12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вячеслав34

Тема: Памяти воинам 264 ОПАБа.


Актуальность: темы заключается в том, что утрачены старые идеалы, моральные ценности, произошло изменение сложившейся прежде системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, цинизм, агрессивность. Важно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства.


Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 7 класс (13 лет)


Цель: 1. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

2. Познакомить учащихся с жизнью и подвигом бойцов 264 ОПАБа в годы Великой Отечественной войны;

3. воспитание чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия.


Задачи:

сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание

прав и свобод личности;

сформировать нравственные основы личности, повысить уровень

духовной культуры;

сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру

и людям;

развивать умение сотрудничать и работать в команде.

Форма проведения воспитательного мероприятия и его обоснованность: «Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия: Предварительные мероприятия подобраны так, чтобы дети смогли познакомиться с историей 264 ОПАБа, его героями.


Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point), частично-поисковый (планирование и систематизация материала), аналитический (выводы и обобщения по результатам классного часа), управление обучением (работа с текстом)

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: Данная методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена классным руководителям для подготовки к классным часам и открытым мероприятиям в рамках воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Ход мероприятия.


Учитель: Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. 75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

(В руках у кл.рук. фотография памятника ополченцам 264-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона)

Ученик: На эти тихие высоты

Взойдут, и вздрогнет тишина.

Как здесь сражались наши роты

Напомнит сразу мне она.

Мне снова вспомнятся обстрелы

И рукопашные бои.

Стояли насмерть карабелы-

Погодки славные мои.

В руках последние гранаты,

Клубился дым, в глазах рябя.

В последний раз друзья-солдаты

Огонь просили на себя.

Дрожали грозно склоны эти,

В огне пылая столько дней.

И нет теперь на белом свете

Высот дороже и родней.

Дороже нет друзей погибших-
Той рощи светлой, молодой,
Что чуть не вся, едва, поживши
Под корень скошена бедой.
Над новой рощей даль крылата,
И ярко плещется заря...
Мы не забыли вас, ребята,
Вы жизни отдали не зря.


Учитель: - Кому знаком данный памятник? (ответы)

Учитель: 264-ый отдельный пулеметно-артиллерийский батальон был создан 16 июля 1941 года в здании Ленинградского кораблестроительного института на базе студентов-добровольцев ЛКИ, рабочих Адмиралтейского завода, завода по обработке цветных металлов. В конце июля батальон был отправлен под Петергоф и вошел в подчинение Красносельского сектора Красногвардейского укрепрайона. Здесь, на участке Старого и Нового Петергофа, деревень Марьино, Ольгино, Санино, Сашино, Костино и Низино нужно было создать укрепленный район с долговременными оборонительными сооружениями. Боеспособность батальона определялась тем, что почти все бойцы имели военную подготовку, а некоторые - опыт боевых действий в финской компании 1939-1940 гг.

Комбатом был назначен Михаил Степанович Бондаренко, политруком - Крысов Михаил Александрович. Бондаренко не был новичком в ратном деле: он участвовал в финской войне и за храбрость был награжден золотыми именными часами Нарком обороны СССР и орденом Красной звезды. Политрук Крысов М.А.- участник гражданской и финской войн.

Начальником артиллерии был назначен Михаил Петрович Черников , его дочь приезжает сюда на 9 мая и в годовщины боев 19-24 сентября.

Инженер батальона Вячеслав Иванович Ботов  ранее сражался в рядах Красной гвардии еще в октября 1917 года, затем воевал в гражданскую войну.

Начальником химической службы батальона был Шелинский Георгий Иванович, который долгое время возглавлял Совет ветеранов 264 батальона.

С 18 июля опабовцы находились в Петергофе - строили укрепления: доты, дзоты, рыли окопы. Лето 1941 года было очень жарким: температура поднималась свыше 30 градусов.

Первый бой был на окраине Красного Села, боевое задание было выполнено.

8 сентября силы вермахта захватили Шлиссельбург и блокировали Ленинград с суши. Попытка взять его штурмом не удалась. Встретив упорное сопротивление немцы перешли к блокаде, которая  продолжалась 900 дней.


Учитель: - Что такое блокада? (ответы)


Ученик: А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы. Тишина:

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалобы слышны.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных

В кастрюлях воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот женщина везёт куда-то мужа

Серая полумаска на лице.

В руках бидончик – это суп и ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа,-

Товарищи мы в огневом кольце:

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На охтинское кладбище везет.


Ученик: Везет, качаясь, к вечеру добраться б:

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят Ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят:

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.


Учитель: С 19 по 24 сентября 1941 года батальон защищал Бабигонские высоты, штаб находился в Розовом павильоне.

20 сентября горячие схватки завязались в районе деревень Низино, Костино и Сашино. Против второй роты и отряда морских пехотинцев немцы бросили 2 полка пехоты и танки. Трое суток ни днем, ни ночью не утихало сражение. Гитлеровцы предпринимали атаку за атакой. Особенно жаркие бои вспыхнули в районе Бельведера. Бойцы бились до последнего патрона, до последней гранаты. Они умирали как герои, но не оставляли своих позиций. Из 18 воинов гарнизона, которым командовал младший лейтенант Д. И. Мейтин, осталось в живых только двое.

На северном скате высоты у Бельведера сражались бойцы под командованием младшего лейтенанта Юрия Никитина. "Дзот окружен. Немецкие автоматчики засыпают нас гранатами через вентиляционные каналы. Бьемся до последней капли крови, но не сдаемся!"- такое сообщение пришло на командный пункт батальона по телефону. Весь гарнизон дзота погиб, уничтожив десятки фашистов.

Утром 22 сентября, после сильной артиллерийской подготовки и ударов авиации, фашисты двинулись в сторону Нового Петергофа. Сражение развернулось на подступах к Розовому павильону, где был штаб батальона. Его оборону возглавил начальник штаба старший лейтенант И. Ф. Мягков. Наши артиллеристы под командованием нашего лейтенанты М. П. Черникова выкатили орудие на открытые позиции и прямой наводкой расстреливали наступавшие цепи немецкой пехоты.

Десятки фашистских солдат погибли от меткого пулеметного огня гарнизона под командованием Бориса Фреймона, находившегося чуть правее Розового павильона.

Однако вражеские автоматчики сумели просочиться к штабу. И здесь свое снайперское искусство показали бывшие студенты Семен Заславский и Виктор Рычкин, которые и сами пали смертью храбрых.

К ночи 22 сентября по приказу армейского командования бойцы-ополченцы взорвали оставшиеся огневые точки и отошли на правый фланг укрепрайона, в лесок у станции Старый Петергоф. Отход бойцов прикрывали дзоты в районе платформы "Фонтаны", гарнизонами которых командовали Владимир Чучман и Абдел Таканаев.

Наши бойцы входе атаки ворвались в Заячий Ремиз, отбили платформу "Фонтаны". Отдельные группы вышли к Розовому павильону, к деревне Сашино, в район Верхнего парка.

В ходе контратаки батальон продвинулся вперед, захватил пленных и трофеи: батарею легких пушек, танкетки, пулеметы, полевые передвижные радиостанции.

Но успех закрепить не удалось, так как в живых в батальоне осталось не более 5% личного состава: из 1100 человек-ополченцев выжили не более 100 человек. Смертью храбрых пали: комбат М.С. Бондаренко, комисар М.С. Крысов, начальник артиллерии М.П. Черников, многие командиры и политруки рот. Борис Потапов погиб у стен Розового павильона, взорвав последней гранатой себя и наседавших на него врагов.

Батальон был расформирован, но выполнил свою боевую задачу - с этого дня на этом участке обороны враг не продвинулся ни на шаг!

Так создавался Ораниенбаумский плацдарм!

Учитель: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.(все встают).


Итог классного часа:

Вопрос: - Какие чувства вы  испытали во время классного часа?

 - Как вы думаете, почему люди помнят об этой трагедии столько лет?


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.