Памятка для родителей по профилактике дезадаптации (5 класс)
Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению «худшего»;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
нежела6ние выполнять домашние задания;
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
жалобы на те или иные события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость, постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная – низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциальность).
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная – тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.
5. Соматическая – отклонения в здоровье.
Чем можно помочь ?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:
Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю. ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
выражения лица (улыбка, кивок, смех).
Золотые правила воспитания для родителей:
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом
Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства, почаще ставьте себя на его место
Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым удачливым
Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример
МАОУ «Лицей №3» г.Чебоксары
«Профилактика школьной дезадаптации»
педагог – психолог Зеткина Н. В.
Чебоксары 2013 г.