воспоминаниям герой реализует идеал своей жизни.

О детстве Штольца мы узнаем из авторского отступления, в котором он дает нам полные биографические сведения. Сам же Андрей о своем детстве не вспоминает, однако те впечатления, которые были им получены в ранний период жизни, сформировали его как личность. Все, что связано с детскими годами, для него дорого. Это подтверждает участливое отношение героя к Обломову. Их связывают детские воспоминания, и этого оказалось достаточно для того, чтобы Штольц не тяготился дружбой с Ильей Ильичом.

Основной функцией описания детства Штольца является биографическая, собственно предыстория, однако она позволяет понять суть его характера.

В произведение «Отцы и дети» Тургенев не включает детских воспоминаний Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова, что объясняется отчасти юным возрастом героев.

Однако наличие у Аркадия Кирсанова ярких детских впечатлений показано автором с помощью специально маркированной лексики: «несмотря на детскую радость, его наполнявшую», «сердце начало невольно сжиматься», «сладко засыпать в родимом доме», «овладело радостное чувство» и т.п. Основная функция детских впечатлений Аркадия – преображающая. Именно воспоминания о детстве являются опорой в период формирования личности героя, помогают ему стряхнуть с души тленную философию нигилизма и преобразится к новой, полной чувств и красок жизни.

О детских годах Евгения ничего толком не известно, так как «воспоминания детства не имели власти над ним», поэтому он не считает нужным вспоминать об этом периоде жизни. Функция отсутствия детских впечатлений заключается в указании на духовную бедность, нищенство героя, который сделал неверную ставку, воспитав себя на зыбком песке чужих убеждений. И вот они развеялись, не оставив после себя ничего, а проанализировать произошедшее герой не считает нужным.

Записки Аркадия Долгорукого представляют собой юношеские воспоминания о недавнем прошлом, однако они включают в себя и детские воспоминания, которые имели непосредственное влияние на становление личности героя, сказались на его судьбе.

Воспоминание о встрече с Версиловым, точнее те впечатления, которые она после себя оставила в подсознании героя, стали толчком к пробуждению сознания и предопределили путь Аркадия к «безобразию». А воспоминания (также на уровне подсознания) о матери Софье Андреевне Долгорукой являются поворотным моментом в судьбе героя – моментом переоценки ценностей, обращения к благообразию. Аркадий, выстраивая свои детские воспоминания, прослеживает свой «путь от безобразия к благообразию, от заблуждений к преображению».

Роман Ф. М. Достоевского «Подросток» переполнен детскими впечатлениями, которые выполняют функции предыстории, преображения, опоры.

Итак, детские впечатления, введенные в художественную ткань произведения, выполняют различные функции: предыстория, преображение, опора. Отсутствие же детских воспоминаний в художественном тексте указывает на духовную бедность героя и замкнутость его на себе сегодняшнем.

Неслучайно русские классики придавали особое значение детским воспоминаниям, считали их решающими в становлении и воспитании человека, его преображении в критические периоды жизни. Осторожно и бережно следует относиться к детству, чтобы не ранить детскую душу злобой, непониманием, ложью и другими пороками, которые будут впоследствии оказывать влияние на поступки человека в течение всей его жизни!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.