Памятка для родителей «Как эффективно общаться с детьми?»
1) Чаще хвалите своего ребенка;
2) Называйте ребенка по имени;
3) Старайтесь не наказывать своего ребенка;
4) Поощрение должно преобладать над наказанием. Поощрять (хвалить, подбадривать) нужно не только за грандиозные достижения, но и за мелкие;
5) Осторожно высказывайте ребенку свои претензии. Прежде чем что-то говорить подумайте. Не горячитесь;
6)Прибегайте к критике только в том случае, если Вы найдете за что можно похвалить ребенка;
7) Когда вы повышаете голос, скажите себе «стоп» и задайте сами себе вопрос: зачем же я кричу?;
8) Старайтесь больше общаться с ребенком, причем Ваше общение не должно носить формальный характер по типу:
Мама: «Как дела?»
Ребенок: «Хорошо»
9) Желательно чтобы Ваше общение с ребенком не ограничивалось разговорами об оценках. Интересуйтесь, что ребенок делал в школе или на улице, с кем общался, что нового видел, чего он хочет, о чем мечтает, какие чувства испытывает к школе, к учительнице, полученным оценкам, одноклассникам, друзьям и т.д.;
10) Если ребенок не хочет рассказывать подробности, старайтесь его разговорить с помощью уточняющих вопросов, например:
Мама: «Что ты сегодня делал в школе?»
Ребенок: «Ничего»;
Мама: «Совсем ничего?»;
Ребенок: «Да»
Мама: «У тебя же были уроки: русский, математика, музыка и т.д. Может вы на уроках пели песни, читали рассказы и т.д.?; Какие песни тебе понравились? и т.д.».
11) Принимайте и любите своего ребенка безусловно (то есть без всяких условий). В независимости от того, что натворил Ваш ребенок, он не заслуживает того, чтобы от него открещивались и перестали любить;
12) Старайтесь не устраивать допросов и не начинать общение со своим ребенком со слова почему. Вместо «почему» лучше использовать конструкцию «с чем связанно». Например, вместо «почему ты не сделал уроки?», лучше спросить: «с чем связанно то, что ты не сделал уроки?»;
13) Старайтесь не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните, что ребенка можно сравнивать только с самим собой;
14) Замените «Ты» - высказывание на «Я» - высказывание. Например, вместо слов: «вое поведение ужасное», целесообразнее сказать: «меня расстроило твое поведение»;
15) Старайтесь не использовать жестких конструкций: надо, должен, обязан. Замените их на более мягкие: желательно, хотелось бы, хорошо бы и т. д;
16) Научитесь «слышать» Вашего ребенка, то есть внимательно слушать, не перебивать его, не отвлекаться, когда разговариваете с ребенком;
17) Проявляйте эмпатию (посмотрите на мир глазами своего ребенка), понимайте и отражайте чувства ребенка.
Рекомендуемая литература
1) Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети/подростки слушали, и как слушать, чтобы дети говорили? 2015.
2) Гиппенрейтер Ю. Почти все книги))
3) Петрановская Л. Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения. АНО «Студия-Диалог».
4) Суркова Л. Воспитание и общение: как найти общий язык с ребенком. – М.: АСТ, 2016.
5) Суркова Л. Богуславский А. Договоримся?!. Психологическая игра для всей семьи.