12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабанова Алёна6667
И я без ложной скромности признаться не стыжусь, что я своей профессией Действительно горжусь.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
5

Буклет-памятка для воспитателя, работающего с детьми с нарушением речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.

Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Заикание

Заикание является распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей чаще всего в период наиболее активного формирования речи – в возрасте от двух до пяти лет.

Заикание – это такой речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц речевого аппарата. Возникновение этого недуга связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательств, как правило, не проходит.

Общее недоразвитие речи


ОНР — это даже не диагноз, а заключение логопеда по отношению к тем детям, у которых наблюдаются нарушения всех компонентов речи: фонетики (неправильное произношение свыше 5 звуков), грамматики (неверное употребление предлогов, нарушение в слоговой структуре слов), лексики (сокращение слов, употребление лепетных вместо правильных и т.п.).


ОНР делят на три уровня: 1 — отсутствие связной речи, звукоподражание; 2 — в речи есть общеупотребительные слова и фразы, но они чаще искажены; 3 — ребенок произносит целые фразы, но в словах слоговые нарушения, речь аграмматична.


Данное недоразвитие часто присуще детям с пониженным слухом, ослабленным здоровьем, психическими или невралгическими расстройствами. Иногда предпосылками становятся осложненные беременность или роды матери. Последствия ОНР связаны с развитием дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).

Однако, при всём этом общее недоразвитие речи не является признаком того, что ребенок в целом неполноценный или глупый. Зачастую это обычный ребенок, у которого просто наблюдаются речевые проблемы.

Дизартрия

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей -дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек).
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят, не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава.

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

 
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой и автоматизацией звуков. Артикуляционной гимнастикой называют систему повторяющихся упражнений, направленных на тренировку артикуляторного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей.
         Она призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические.

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6 – 10 секунд.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6 – 8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Для каждого конкретного звука требуется свой комплекс специальных упражнений.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Нельзя укорять ребенка при неудачах. Только похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Рекомендации по организации речевого уголка в логопедической группе ДОУ

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят: стол, стул,  большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
-наполняемость уголка;
-разнообразие материалов;
-возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
-доступность;
-системность;
-эстетика оформления.

Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:

артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах); 

мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши; 

дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.; 

высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др;

 фонематический слух: игры на дифференциацию звуков; 

 звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков; игровые упражнения; игры на автоматизацию звуков;

 лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото; 

грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.; 

связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы.

Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.

 
Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (5)

Шабанова Алёна, 19.04.16 в 10:51 0Ответить Пожаловаться
Эту памятку мы с коллегами специально сделали, чтоб коротко, ясно и понятно
Ольга Владимировна, 25.04.16 в 20:08 1Ответить Пожаловаться
Супер!!!!!!! Молодцы!!!!! Вот это я называю слаженная работа!!!!!!!!!!
Тихомирова Екатерина Витальевна, 21.06.17 в 22:07 0Ответить Пожаловаться
Достойный материал. Огромное спасибо!!! Возьму себе на заметку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.