Лекция «Имидж библиотеки как фактор ее развития»
Муниципальное бюджетное учреждение
«Межпоселенческая библиотека»
Промышленновского района
6+
Методический отделИмидж библиотеки как фактор ее развития
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Промышленная
2019
ББК 78.3
И 52
Составитель; компьютерный набор:
Н. Ю. Комарова, методист методического отдела МБУ «Межпоселенческая библиотека» Промышленновского района
6+
И 52 Имидж библиотеки как фактор ее развития [Текст]: методические рекомендации / МБУ «МБ» Промышленновского района методический отдел; сост.: Н. Ю. Комарова. - пгт. Промышленная, 2019. - 33 с. - 2 экз.
ББК 78.3
© Муниципальное бюджетное учреждение
«Межпоселенческая библиотека»
Промышленновского района
Методический отдел, 2019
© Комарова Н. Ю., 2019
Содержание
Введение
Имидж библиотеки: понятие, сущность, структура.
Внешнебиблиотечный имидж.
Внутрибиблиотечный имидж.
Фирменный стиль библиотеки, теоретические аспекты
Имидж библиотеки: от идеального к реальному
Рекомендательный список
Заключение
Список использованной литературы
Современное состояние библиотечного дела характеризуется тем, что для успешного выполнения задач, которые стоят перед библиотеками, уже недостаточно широко использовать традиционные формы, методы и ресурсы библиотечного обслуживания.
Стремление индивидуализировать библиотечную среду, поднять авторитет библиотеки в глазах общества и повысить ее популярность диктует необходимость расширения контактов с пользователями. Большое значение приобретает работа по формированию общественного мнения, преодолению замкнутости и оторванности библиотеки от потребностей общества.
Перечисленные причины побудили библиотеки активно заниматься созданием собственного имиджа, который можно определить как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам.
В основе систематического и целенаправленного формирования имиджа библиотеки лежит фирменный стиль. Специалисты по рекламе определяют фирменный стиль как набор постоянных цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских, музыкальных элементов, обеспечивающих единство внешнего и внутреннего оформления библиотеки, всей исходящей от нее информации, визуальное и смысловое единство продукции и услуг.
Фирменный стиль - это своеобразное удостоверение личности библиотеки, ее опознавательный знак, который позволяет отличать продукцию, услуги и деятельность данной библиотеки от продукции, услуг и деятельности других.
Вопрос формирования фирменного стиля в публичных библиотеках является одним из основных для развития украинского библиотечного сообщества в эпоху глобализации и определяет актуальность данной методической рекомендации.
1. Имидж библиотеки: понятие, сущность, структура.
С середины 90-х гг. XX в. в библиотечной профессиональной сфере (в практической деятельности и в теоретических разработках) наблюдается значительный интерес к проблемам формирования имиджа библиотеки.
Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.
Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется.
Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.
Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.
Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.
Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:
авторитетность и компетентность руководителей;
профессионализм персонала;
культура общения в библиотеке;
дизайн библиотеки (внешний и внутренний);
культура рабочих мест сотрудников;
комфортность условий для пользователей;
качество информационных ресурсов;
реклама библиотеки;
документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);
наличие собственного фирменного стиля;
наличие традиций, ритуалов.
Рассмотрим наиболее, с нашей точки зрения, важные компоненты библиотечного имиджа.
2. Внешнебиблиотечный имидж.
Внешнебиблиотечный имидж — это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).
В современном информационном обществе реклама — самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.
Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.
Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании — общая программа деятельности библиотеки. Исходя из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.
От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс ее создания и действия. Определение целей рекламной деятельности зависит от ряда факторов: маркетинговых целей библиотеки, объекта рекламирования и т. д. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может быть: библиотечное обслуживание в целом, система обслуживания централизованной библиотечной системы; конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы их получения; отдельные структурные подразделения библиотеки, способы ориентации в них, их услуги; отдельные услуги, продукция библиотеки и возможности их использования; персонал библиотеки, профессия в целом.
Так, если библиотека собирается рекламировать какую-либо услугу, то необходимо проанализировать ее: изучить текущий спрос на рекламируемую услугу среди различных групп пользователей; выделить функциональные свойства услуги, преимущества перед другими подобными услугами, определить эффект, который получит пользователь, приобретая данную услугу. Например, если необходимо увеличить число пользователей какой-либо услуги библиотеки, то одним из рекламных мероприятий будет увеличение числа рекламных публикаций.
Правила создания рекламного объявления:
1. Рекламное объявление должно быть кратким. Чем меньше формат объявления, тем меньше слов оно должно содержать.
2. Рекламное объявление должно посвящаться одному мероприятию, услуге.
3. Обращайтесь не к широким массам, а к конкретному потребителю. Обращение к широким массам менее эффективно.
4. Будьте максимально точны и конкретны в своем предложении. Расплывчатые и туманные фразы не производят впечатления на читателя.
5. Наличие адреса и телефона. Указание только одного телефона значительно снижает эффективность рекламы.
При планировании рекламной кампании должен быть четко определен тот контингент пользователей, который объективно нуждается в рекламируемых услугах, продукции. В основу сегментирования могут быть положены географические, социодемографические, психографические и другие признаки, влияющие на поведение пользователей. Важным моментом является проведение исследования рынка конкурентов, предлагающих такую же услугу. Для этого библиотека выявляет основных конкурентов (библиотеки, информационные центры, клубы и т.д.), анализирует их рекламные действия, рекламные материалы, если возможно затраты по каждому средству распространения рекламы, и делает выводы о сложившейся ситуации на рынке. Это позволяет избежать ошибок и просчетов при проведении рекламной кампании, а также повторения методов рекламирования конкурентов.
Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулированию пользователей к чтению или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров.
Следующий важный этап планирования рекламной деятельности библиотеки — выбор средств распространения рекламы. На выбор средств влияют факторы: цель рекламной кампании, основная тема рекламы, стоимость средства рекламы и др.
Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) — важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики о ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.
В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней.
При освещении значительных событий в жизни библиотеки — юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.
Для прессы готовятся специальные пресс-релизы, предоставляющие ей в краткой лаконичной форме материал, который будет легко и удобно использовать в печати. Поводом для составления пресс-релиза могут быть:
1. События, связанные с важной для библиотеки датой (День библиотек, День рождения библиотеки, Появление 10000 читателя).
2. Достижения библиотеки, обнародование показателей, тенденций ее развития.
3. Запуск новой продукции, услуги, проекта.
4. Внедрение новых технологий.
5. Организационные изменения (смена руководящего состава, открытие отдела, сектора).
6. Результаты социологических исследований по важной для общества тематике.
7. Проводимые библиотекой мероприятия и те, в которых приняли участие представители библиотеки (конференции, семинары).
Основные этапы составления пресс-релиза:
1. Заголовок, который должен содержать не более 15 слов. После заголовка рекомендуется указывать место и дату выпуска пресс-релиза.
2. Лидер-абзац, включающий самые важные новости в 40 словах или меньше. Здесь необходимо ответить на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?».
3. Основной текст, в котором раскрываются детали вашей новости — «Как?», «Какие перспективы это имеет?». Придерживайтесь правила: «один абзац — одна подробность». Оптимальный размер каждого абзаца 3-4 строки.
4. Справочная информация, в которой описывается библиотека, ее история, структура библиотеки или проект, которому посвящен пресс-релиз.
5. Контактные лица. Как правило, указывается имя, фамилия контактных лиц, телефон и адрес электронной почты.
6. Полезные ссылки. Данный элемент используется при распространении пресс-релиза в Интернет.
Способствуют повышению имиджа библиотеки, ее престижа и авторитета участие в профессиональных объединениях, участие в работе профессиональных библиотечных съездов, конференций.
В развитии связей с общественностью значительную роль играют специальные издания, в которых отражается жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, публикуются отчеты о деятельности библиотеки. Помимо этого вопросы библиотечной науки и практики широко отражаются в многочисленных периодических изданиях: журналах «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», «Библиотечное дело».
Работники радиоканалов с удовольствием сотрудничают с библиотеками, оказывая рекламные услуги.
В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете — это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.
Создание web-сайта — это продвижение информации на более высокие функциональные уровни, участие в формировании позитивного имиджа библиотеки, привлечение внимания к имеющейся интеллектуальной продукции и оказываемым услугам, обеспечения притока в библиотеку новых заинтересованных пользователей.
Дизайн и стиль сайта, соотношение размеров шрифтов и основного текста, а также количество графики, грамотный способ подачи материала — таковы составляющие в обеспечении удобства пользователя в работе с сайтом, создании благоприятного впечатления о библиотеке и людях, работающих в ней. Обновление сайта — необходимая составляющая продвижения имиджа библиотеки.
Следующим этапом рекламной кампании является ее непосредственная организация или проведение. Проведение рекламной кампании — сложный процесс, в который вовлечены сразу несколько субъектов и объектов управления: библиотека, средства распространения рекламы, пользователи.
Итак, организация рекламной деятельности включает в себя создание рекламной продукции (творческая и производственная часть) и доведение созданных рекламных материалов до пользователей, а также контроль за прохождением рекламы и внесение необходимых изменений.
Библиотечная реклама включает несколько направлений:
— информация о библиотечной сети обслуживаемого района в целях ориентации в ней, о возможностях других библиотек сети (например, о получении требуемых изданий по МБА и т. п.);
— информация о библиотеке и ее структурных подразделениях (филиалах, отделах);
— информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;
— информация об услугах, предоставляемых библиотекой.
По содержанию рекламных сообщений библиотечную рекламу можно подразделить на следующие виды:
1. Адресную, цель которой — информировать население о библиотеке и ее месте расположения. Основной формой такой рекламы является вывеска, сообщающая, что в здании находится библиотека. Наряду с названием библиотеки, вывеска, как правило, содержит информацию о режиме работы библиотеки.
2. Престижную, которая направлена на создание у пользователей представления о библиотеке как о надежном, высококвалифицированном партнере.
В основе престижной рекламы лежит индивидуальный, фирменный стиль библиотеки (бренд), который способствует закреплению положительной установки на библиотеку. Специалисты по рекламе определяют фирменный стиль как набор цветовых, графических, словесных, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство продуктов и услуг.
Фирменный стиль, как правило, представлен деловой информацией, рекламно-информационными печатными материалами, элементами оформления выставок, сувенирной продукцией. Сувенирная продукция, которая чаще всего изготавливается к различным юбилейным датам и событиям в работе библиотеки и распространяется среди реальных и потенциальных пользователей. Среди видов такой продукции — ручка, пакет, значок, открытка, сувенирный конверт, карманные календари и др. Рекламная значимость сувенирной продукции повышается, если она содержит, помимо представленного фирменного облика библиотеки (ее фирменного блока, фотографии здания и т. п.), и некоторые другие (чаще всего адресные) сведения. Например, на почтовой открытке, пластиковой сумке помещаются не только фотографии здания библиотеки или части ее интерьера, но и сведения об ее адресе, режиме работы и т. д.
Самая простая рекламная продукция — это памятки и листовки. Их можно изготавливать своими силами, небольшими тиражами, имея компьютер и принтер. Это, может быть, перечень услуг, список новых изданий, выпущенных библиотекой, дополнительная информация к литературным выставкам, организованным библиотеками. Плакаты — это более сложная в изготовлении продукция. Библиотеками плакаты используются, чтобы привлечь внимание прохожих к крупным мероприятиям в библиотеке.
Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламой, крайне важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой ваша реклама будет восприниматься наилучшим образом. Подбирать цвета желательно так, чтобы они создавали оптимистический настрой. Различают цвета холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый), теплые (красный, оранжевый и желтый), контрастные (красный — зеленый, синий — оранжевый). На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой — фиолетовый — белый — розовый — пурпурный — красный — зеленый — желтый — оранжевый — коричневый — черный.
По отношению к аудитории библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для ее читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей.
Эффективность рекламы зависит и от того, насколько ясно и четко рекламная информация отражает свойства услуги или продукции библиотеки. Реклама должна продавать пользователю не продукцию или услугу библиотеки, а пользу, выгоду, которые он получит, приобретая эту продукцию или воспользовавшись услугой.
Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, ее ресурсов, баз данных, услугами и частотой обращения к ним.
Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа — имидж библиотечных специалистов — непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.
В этикет самопрезентации личности библиотекаря входит ношение бейджа. Оно должно являться стимулом, мотивацией, чтобы выглядеть прилично: как внешне, так и в своих внутренних проявлениях. Библиотекари, прежде всего руководители разных звеньев, начинают активно использовать в профессиональной коммуникации визитные карточки. Знание и применение этикета пользования визитными карточками в профессиональной деятельности — это способ создания делового имиджа, установления, поддержания и укрепления профессиональных и межличностных отношений. Соблюдение этикета в одежде библиотекаря, дресс-кода — проблема весьма актуальна для профессии.
Наряду с традиционным этикетом, библиотекарь должен владеть нетикетом, то есть правилами поведения в электронной среде. Нетикет — «сетевой этикет» (от «net» — сеть). К ним относятся правила работы с электронной почтой, на различных сайтах.
3. Внутрибиблиотечный имидж.
Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.
Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель — это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности. Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна. Многие причины ухудшения социально-психологического климата в библиотеке являются «вечными», поскольку они не зависят от ее типа, величины штата и т. п. факторов (конфликты с руководством, психологическая несовместимость сотрудников и др.). Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.
Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, определяющий правила поведения в ситуациях, когда люди выступают в официальных ролях руководителя и подчиненного.
Служебный этикет формирует стиль отношений в коллективе, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Он включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Знание служебного этикета — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Социально-психологический климат в коллективе складывается благодаря педагогическому воздействию внешней среды. Библиотекарь прибретает опыт работы, усваивает нормы профессиональной морали и начинает оказывать направленное воздействие не только на вновь приходящих в библиотеку работников, но и на коллег, с которыми уже сложились определенные отношения. Благодаря этому получает развитие и система нравственных отношений в коллективе.
Для библиотечной профессии характерен как коллективный, так и индивидуальный труд. Некоторые работники значительную часть своей работы осуществляют в одиночку, ее результаты требуют личной ответственности библиотекаря (запись читателей, прием читательских требований, работа в фонде и др.). Если такие сотрудники не воспринимают коллектив как единое целое, противопоставляют себя другим его членам, возникают нравственные противоречия, могущие приводить к конфликтам.
Решающая роль в предупреждении и разрешении конфликтов, независимо от того, являются ли они деловыми или личностными, принадлежит руководителям библиотеки и ее структурных подразделений. Задача управления конфликтом заключается в том, чтобы стремиться к его скорейшему разрешению, к недопущению того, чтобы конфликт перешел в затяжную форму, когда ликвидировать его будет значительнее труднее.
Причины возникновения конфликтных ситуаций нередко коренятся в недостатках и ошибках управленческой деятельности. В качестве примеров типичных недостатков управленческой деятельности, ведущих к конфликтам, можно указать следующие. Во-первых, это отсутствие или плохое качество управленческой документации, регулирующей деятельность структурных подразделений библиотеки и ее сотрудников (положений, должностных инструкций и т.п.), что приводит к конфликтам, связанным с отказом сотрудников выполнять обязанности, незафиксированные в регламентирующей документации. Другая причина — ошибки в планировании и распределении объема работы между структурными подразделениями и сотрудниками.
Отсутствие у сотрудников библиотеки четкой и ясной информации о том, что и в каких целях планируется, почему принимаются те или иные решения, также приводит к возникновению конфликтов в коллективе.
Одной из причин конфликтных ситуаций в библиотечном коллективе является внедрение в практику тех или иных нововведений по инициативе руководителя, что нередко встречает пассивное сопротивление со стороны сотрудников. Особенно опасными являются решения, связанные с увольнением сотрудника, понижением его в должности, переводом на другой участок работы без его согласия.
Возникают конфликты при проведении аттестации библиотечных работников и по ее итогам — зачастую из-за нарушения администрацией положения о порядке проведения аттестации или необъективной оценки труда библиотечных работников.
Особым видом служебного конфликта является «моббинг». Это слово в библиотечной науке новое, происходит от английского «to mob», что означает кого-либо притеснять, преследовать, грубить, придираться. В подобной ситуации может оказаться любой человек, когда по отношению к нему проводятся негативные действия, преследующие цель нанести моральный ущерб, вытеснить из коллектива. Моббинг наносит тяжелые душевные раны, ущерб индивидуальному и групповому имиджу: изменяется самооценка личности, появляется депрессия — болезнь духа, конфликты. Ухудшается сциально-психологический климат в коллективе.
От последствий моббинга в библиотеке страдают не только ее работники, но и читатели. Ухудшение результатов работы, высокая заболеваемость психосоматическими болезнями приводят к больщой текучести кадров. Моббинг — одна из причин перерастания позитивного имиджа библиотечного коллектива в негативный, что зачастую приводит к появлению негативного имиджа библиотеки.
При разрешении конфликта руководитель должен стремится найти эффективные пути решения проблемы, создавшей конфликтную ситуацию; активно преобразовать ситуацию и найти выход из противоречия. Например, конфликт может быть разрешен путем отказа от принятого управленческого решения, вызвавшего конфликтную ситуацию в библиотечном коллективе, путем его изменения или замены альтернативным вариантом.
Предупреждение конфликтных ситуаций во многом зависит от авторитета руководителя, стиля управления. Создание атмосферы терпимости, справедливости, взаимной доброжелательности прежде всего со стороны руководства библиотеки и более опытных сотрудников ограничивает возникновение конфликтов в коллективе и является средством их эффективного разрешения.
Нравственным в отношениях «библиотекарь-библиотекарь» становится стремление каждого сотрудника скрывать плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики и тем самым поддерживать свой индивидуальный имидж на требуемом уровне. Это моральное целеустремление способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.
Организационная культура представляет собой образ мысли и образ действия сотрудников библиотеки, направленные на гармонизацию отношений в коллективе и создание благоприятного отношения к библиотеке со стороны общественности. Организационную культуру можно рассматривать в трех аспектах: а) как умение и желание каждого сотрудника библиотеки отстаивать ее интересы, способствовать упрочению ее авторитета; б) как благонадежность, лояльность и приверженность своей библиотеке; в) как поведение сотрудника вне библиотеки, включая то, какое впечатление он производит на окружающих. В целом именно организационная культура содействует проявлению основных характеристик имиджа: идентификации библиотеки обществом, отличию от других библиотек и формированию репутации.
С другой стороны, библиотекарь выступает как педагог по отношению к читателям, применяя в практике работы методы воздействия на них в процессе индивидуальных бесед, рекомендации книг. Этим достигается имиджевое воздействие библиотекаря на читателей, что, в свою очередь, требует от библиотекаря повышения профессиональной квалификации, чтобы соответствовать запросам всех категорий посетителей библиотеки.
4.Фирменный стиль библиотеки, теоретические аспекты
Понятие «фирменный стиль» изначально возникло не в библиотечной отрасли, но коллеги активно взяли его на вооружение. Любой организации важно произвести первое впечатление, удивить, обратить на себя внимание. Создавая свой фирменный стиль, библиотеки формируют собственный позитивный имидж, делают узнаваемой свою издательскую продукцию.
Уже доказано, что точно и правильно сформированный образ учреждения улучшает отношение к нему читателей, помогает закрепить их предпочтение, повышает эффективность рекламы в целом.
Если библиотечные специалисты намерены развивать свою работу, им не обойтись без фирменного стиля. По нему станут судить об организации как надежной, солидной, профессиональной.
Лучший вариант - привлечь к разработке собственного стиля специалистов-дизайнеров.
К сожалению, это могут сделать далеко не все библиотеки, и потому многие берутся самостоятельно решать эту задачу. Это возможно. Самое главное - помнить: все элементы имиджа должны быть подчинены единой эстетической идее.
Опираясь на рекомендации ответственного секретаря секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации Марины Криворучко можно выделить несколько этапов разработки собственного имиджа библиотек:
1. Анализ деятельности библиотеки, ее истории, текущего состояния и перспектив.
Для анализа с точки зрения выработки дизайнерского решения нужно использовать все:
• полное название учреждения;
• адрес (с почтовым индексом), номера телефонов (с кодом города), факса, электронной почты;
• банковские реквизиты;
• основные направления деятельности;
• зарубежные контакты;
• основной круг понятий, которыми необходимо оперировать: информация, бизнес, деловая литература, компьютерная техника, скорость, динамичность, качество, партнерство, надежность, актуальность, престиж и т. д. Все эти данные впоследствии так или иначе будут отражены на различных элементах фирменной символики.
2. Анализ конкурентов, партнеров и особенностей библиотечной отрасли.
Анализ вариантов фирменных знаков, отечественных и зарубежных, натолкнет библиотечных специалистов на оригинальное решение и убережет от повторения чужих ошибок. Многие коллеги предпочли стилизованное изображение книги: она то раскрыта, то напоминает парус, то сочетается с известными в данной местности архитектурными элементами, животным, растительным миром, геометрическим орнаментом, символикой компьютерного мира. Порой сложенные вместе тома образуют некую новую композицию. По-разному монтируются эти знаки с логотипами.
Все это необходимо для разработки эффективной стратегии продвижения библиотеки среди пользователей. Нужно позаботиться и о том, чтобы фирменный стиль был новым, то есть непохожим на другие. Он должен «работать» на библиотеку, нести в себе определенную информационную нагрузку.
3. На основе полученной в результате анализа информации формируется единая стилистика эксклюзивного дизайна и создаются предварительные эскизы.
4. Завершающим этапом является выбор одного из вариантов созданного стиля для дальнейшей, детальной проработки всех его элементов и создания пакета материалов, регламентирующих особенности использования элементов стиля библиотеки на любых рекламных носителях.
К основным компонентам фирменного стиля относятся:
• логотип;
• шрифт или набор шрифтов;
• лозунг или девиз (слоган);
• набор цветов;
• полиграфические константы (формат и схема верстки, расположение информации).
Рассмотрим подробнее некоторые компоненты.
Фирменный знак или эмблема - это изобразительные символы. Чем они отличаются друг от друга? Зарегистрированный фирменный знак называется товарным знаком, незарегистрированный - эмблемой организации. Логотип, как правило, выполнен в оригинальной графике, а иногда в своеобразной цветовой гамме. В идеале он должен показывать, что эта за организация, чем она занимается и чем отличается от других.
Очень часто в особом знаке библиотеки находят отражение региональные традиции: экономическая и географическая специфика края, содержательные особенности ее деятельности, своеобразие местного фольклора и пр.
Создание словесно-изобразительного символа учреждения - дело непростое. Прежде всего, нужна идея, подразумевающая поиск связей между библиотекой, ее историей, сегодняшними возможностями и изображенным символом.
Есть и несколько обязательных требований: фирменный знак должен быть лаконичным и воспринимаемым мгновенно, понятным и детям, и взрослым. Его не следует перегружать текстом или усложнять необычным шрифтом. Важно и удачное сочетание цветовой гаммы.
Распространенная ошибка: порой в логотипе на фоне книг гордо красуются аббревиатуры ЦБС. Эти сочетания много значат для библиотекарей, но они мало что говорят не библиотекарям.
При создании фирменного знака (и в дизайне в целом) нужно избегать клише. Не рекомендуется использовать стандартные картинки из наборов Microsoft office. Довольно тяжело быть оригинальным, но все же можно найти более креативные способы для демонстрации уникальности библиотеки.
Слоган - это рекламный девиз, выражающий самую суть содержания деятельности учреждения. Если он удачен, то в сознании потребителя прочно ассоциируется с той продукцией, ради которой придуман. Слоган обязательно несет в себе определенный эмоциональный заряд.
К слогану предъявляют следующие требования:
1. Слоган должен отображать особенности имиджа данной библиотеки, возможно, вызывать ассоциации с названием библиотеки (само название библиотеки может входить в слоган).
2. Фраза, составляющая слоган, должна быть краткой, звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики, то есть легко выговариваться.
3. Слоган должен учитывать психологические особенности целевых групп рекламного воздействия.
4. Слоган не должен допускать двоякого толкования, то есть должен ясно и четко восприниматься на слух с первого раза.
Набор компонентов фирменного стиля включает:
— фирменный или товарный знак (в том числе логотип);
— фирменный шрифт или набор шрифтов;
— фирменный лозунг или девиз (слоган);
— фирменный набор цветов;
— цветовой или композиционный вариант фирменного бланка.
Слоган является важнейшим элементом фирменного стиля. Это своего рода флаг рекламного послания. Он не должен быть большим и включать более 7- 10 слов.
Примеры слоганов:
«Библиотека — это здорово!».
«Банк информации — всегда надежен!».
«Старые традиции + новые услуги!».
«Больше знаний — меньше проблем».
«Путь к успеху лежит через библиотеку!»
«ЧИ-тайм — время читать».
Фирменный набор цветов. Подбор цветовой гаммы, в которой облик библиотеки предстанет миру, непрост. Цвет занимает в создании фирменного стиля важное место.
Выбирая его, как правило, опираются на свои вкусы и пристрастия. Но следует помнить и то, что одни цвета успокаивают, другие возбуждают, третьи никак не воздействуют на человека.
Например: красный символизирует опасность и запрет, стимулирует мозг, но многие его оттенки раздражают; розовый и бледно-голубой ассоциируются с детскими услугами; оранжевый создает атмосферу благополучия и веселья; зеленый успокаивает и т. д.
Фирменные полиграфические константы занимают важное место в рекламных объявлениях.
Например, формат, способ верстки текста, иллюстраций и текстов, используемых в печатной продукции.
Нужно создать дизайн, который бы мог быть использованным в любой среде, и помнить, что все перечисленные компоненты должны использоваться везде и всюду: на визитных карточках, футболках, письмах, сайтах и т. д.
Таким образом, «основной пакет» разработки фирменного стиля должен включать:
• логотип;
• текстовый знак;
• фирменные цвета (цветовую палитру);
• фирменный шрифт.
Фирменный стиль представлен деловой документацией, рекламно-информационными печатными материалами, элементами оформления выставок, сувенирной продукцией.
Оптимальный набор деловой документации может включать
• фирменный бланк письма;
• визитные карточки библиотеки, сотрудников;
• деловой конверт;
• пригласительный билет;
• фирменную папку;
• бэйджи для сотрудников.
Рекламно-информационные печатные материалы могут быть представлены закладкой, листовкой, проспектом или буклетом, плакатом.
Сувенирная продукция библиотеки обычно включает
• ручку;
• сумку-пакет;
• значок;
• липкую аппликацию;
• записную книжку, ежедневник, блокнот;
• открытку;
• сувенирный конверт;
• календарь-плакат;
• бумагу для записей;
• подставку для чашки.
Элементы фирменного стиля могут использоваться и при оформлении специфических библиотечных документов:
• читательского билета;
• читательского формуляра;
• разделителя фонда открытого доступа;
• открытки задолжнику;
• закладки для книги;
• дневника читательских отзывов;
• годового публичного отчета;
• бирки для гардероба.
Веб-сайт тоже считается элементом фирменного стиля.
Все чаще и чаще идея имени и фирменного стиля библиотеки становится частью гораздо более сложного процесса - создания бренда. По существу, они являются основой и духовным началом бренд-идеи библиотеки.
Фирменный стиль библиотеки говорит о многом. Прежде чем приступить к его созданию, рекомендуется разработать бренд-стратегию библиотеки и определить целевую аудиторию.
Библиотечным специалистам необходимо задаться определенными вопросами: хотите ли вы видеть вашу фирму большой и традиционной или современной и эклектичной, ориентированной на технологию или сервис, серьезной или забавной? Какими бы ни были ответы, они должны найти свое отражение в фирменном стиле библиотеки.
Теоретические аспекты «собственного лица» библиотеки, являются первоначальными при создании логотипа с мировым именем, который пройдет проверку временем и станет неотъемлемой частью в процессе строительства вашего бренда. Каждая библиотека должна быть узнаваемой.
Имидж библиотеки: от идеального к реальному
В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.
Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.
В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения.
Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества.
Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть приближены к идеальному.
Исследования, проведенные отечественными библиотеками, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.
Итак, имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах читателя? Давайте рассуждать вместе.
Дизайн
Не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.
Сельская библиотека как информационный, досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным, документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.
Создание привлекательного имиджа библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой. Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства; состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.
Особую роль играет создание фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих многочисленных ролях.
«Содержательная насыщенность библиотечного пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей (включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях, развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его частей», — считает С.Г. Матлина.
Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки. Читатель библиотеки должен без усилий получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.
Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.
Рекомендательный список
Интернет-ресурсы
1. Алексеенко, Т. С. Имидж библиотеки (по материалам исследования, проведенного в Научной библиотеке ТГУ) [Электронный ресурс] / Т. С. Алексеенко // Вузовские б-ки Западной Сибири. Опыт работы : сборник статей / отв. ред. Г. С. Ерохина. – Томск, 1997. – Вып. 23. – С. 61-65. – Режим доступа : http://sun.tsu.ru/mminfo/2012/000025402/000025402.pdf.
2. Борисенко, А. А. Фирменный стиль как средство формирования имиджа библиотеки [Электронный ресурс] : [метод. консультация] / Борисенко А. А., Ромашкина Т. А. // Дальневосточ. гос. науч. б-ка : [сайт]. – Хабаровск, 2011. – Режим доступа: http://www.fessl.ru/docs-downloads/nmo/style.doc.
3. Имидж библиотеки как фактор ее развития : обзор деятельности муниципальных библиотек области [Электронный ресурс] /сост. Н. В. Аверьянова // Тамбов. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина : [сайт]. – Тамбов, 2005–2011. – Режим доступа: http://www.tambovlib.ru/index.php?view=editions.metod.data.imidz_ biblioteki
4. Кулик, О. Н. Фирменный стиль библиотек [Электронный ресурс] / О. Н. Кулик // Республик. науч.-техн. б-ка Беларуси : [сайт]. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://rlst.org.by/izdania/ib110/877.html.
5. Матлина, С. Г. Библионимика. Имя как символ и бренд библиотеки: (постановка проблемы) [Электронный ресурс] / С. Г. Матлина // Науч. электрон. б-ка ГПНТБ России. – Москва, 1995– 2011. – Режим доступа : http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2007 &num=4&art=1.
6. Фирменный стиль библиотеки. Детальная разработка индивидуального стиля библиотеки в контексте рекламной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mydocx.ru/6-13999.html.
7. Штыхван, В. Н. Фирменный стиль как средство позиционирования библиотеки в мегаполисе (на примере ЧОУНБ) [Электронный ресурс] : [метод. консультация] / Штыхван В. Н., Теплова Н. В. // Челяб. обл. универс. науч. б-ка : [сайт]. – Челябинск, 2005. – Режим доступа : http://old.chelreglib.ru:6005/root3/shtyhvan10.pdf.
8. 10 полезных Онлайн сервисов для создания собственных логотипов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.designonstop.com/useful/service/10-poleznyx-onlajnservisov-dlya-sozdaniya-sobstvennyx-logotipov.htm.
Заключение
Современные условия ставят перед библиотеками задачи, которые невозможно решить, придерживаясь лишь традиционных форм и методов работы. Функции библиотек сегодня расширяются, переплетение инновационных процессов с традициями дает новый результат. Как, например, при стремлении библиотеки заявить о себе на долгие годы, поднять свой авторитет в глазах реальных и потенциальных пользователей, широкой общественности, повысить свою популярность посредством одного из основных средств формирования благоприятного имиджа
- создания собственного фирменного стиля. Главное - осознать необходимость нового взгляда на библиотечную деятельность, ведь это единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела.
Таким образом, привлекательный образ библиотеки создается не только содержанием ее деятельности и уровнем обслуживания пользователей. Не менее важным элементом имиджа учреждения является его фирменный стиль.
Однако при создании библиотеками фирменного стиля следует помнить, что он принесет преимущество лишь в том случае, если соответствует реальному образу библиотеки (чуть улучшенному, но обязательно узнаваемому), оригинален, привлекателен для группы целевого воздействия и пластичен.
Имидж - это репутация, представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной ее работы и формируется долгие годы. Поэтому первая для будущих успехов библиотек задача - работа над созданием благоприятного для них имиджа. Но как бы хорошо ни была организована работа по его продвижению, в основе успеха лежит качество самой продукции и услуг, обслуживания пользователей. Именно поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства.
Необходимо расширять номенклатуру информационных продуктов и услуг, повышая тем самым комфортность обслуживания, чтобы в дальнейшем самым надежным средством продвижения, не требующим дополнительных финансовых затрат, стала устная реклама рекомендации постоянных пользователей.
Список использованной литературы
Алтухова Г. А. Речевая культура библиотекаря [Текст] / Г.А. Алтухова. – М. : ИПО Профиздат, 2001. – С. 63 – 92.
Библиотека новой формации: от эксперимента до внедрения (на примере Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д.Федорова) [Текст] : сб. / ред. кол. : В. А. Гаврилко, О. Д. Беклемешева, И. А. Накорякова ; Кемеров. Обл. науч. Б-ка им. В. Д. Федорова. – Кемерово : АРФ, 2006. – С. 74 – 95.
Борисова О.О. Реклама в библиотеке [Текст] / О.О.Борисова. – М : «Либерея – бибинформ», 2005. – С. 3 – 31.
Голубенко, Н. Б. Библиотечное дело: инновации и перспективы [Текст] / Н. Б. Голубенко. – М.: Логос, 2014. - С. 9 – 43.
Езова, С. Коммуникативная среда обитания [Текст] / С. Езова // Библиотека. – 2011. - № 1. – С. 17.
Зверевич, В. В. Экодизайн и пространство современной библиотеки [Текст] / В.В. Зверевич // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. - № 5. – С. 64 – 68.
Каунова, В. Лаборатория творчества [Текст]/ В. Каунова // Библиотека. – 2011. - № 10. – С. 32.
Сабинина, Т. Б. Организационная культура библиотеки [Текст] / Т. Б. Сабинина. – Санкт – Петербург : Профессия, 2014. – С. 78- 92.
Справочник библиотекаря [Текст] /Науч. ред. А. Н. Ванеев. – СПб., «Профессия», 2004. – С. 281 – 317; С. 398 – 405.
Штыхван В. Фирменный стиль, или Реклама как инструмент продвижения чтения / В. Штыхван, Н. Теплова // Библ. дело. - 2007. - 17. - С. 11-13.
Шуминова, И. Пространство дружбы [Текст] / И. Шуминова // Библиотека. – 2014. - № 4. – С. 72 - 76
Имидж библиотеки как фактор ее развития:
методические рекомендации
Составитель:
Комарова Наталья Юрьевна,
методист методического отдела
Формат 210 Х 297 Бумага XEROX Perfect Print.
Гарнитура Times New Roman. Тираж 2 экз.
Муниципальное бюджетное учреждение
«Межпоселенческая библиотека»
Промышленновского района
Методический отдел
652380, пгт. Промышленная, ул.Крупской, 1
email: mb.mbu@yandex.ru