Памятка «Звуко-буквенный разбор»
Звукобуквенный разбор слова
1.Записать слово, разделить на слоги (/), поставить в нём ударение.
2.Записать слово звуками.
3. Записать слово буквами по вертикали, указать какой звук обозначает каждая буква.
4.Посчитать количество букв, звуков, слогов.
5.Охарактеризовать каждый звук:
Согласный (согл.) | Гласный (гласн.) |
Звонкий (зв.) или глухой (глух.) | Ударный (ударн.) или безударный (безуд.) |
Твёрдый (тв.) или мягкий (мягк.) |
Внимание!
[б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [з]- [с], [д]- [т], [ж]- [ш]- парные по глухости – звонкости.
[й], [р], [л], [м], [н] – звонкие.
[ц], [х], [ч], [щ] – глухие.
[ж], [ш], [ц] – всегда твердые
[й,], [ч,], [щ,] – всегда мягкие
Буквы Е, Ё, Ю, Я – могут обозначать два звука
1.в начале слова: ель [й,эл,]
2.после гласного: голубая [голубай,а]
3.после Ь: ружьё [ружй,о]
4.после Ъ: объём [абй,ом]
Пример:
Веселье – ве/се/лье [ в, и с, э л, й, э]
в [в,]- согл., зв., мягк.
е [и]- гласн., безуд.
с [с,]- согл., глух., мягк.
е [э]- гласн., ударн.
л [л,]- согл., зв., мягк.
ь [-]
е [й,]- согл., зв., мягк.
[э]- гласн., безуд.
____________________________
7 б., 7 зв., 3 слога
Пример:
Ложка – ло/жка [ л о ш к а]
л [л]- согл., зв., тв.
о [о]- гласн., ударн.
ж [ш]- согл., глух., тв.
к [к]- согл., глух., тв.
а [а]- гласн., безуд.
____________________________
5 б., 5 зв.,2 слога