Фонетико-фонематическое недоразвитие Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка. Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи. Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Заикание Заикание является распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей чаще всего в период наиболее активного формирования речи – в возрасте от двух до пяти лет. Заикание – это такой речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц речевого аппарата. Возникновение этого недуга связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательств, как правило, не проходит. |
Общее недоразвитие речи
Однако, при всём этом общее недоразвитие речи не является признаком того, что ребенок в целом неполноценный или глупый. Зачастую это обычный ребенок, у которого просто наблюдаются речевые проблемы. |
Дизартрия
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. |
|||
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой и автоматизацией звуков. Артикуляционной гимнастикой называют систему повторяющихся упражнений, направленных на тренировку артикуляторного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей. - Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6 – 10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6 – 8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. |
Рекомендации по организации речевого уголка в логопедической группе ДОУ
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам: артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах); мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши; дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.; высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др; фонематический слух: игры на дифференциацию звуков; звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков; игровые упражнения; игры на автоматизацию звуков; лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото; грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.; связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.; грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы. Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий. |
Ольга Владимировна
Шабанова Алёна
Ольга Владимировна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Шабанова Алёна