Московская область г.Протвино
МБОУ «Лицей»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: Память и как ее улучшить.
Ученик 3 «А» класса Шурупов Максим
Руководитель: Капусткина Наталья Сергеевна
Оглавление
Введение
Глава I. Память – основа жизнедеятельности человека.
1.Что такое память
Виды и формы памяти
1.3Механизмы памяти
Глава II. Особенности памяти
2.1 Память школьников
2.2 Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение:
Актуальность темы: В наше время необходимо быть постоянно в курсе событий, быть образованным и многое знать. За все это отвечает наша память. Память нужна всем школьникам, но особенно она необходима для ребят, сдающих различные экзамены. Это и побудило меня к исследованию данной темы, так как в этом году я пойду в 4 класс и в конце учебного года мне предстоит сдавать ВПР-Всероссийскую проверочную работу.
Цель: изучение памяти детей начальной школы -учащихся 3 «А» класса.
Гипотеза: Если мы определим возможности и свойства памяти, то мы сможем определить закономерности ее улучшения и влияния на успеваемость
Задачи:
1.Изучить особенности и виды памяти из разных источников(литература, журналы , интернет)
2.Изучить способы развития памяти;
3.Создать и провести диагностическое исследование с ребятами из моего класса
4.Проанализировать, оценить и сравнить память учеников
5.Сделать презентацию и выступить среди учащихся школы;
Объект исследования: память учащихся моего класса.
Методы исследования: Анализ литературы по исследуемой проблеме, диагностика, анализ результатов.
1. Что такое память
Память – это навык, который является жизненно необходимыми для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта.
Память - самая долговечная из наших способностей. Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а чистейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями.
Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с
развитием человека, а те или иные этапы памяти – это следствие изменения
взаимоотношения человека с внешним миром и людьми. Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.
Мы запоминаем не только информацию, полученную по каналам восприятия (через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), но и собственные мысли, чувства, образы, действия. Человек не просто впитывает поток информации извне, а активно ищет её, словно опрашивая окружающий мир, по ходу он изменяет, преобразует в своей душе все добытые сведения, и лишь затем отправляет их на хранение. Вся наша жизнь не что иное, как путь из пережитого прошлого в
неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот
миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим».
У каждого из нас уникальная память, позволяющая нам осознавать собственную индивидуальность и личности других людей. Человек без памяти не имеет прошлого, или лишается его части. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «Я», утрачивает индивидуальность. Вот почему так интересны и пугающе случаи потери памяти. Поэтому так важно тренировать и улучшать свою память. Особенно это важно в подростковом возрасте, во время учебы. Ведь именно память является одним из условий накопления знаний .
Многие великие люди, такие как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Николас Тесла, Теодор Рузвельт, Наполеон Бонапарт имели сверхчеловеческую память. Есть и более современные обладатели феноменальной памяти: Папа Иоанн Павел II, Ким Пик, Мерилу Хеннер, Билл Гейтс.
1.2 Виды и формы памяти
Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память – это сознательная, осмысленная память.
Виды памяти
Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:
-По характеру психической активности
-По продолжительности закрепления и сохранения материала
-По характеру целей деятельности
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, эмоциональную, двигательную и словесно-логическую.
Образный вид памяти
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную.
Эмоциональный вид памяти
Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.
Двигательный вид памяти
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки»
Словесно-логический вид памяти
Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.
По продолжительности закрепления и сохранения материала: выделяется сенсорная память, оперативная и долговременная.
Сенсорная память
Сенсорная память - это та память, которая фиксируется на уровне органов чувств. Она чрезвычайно кратковременна, и, если нет надобности запоминать увиденное или услышанное - сохраненное быстро замещается новой информацией. (если, например, долгое время смотреть на силуэт неподвижного человека, потом, глаз какое-то время будет «помнить» силуэт этого человека).
Кратковременная память, она же оперативная
Кратковременная память – это ограниченная память. Она наиболее загружена в течении дня. (Кстати именно поэтому все планы нужно писать на бумаге - во-первых они все равно забудутся, а во-вторых - не нужно лишний раз грузить занятую память). Кратковременная память запоминает материал примерно за 20-30 секунд. Затем запомненное подвергается фильтрации и нужное уходит в долговременную память, а не нужное замещается новой информацией.
Долговременная память
Долговременная память - это архив. Алфавит, адрес и телефоны домашних, имена, иностранные языки - все это сохраняется в долговременной памяти. Долговременная память может помнить нужный материал от дня и до
десятилетий.
По характеру целей деятельности делят на:произвольную и на непроизвольную:
Hепроизвольная память- означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий.
Произвольная память -подразумевает случаи, когда ставится цель – запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.
1.3 Механизмы памяти
Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно. Так первоклассник часто не помнит то, что было задано на дом , хотя легко и быстро запоминают то, что интересно, что вызывает сильные чувства. Они оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника.
Как показывают исследования, к третьему-четвёртому классам непроизвольное запоминание становится более продуктивным. Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.
В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют: осмысленное (логическое) и механическое запоминание. Механическое заучивание детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее.
Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться.
Объём запоминаемого материала увеличивается, если, он включен в
игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо
действия.
Психологи говорят: «Память ребёнка – это интерес». Для детей
младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального
фон обучения. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается.
Материал заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразием сочетания звуков, чётко выраженным ритмом, который сам по себе облегчает заучивание. Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.
2.1 Память школьника
Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала. Если говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие название предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия .
Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы и являются значимым в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается. Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется и в том, что дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом опора на наглядность, на иллюстрации.
Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией. Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности.
В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно -представляемым связям. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность .
Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов. Она обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведения материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти.
Но к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и затрудняет умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует учить ребёнка логически запоминать материал, учить выделять главное. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, в основе феноменальной памяти лежит исключительно сильная образность.
2.2 Практическая часть:
Среди учеников своего класса я провел опрос.
В нем приняло участие 20 человек(Таблица №1, приложение 1).
Первый этап:
1.Я провел небольшой опрос среди одноклассников.
Было задано 2 вопроса:
(Таблица 1,приложение 1)
- Как ты считаешь, хорошая ли у тебя память?
- Влияет ли память на твоё обучение?
Приложение 1
Таблица 1
Вопросы | ДА | НЕТ | НЕЗНАЮ |
Как ты считаешь, хорошая ли у тебя память? | 8 | 1 | 11 |
Влияет ли память на твоё обучение? | 8 | 2 | 10 |
Из результатов опроса можно сделать вывод, что большинство моих одноклассников не знает о качестве своей памяти и как она влияет на их обучение. Результаты представлены в таблице №2приложение 1.
Ваню я исключил из дальнейшей работы, так как он показал высокие результаты. Проанализировав его успеваемость, я сделал вывод, что в его случае умение запоминать влияет на качество обучения – Ваня отличник.
Просмотрев оценки и результаты диагностики, других участников исследования, я увидел, что и у них качество запоминания тоже влияет на обучение. Кто имеет низкий уровень, те одноклассники получают плохие оценки (2 и 3).
По мнению Е.О.Рохман-педагога-психолога, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык.
После консультации со школьным педагогом-психологом о выводах своего опроса, я решил провести диагностическое исследование с группой ребят моего класса с целью узнать, что помогает нашу память сделать лучше.
Я провел среди одноклассников упражнения для улучшения памяти.
Упражнения:
Упражнения на развитие слуховой памяти
Упражнения на развитие зрительной памяти
Упражнения на развитие двигательной(механической) памяти
Упражнения на развитие смысловой памяти (логический пересказ)
Второй этап:
2.Упражнение на развитие слуховой памяти:
«Что какого цвета?» на развитие слуховой памяти. Для этого я выбрал 4 человека:3мальчика и 1девочка. Для занятия нам потребовались картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.
-Одноклассникам я выдал раскраску и предложил внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. (Приложение 2,3)
Приложение 2
Лето на даче.
Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома(коричневая). Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.
Результаты в таблице 2.
Приложение 3
3.Упражнение на развитие зрительной памяти:
Запомнить как можно больше фигур и зарисовать их.
Я предложил одноклассникам запомнить в течении 30секунд,фигуры и их цвет, далее каждый должен был воспроизвести их на листке бумаги цветными карандашами. Приложение 4
Результаты: Таблица 3.
Приложение 4
Таблица 3
4.Упражнения на развитие двигательной(механической)памяти:
«Запрещенное движение»
Для занятия я использовал упражнения из уроков физкультуры.
Я объяснил ребятам, что буду показывать различные движения, которые все должны точно повторять за мной. Но одно движение повторять запрещено! Общим мнением было решено, что сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Моей задачей -было запутать ребят, показывать движения в быстром темпе, отвлекать внимание смешными движениями. Задачей одноклассников — не ошибаться и не повторять за мной запрещенное движение. Приложение 5
Результаты :Таблица 4
Приложение 5
Таблица 4
5. Упражнения на развитие смысловой памяти (логический пересказ)
Для этого упражнения я приготовил листок с парными словами. Я предложил ребятам прослушать слова, и запомнить их попарно. На это давалось 45 секунд.Затем я прочитал эти слова еще раз, но теперь только первые слова каждой пары, а ребятам нужно было записать второе слово из пары. Результаты таблица 5
1. Курица — яйцо, ножницы — резать, лошадь — сено, книга — учить, бабочка — цветок, щетка — зубы, барабан —музыка, снег — зима, петух — кричать, ручка — тетрадь, корова — молоко, поезд — рельсы, груша — компот, платье-одежда.
Таблица 5
Заключение.
Подводя итог своей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале работы, я считаю достигнутыми. Приведенные выше факты и исследования, констатируют тот факт, что память у людей различна. Обработка данных показывает, что у одних преимущественно преобладает слуховая память, у других зрительная, у кого-то хорошо развита логическая, у других механическая. Но есть и такие, у которых хорошо развиты сочетания всех видов памяти.
В результате проведенных мной опытов я получил статистические данные о развитости слуховой и зрительной памяти у школьников, узнал, какой материал запоминается ими лучше и что для них более интересно в их возрасте. Результаты показали, что у моих одноклассников лучше развита логическая память. Я думаю это связано с тем, что в с школьном возрасте перед нами стоит задача не столько запомнить, сколько понять содержимое .
Следует, что среднестатистический учащийся младшей школы запоминает лучше тот материал, который интересен для него или имеет какое-либо значение для него. Для того, чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти.
Надо помнить, что наша память во многом зависит от нас. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы. Используйте правила «Гигиены своего мозга».
Пять правил гигиены мозга:
-Обеспечить регулярное насыщение кислородом вашей крови
-Достаточно спать, ведь после хорошего сна мозг работает лучше. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, а подростки 8-9 часов в сутки
-Отсутствие вредных привычек.
-Остерегайтесь некоторых лекарственных препаратов. Знайте, что некоторые медикаменты могут вызвать временную потерю памяти
-Вести здоровый образ жизни
Список литературы:
1.Большая советская энциклопедия (Отоми-пластырь) 3 изд. М.: Аст- премьера,1999
2.Детская энциклопедия Человек т.7, 3 изд. Для среднего и старшего
возраста. М.: Педагогика,2009
3.Иванова В. Секреты памяти М.: Аст-премьера, 2007
4. Перекрестки ее величества «Памяти». М.: Просвещение, 2010
5. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к созданию.- М.: Мир, 2005.
6. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение, память М.: Мир, 2000.
7.Журналы «Школьный психолог» 2014года.
9. http://pochemu4ka.ru/_ld/90/9090_08.png
10.http://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html