Памятка-буклет для родителей «Военное положение: как говорить об этом с детьми» (6–8 класс)

4
1
Материал опубликован 2 December 2022

А если подросток интересуется войной?

t1670014706aa.png

У подростков часто возникает интерес к смерти, насилию, они могут вести себя агрессивно, выбирать соответствующую одежду – например, в стиле милитари. Они стараются таким образом доказать свою значимость, самостоятельность, взрослость. На этом часто паразитируют те, кто пытается втянуть детей в разные рискованные авантюры − те же «группы смерти».

Главное, чтобы вы перед этим честно поговорили с собой: что вызывает у вас боль, что для вас значит война, что вам особенно трудно принять.

Родитель воспитывает собой − не словами, которые он говорит, а собой. И ребенок это чувствует.

А чего категорически делать не стоит?

Запугивать войной, посвящать в ужасные подробности и совсем страшные картины. Не стоит говорить, что война − это что-то беспросветное, где люди только убивали и превращались в животных.

Ребенку нужно как-то в голове уложить, почему люди совершают такие жестокие поступки. Иначе он решает: «О'кей, в мире все происходит вот так. Ну значит, я сам таким буду». Если мир для тебя жесток, тебе, чтобы выжить в нем, нужно самому встать на сторону насильника — так он может решить.

Важно:

Важно на каждом этапе взросления давать информацию в том виде, в котором она понятна ребенку. Важно сохранить доверие ребенка, чтобы он мог обращаться к родителю с любыми вопросами, чтобы оставался при этом любознательным. Быть родителем – это не сверхтруд и подвиг, но увлекательное путешествие с ребенком, в котором вы постоянно открываете что-то новое в себе и в жизни и вместе отвечаете на самые разные вопросы, в том числе и о войне.

t1670014706ab.png

Буклет для Родителей



«РЕКОМЕНДАЦИ ПСИХОЛОГА»

t1670014706ac.png

«Военное положение: как говорить об этом с детьми»

Автор: педагог-психолог

учитель 1 кв.кат., МОУ ТСШ№ 5

Гавриловчук Е.А.



Тирасполь, 2022г

Объявление военного положения вогнало в панику многих взрослых. Чего ожидать в поведении детей и как защитить их от страха и тревоги

Вопрос войны лучше не поднимать с детьми до 11 лет. Но если вы понимаете, что в школе или среди сверстников эта тема обсуждается, а дома ребенок молчит – значит он боится говорить об этом с вами. Тонко спросите: что ты думаешь об этой ситуации? Что ты чувствуешь, когда слушаешь своих друзей?» (рекомендует психотерапевт Рената Гладовская).

Советы родителям:

1. Успокойтесь сами

Помните инструкции на борту самолета: в случае разгерметизации салона сначала наденьте кислородную маску себе, потом – ребенку.

Дети легко ловят тревогу родителей. Поэтому избегайте разговоров про свой страх и панику в присутствии ребенка. В первую очередь, успокойтесь. Подумайте о том, что сейчас происходит с вами, что вы чувствуете.

2. Поговорите с ребенком

Выясните, что именно беспокоит и пугает вашего ребенка. Пусть он подробно опишет свой страх. Возможно, нарисует его. Это поможет ребенку «прожить» свою фантазию. А после этого - с ней легче справляться.

3. Время с родителями

Выделите хотя бы 10 минут, чтобы побыть с ребенком в состоянии покоя. Никаких уроков или морали в это время. Просто пообщайтесь о том, что важно для вашего ребенка: спорт, игры, книги.

4. Обнимите

На тревогу и борьбу с ней уходит много сил и энергии. Поэтому объятия в этот период должны быть доступны для ребенка в любом количестве. Они важны для ощущения, что ты не один. Вместе мы справимся.

5. Я всегда с тобой

Обнимая, говорите ребенку: «Ты никогда не останешься один». Так вы помогаете родному человечку справиться со страхом одиночества и быть уверенным, что родительская поддержка всегда рядом.

6. Мечтайте вместе

Отвлеките детей со всеобъемлющего состояния страха, из среды, где отовсюду звучат слова «военное положение». Для этого помечтайте вместе – выйдите из состояния страха в светлое будущее. Например, представьте отпуск у моря, или пофантазируйте о новогодних подарках. Возможно, вспомните что-то приятное.


Как успокоить ребенка:

- Слушайте. Внимательно слушайте, что вам говорит ваш ребенок, но также учитесь читать между строк. Спросите, о чем еще он хочет узнать, какие у него есть опасения. Даже если ваш ребенок не всегда хочет о чем-то рассказывать, иногда простые объятья могут успокоить его быстрее любых слов.

- Будьте внимательны. Если ваш ребенок пережил какое-то ужасное событие, у него какие-то проблемы или ему не с кем поговорить, вы должны быть особенно внимательны. О том, что у ребенка стресс, свидетельствуют проблемы со сном, отсутствие аппетита, изменения настроения, ухудшение успеваемости в школе и злоупотребление запрещенными веществами.

- Будьте честными, но не стоит вдаваться во все подробности. Признайте существование проблемы, будьте готовы обговорить все с ребенком, но доступ к источникам информации лучше ограничить. Объясните ему, что не нужно сильно сосредотачиваться на проблемах.

- Сделайте акцент на чем-то позитивном. Расскажите о гуманитарной помощи, о планах реконструкции, о роли служб оперативного реагирования и важности поддержки в тяжелое время.

- Обратитесь за помощью, если это необходимо. Если ребенок сильно переживает и не может успокоиться, обратитесь к детскому психологу.

Важно:

Если все же маленький ребенок услышал слово «война» и спросил у вас – что это? Объясните образно: представь, что кто-то забрал твоего любимого мишку. Вероятно, ты почувствуешь большую злость к этому человеку. Такая злость, за то, что у тебя отобрали – и есть войной».

Дочитали? а теперь обнимите своего ребенка.


t1670014706ad.png


Контакты:

elen.2905@list.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Господи, спаси и сохрани нас и наших детей! Читать жутко, не говоря уже о применении на практике. Спасибо за подготовленный буклет, Елена Алексеевна!

3 December 2022