Доклад
«Память поколений, которой не будет конца»
(система работы школы по сохранению исторической памяти)
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей...
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Н. Горбачёв
В своём выступлении я рассмотрю проблему сохранения исторической памяти в аспекте воспитания подрастающего поколения. Начну непосредственно с понятия «историческая память», затем расскажу, каким образом решается проблема формирования исторической памяти в нашей школе, назову ключевые дела, мероприятия, конкурсы.
В современной науке существует множество определений категории «историческая память». Большая часть ученых сходятся в понимании ее как «способности общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания об исторических событиях, исторических деятелях, о национальных героях». Она имеет огромное значение для каждого человека, так как является средством передачи от поколения к поколению принятых в обществе систем ценностей. Исследования социологов показывают, что наибольшее значение для сохранения единства национального самосознания для российского народа сегодня имеет историческая память о Великой Отечественной войне. А утрата исторической памяти обществом приводит к драматическим событиям и трагическим последствиям. Примеров тому масса.
В условиях многообразия, которое не всегда благоприятно влияет на молодежь, обществу и образованию нужно найти опору, стержень. Как сказал великий русский физиолог, лауреат нобелевской премии Иван Петрович Павлов: «Воспитание – это механизм обеспечения, сохранения исторической памяти популяции. Воспитание молодежи возможно через историческую память и патриотизм». Но мы знаем, что в наше время нередко искаженные ценности приводят к переписыванию истории, переоценке прошлого. Новые памятники противоречат прежним ценностям. Мемориалы становятся бесхозными, книги оказываются ненужными. Кто же может повлиять на сознание общества? Историки и писатели вносят вклад в возвращение исторической памяти. Литературные произведения, фильмы передают современникам представление о страницах российской истории. На суд обществу преподносятся разное понимание значения революции, гражданской войны и др. событий. Это свидетельствует о том, что историческая память живет активной жизнью. Она вызывает широкий спектр эмоций – восхищение и поклонение, скорбь и страдание, пренебрежение и скептицизм. Как сохранить истину, не потерять главный смысл эпохи остается главной проблемой. В этих условиях еще больше повышается роль и ответственность образовательных учреждений за формирование исторической памяти.
Память - это то, что человек может пронести через годы. Человек, стремясь в будущее, бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился. Но каждый человек - ещё и частица своего народа. Потому есть у нас и общая память. Это незабываемая память народная, историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.
Можно ли понять драматизм и трагизм войны, изучая только труды историков? Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?
Работа по сохранению исторической памяти подрастающего поколения в нашей школе построена таким образом, что охватывает воспитательный и учебный процесс. Большую роль в процессе формирования исторической памяти школьников играют уроки русского языка, литературы, истории.
Анализ учебно-методического комплекса по данным предметам в контексте сохранения исторической памяти показал, что количество часов, отведенных на изучение событий Великой Отечественной войны, а также подбор учебных текстов и заданий не нацелены на сохранение у учащихся исторической памяти. Каждый учитель нашей школы ищет возможности компенсировать данный недостаток. Проводятся предметные недели, уроки внеклассного чтения. Мы, учителя гуманитарных дисциплин, предлагаем всем коллегам обращать внимание на данную тему.
В конце 2012 года Министерство образования России предложило школам список «100 книг» и «100 фильмов», на которые необходимо обратить внимание учащихся. Мною был проведен анализ этих списков. В списке «100 книг» 15 произведений о Великой Отечественной войне, а в перечне «100 фильмов» 17 произведений. В данных списках видна положительная тенденция возвращения исторической памяти подрастающему поколению, они нацелены на то, чтобы молодые люди не забывали свою историю. Смотреть и обсуждать фильмы, читать книги есть прекрасная возможность в рамках реализации внеурочной деятельности.
Посмотрев методическую литературу для учителя, те пособия и учебники, по которым учились дети и преподавали учителя в 60-90 годы 20 века, понимаем, что данному направлению было уделено гораздо больше внимания.
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в школе ведется обширная работа и во внеурочное время.
Ежегодно учащиеся школы выезжают на экскурсии в музеи.
Музей боевой славы Лальской школы предлагает не только тематические экскурсии, но и интересные мастер-классы. Ребятам всегда настолько интересно, что они задают массу вопросов экскурсоводам.
Лальский районный историко-краеведческий музей. В зале боевой славы были представлены находки поискового отряда г. Великий Устюг и другие экспонаты, стена с фотографиями участников Великой Отечественной войны.
Выставочный зал Лальского краеведческого музея часто приглашает на выставки и мероприятия. На фотографии момент мероприятия о военных песнях.
Музейно-выставочный архивно-поисковый научно-исследовательский комплекс «Плацдарм» кировской областной общественной молодежной поисковой организации «Долг». Экскурсию проводит руководитель поисковой группы Семененко Юрий Тимофеевич. Он представил оружие: пулеметы, винтовки, автоматы, пистолеты, минометы, гранаты, осколки бомб и снарядов. В музее есть личные вещи солдат, которые погибли на войне в 1941-1945 годах – медальоны, документы, фляжки, ложки. Под стеклом лежит кусочек красного знамени. По медальонам поисковики определяют бойца, его имя фамилию и город. Еще есть макеты танков Красной армии и Германской армии. Ржавые осколки войны разрешают потрогать руками. В конце экскурсии ребятам дали автомат ППШ и разрешили стрелять по мишеням.
Мемориальный Дом-музей Ивана Степановича Конева в д. Лодейно Подосиновского района. Музейные экспозиции составлены из подлинных документов и личных вещей прославленного Маршала. Фотографии, книга, памятные подарки, а также вещи И.С. Конева, подаренные музею вдовой и дочерью полководца, документы, собранные сотрудниками музея. Развернута экспозиция, отображающая крестьянский быт начала 20-го века. Собраны фотографии и документы земляков Маршала, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и беззаветно трудившихся в тылу.
В Нижнем Новгороде – мемориал «Горьковчане – фронту» и выставка военной техники находятся сразу при входе через Дмитриевскую башню. Здесь под стенами кремля собраны образцы военной техники, выпускаемые в городе во время ВОВ. Всего здесь около десятка единиц, серди которых военные грузовики, броневик, самоходные машины, танк, самолет и даже подводная лодка. А мемориальное панно из фотографий всех воевавших горьковчан особенно трогательно рассматривают и взрослые, и дети.
С ребятами мы во время походов по родному краю повидали малую родину В. Ф. Козлова, С.А. Лычакова. 7 сентября этого года наша туристическая группа побывала в д. Чируховская бывшего Куликовского с/с. С нами был и правнук Героя Сов. Союза, которого я попросила рассказать о Степане Александровиче. Стало понятно, что в семье бережно хранят память о герое, о родном человеке.
Знакомство учащихся в ходе выездных экскурсий с историческим прошлым в разных его проявлениях, безусловно, играет свою роль в формировании исторической памяти. Но какой бы увлекательной и интересной историческая информация ни была, для учащихся она остается только информацией, если не переживается ими, не проходит так называемую личностную примерку.
Поэтому считаем важным формирование внутренней мотивации для обращения к исторической памяти. Для формирования устойчивого интереса учащихся к историческому прошлому педагоги используют подход: «познавая историю - познаю себя». Наиболее успешным данная работа выглядит, если его исходным материалом служит история своего края, своей семьи. Именно подобные лично ориентированные проекты помогают воспринимать историю осмысленнее, личностно значимее.
По инициативе библиотекаря школы в 2016 году началась поисковая работа и написание Книги памяти «Лица Победы». В книге мы собираем материал о людях, воевавших на фронте. В подготовку книги с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Недостаток сведений семейных архивов учащихся компенсируется документальными сведениями интернет-сайтов «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Солдат.ru», «Бессмертный полк».
Мы даже и не подозревали, что можно узнать столько информации. Работая над книгой, ребята по-другому взглянули на историю страны – они воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане как их прабабушки и прадедушки. Сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек, дало возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейной памяти. Каждый год будут приходить новые ученики, они поднимут семейные архивы, и в Книгу Памяти будут вписаны новые имена.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем». Вот и мы тоже хотим позаботиться о нашем будущем, о будущем наших детей.
Одним из оптимальных путей формирования исторической памяти, по мнению коллектива, является участие в творческих конкурсах.
Ежегодно пишем сочинения на конкурс «Подвиг героев», который проводится ежегодно, начиная с 2016 года, по инициативе Рахима Азимова. Лучшие работы участников ежегодно издаются в специальном сборнике сочинений, который направляется в школы и библиотеки региона. Рахим Азимов видит главной задачей конкурса сохранение памяти о тех героях, кто до конца исполняет свой долг, тех, кто проявляет истинное благородство, волю и твёрдость. Ребята «пропускают через себя» все то, что пришлось пережить героям их творческих работ. От этого их сочинения наполнены особенными неподдельным эмоциями и переживаниями. Двое учащихся нашей школы: Шемякин Матвей и Угрюмова Анастасия – становились победителями конкурса и были награждены путёвками в «Артек».
Сложно перечислить все мероприятия, акции, которые проходят ежегодно. Назову лишь некоторые.
Мы активные участники районных фестивалей, научно-практических конференций, конкурса исследовательских и творческих работ «Успеть расспросить свидетелей», районного и областного марафона «Книги Памяти», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войны, конкурса сочинений «Великая Отечественная в война в жизни народов СССР» общественной палаты Кировской области, конкурсов детских рисунков «Подвиг героев глазами детей» и «Великая Отечественная война глазами детей XXI века», районного и областного конкурсов художественного слова «Моя любовь – моя Россия», «Живая классика», в которых для декламации дети выбирают стихи и прозу о войне, областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка» и многих других. У учащихся и педагогов есть публикации в сборниках, на различных сайтах.
В рамках «Декады военно-патриотического воспитания» для учащихся проводится большое количество Уроков Мужества, посвященных военным подвигам. В их подготовке и проведении помогают руководитель Центра правовой информации Гороховская Л. И., культорганизатор РЦКД «Юность» Новикова Л.В., библиотекари детской и районной библиотек, представители военного комиссариата Кировской области по Лузскому и Подосиновскому районам. Часто приглашаем на кл. часы писателя- краеведа Зимиреву М. В.
Нашими гостями бывают ветераны войны и тыла. О военном детстве рассказывал ребятам Нечаев В. И. С каким интересом слушают дети живых свидетелей войны!
В ДК «Юность» смотрели документальный фильм о концлагерях во время Великой Отечественной войны и художественный фильм «Офицеры» с последующим обсуждением. Старшеклассники проводят общешкольные кл. часы для младших классов с инсценированием отрывков из произведений о войне, ходят в детские сады. Так реализуются социальные проекты, направленные на патриотическое воспитание.
В феврале для старшеклассников традиционно проводится конкурс патриотической песни, посвященный Дню Защитников Отечества, в среднем звене – игра «Зарница», а для начальных классов – спортивно-развлекательная программа.
В преддверии праздника Великой Победы наша школа присоединяется к акции «Георгиевская ленточка». Обучающиеся и педагоги носят на груди георгиевские ленточки, как символ уважения к ветеранам и гордости за Великую Победу. Учащиеся вручали ветеранам георгиевские ленточки, которые изготовили сами на мастер –классе. Подарив георгиевскую ленту, дети слышали слова благодарности! Ведь каждая подаренная лента – не просто красочный лоскуток, это символ истории и памяти.
В первой декаде мая обучающиеся и педагоги школы принимают активное участие в праздновании годовщин Победы. Учащиеся изготавливают своими руками открытки и дарят их ветеранам, а также по просьбе Совета ветеранов ребята разносят предоставленные поздравительные открытки ветеранам, проживающим в микрорайоне нашей школы. Не со всеми ветеранами удалось пообщаться лично, но те которые оказались дома в момент визита, произвели огромное впечатление на подрастающее поколение своими оптимизмом и гордостью за Победу. В школе проходят классные часы и праздничная линейка.
Линейку для 5,6,7 – х классов открыла знамённая группа школьного отряда Юнармии, которая торжественно внесла Знамя Победы. Учащихся и учителей поздравил директор школы Вячеслав Владимирович, а учитель нашей школы Филёва Вера Николаевна рассказала о своём дедушке Туманове Н.Т., который является участником ВОВ.
9 мая коллектив школы участвует в праздничном шествии, многие идут в «Бессмертном полку», у памятника войнам - лузянам в карауле стоят лучшие учащиеся школы, читают стихи.
Но на этом забота о ветеранах не заканчивается, оказывается посильная помощь.
Значимым событием 22 июня 2019 года, в День памяти и скорби, стало для юнармейцев, обучающихся и педагогов школы участие во Всероссийской военно-патриотической акции «Горсть памяти». Глава Лузского района Орлов Д.В., ветеран войны Кузьмин И.Г. и представитель юнармейского отряда МОКУ СОШ №2 г. Лузы Пономарева Эля поместили горсть земли, взятую с мест воинских захоронений, в специальный кисет, который с почестями отправили в историко-мемориальный комплекс Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации.
Говоря о формировании исторической памяти как составляющей учебно-воспитательной деятельности школы, хочется отметить роль самих педагогов, прежде всего, как личностей, обладающих определенной культурой мышления, системой ценностей. Наши учителя профессионалы в определенной области знаний, но, прежде всего, это личности с определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями. Педагоги нашей школы несут в себе память о тех годах, а значит боевой подвиг останется запечатлён не только на страницах исследовательских работ, сочинений, в названиях улиц, на мемориальных досках, но и в душах и памяти воспитанников школы №2.
8