Презентация «Как улучшить социально-психологический климат (СПК) и повысить сплочённость класса?»
Как улучшить социально-психологический климат (СПК) и повысить сплоченность класса?
Что такое СПК? Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние учебного коллектива, отражающее степень удовлетворенности учеников различными факторами жизнедеятельности.
3 "климатические зоны": 3 "климатические зоны": Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов; Вторая - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми; Третья - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Что такое сплочённость классного коллектива? степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений степень приверженности к группе её членов
Групповая сплочённость рассматривается с трёх различных позиций: Групповая сплочённость рассматривается с трёх различных позиций: Взаимное отношение членов группы друг к другу. Групповая сплочённость в этом случае определяется суммой симпатии друг к другу всех участников группы. Привлекательность группы для каждого из её членов. Групповая сплочённость в этом случае определяется суммарной силой факторов, которые удерживают индивидуума в группе. - Ценностно-ориентационное единство. Групповая сплочённость в этом случае определяется степенью совпадения оценок членов группы внешних по отношению к группе предметов и явлений.
Как диагностировать СПК и сплоченность класса? Метод социометрических измерений (социометрия) Примеры вопросов: Если ты выиграл три билета в кино, кого бы ты из учеников класса пригласил в кино? У кого бы ты из класса попросил помощи, совета при выполнении трудного задания? С кем бы ты не хотел сидеть за одной партой?
Как диагностировать СПК и сплоченность класса? 2. Опросники Методика «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) Вопросы: А) Всегда ли ребят вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга? Б) Всегда ли ребята вашего класса помогают друг другу? В) Все ли ребята вашего класса ответственно относятся к учебе?
Как диагностировать СПК и сплоченность класса? 3. Диагностические игры. Примеры: «Потерпевшие кораблекрушение», «Воздушный шар», «Покажите всем классом», «Групповая скульптура/фотография» и т. д.
Как диагностировать СПК и сплоченность класса? 4. Наблюдение за отношениями в классе и анализ речи и продуктов деятельности школьников (рисунки, сочинения).
Проективный тест «Дерево»
Как улучшить СПК и повысить сплоченность класса? Проводить беседы и опросы учащихся. Введение правил школьной жизни. 2. Проведение тренингов и/или игр на уроках, классных часах и выездах с классом; 3. Применение технологии группового обучения «Мозаичный класс».
Игры, которые помогут лучше познакомиться: Игры, которые помогут лучше познакомиться: «Мой девиз»/ «Что я люблю»; «Ветер дует на...»; «Угадай по голосу/прикосновению»; «Постройся по…»; «Возьми конфетку/факты на бумаге».
Игры на сплочение: Игры на сплочение: 1) «Заколдованный лес»; 2) «Болото»; 3) «Слон»; 4) «Прыжок без парашюта»; 5) «Полет» 6) «Что нас объединяет?» 7) «Титаник»
Игры на сплочение 8) «Геометрические фигуры»; 9) «Одинаковое кол-во пальцев; 10) Упражнение «Цирк» (групповой рисунок); 11) «Карусель комплиментов»; 12) Упражнение «Коллективный счет»; 13) «Подарок» 14) «Препятствие» (веревка);
Игры на сплочение 8) «Геометрические фигуры»; 9) «Одинаковое кол-во пальцев; 10) Упражнение «Цирк» (групповой рисунок); 11) «Карусель комплиментов»; 12) Упражнение «Коллективный счет»; 13) «Подарок» 14) «Препятствие» (веревка);
«Мозаичный класс» или технология обучения в сотрудничестве Суть технологии Класс делят на смешенные группы по 5-6 человек. Каждому участнику даётся фрагмент информации, необходимой для решения общей задачи. Кто и где придумал? Э. Аронсоном и его коллегами в одной из школ Остина (штат Техас) в 1971 году впервые опробовали данную технологию
Разные группы «Мозаичные группы» 2. «Экспертные группы»
Роль учителя в организации учебного процесса В мозаичном классе учитель уже не является единственным источником знаний, он делегирует часть ответственности за процесс и результат обучения самим ученикам; Задача - организация групповой работы и помощь в спорных ситуациях; Он слушает, наблюдает, активно перемещается от одной группы к другой.
Этапы работы по технологии: «Мозаичный класс» Подготовка 1.1 диагностика навыков учеников 1.2 выбор подходящего учебного материала 1.3 подготовка комплектов карточек 2) Проведение 2.1 формирование мозаичных групп 2.2 работа экспертных групп 2.3 работа экспертных групп 2.4 проверка усвоения материала 3) Обратная связь
Пример карточки оценки работы группы Пример карточки оценки работы группы 1. Охарактеризуйте одним словом работу своей группы сегодня: _____________ 2. Охарактеризуйте одним словом то, как бы вам хотелось, чтобы группа работала: ___________________________ 3. Все ли принимали участие в работе группы? 4. Все ли в группе старались, чтобы каждый чувствовал себя комфортно? 5. Пытались ли вы помочь каждому почувствовать, что он может высказать свое мнение? 6. Всегда ли вы прислушивались друг к другу? 7. Показывали ли вы, что слушаете друг друга? 8. Когда вам что-то нравилось, говорили ли вы об этом друг другу? 9. Задавали ли вы вопросы друг другу? 10. Выслушивали ли вы друг друга и старались ли действительно ответить на поставленные вопросы? 11. Обращали ли вы внимание друг на друга? 12. Был ли кто-то, кто говорил большую часть времени? 13. Был ли кто-то, кто большую часть времени отмалчивался?
Варианты технологии «мозаичных класс» и где можно пройти обучение Противоположные точки зрения; Чехарда; Мозаичный класс в парах; Мозаичный класс внутри группы. Педагогический университет «Первое сентября». Хухлаев Олег Евгеньевич «Технологии группового обучения. «Мозаичный класс» или Как организовать обучение в сотрудничестве» (6 часов)
Не важно какой способ решения проблемы низкой сплоченности и неблагоприятного СПК Вы выберете, главное не создавайте сами ситуаций конкуренции внутри класса.