Занятие на дифференциацию звуков «Звуки и буквы Ч-Т»

1
0
Материал опубликован 6 December 2017 в группе

Тема: Звуки и буквы Ч-Т


Цель: дифференциация звуков и букв Ч-Т

Задачи:

1.Учить вычленять звуки из слов.

2. Развивать умение сравнивать по артикуляции (рассмотреть звуковой состав аффрикаты ч: слитно произносимые компоненты [т' ], [щ']).

3. Развивать умение дифференцировать звуки в словах-паронимах (сопоставление слов по смыслу и звучанию, составление устных предложений с ними).

4.Воспитывать дружеские отношения.

Материалы и оборудование: тетради по количеству учащихся, настольные зеркала по числу учащихся, карточки.

Ход занятия

Этап

занятия

Логопед

Ответы детей, их действия

Примечания

1.Орг.

момент

-Здравствуйте. Откройте тетради, пропустите две строчки, запишите число.

Закройте тетради и уберите на край стола.

Послушайте стихотворение.

Черепаха обещала
Через Час придти к вокзалу.
Черепаха шла да шла,
ЭлектриЧка Час ждала.
Черепаха опоздала -
ЭлектриЧка отошла.

-Какой звук слышится чаще?

-Послушайте следующее стихотворение и скажите, какой звук слышится чаще?

-Тот, кТо сделал первый Торт,
Был, наверно, очень горд.
Был То, без сомнения,
Мамин День рождения.

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

-Правильно, тема нашего занятия звуки и буквы Ч-Т

Дети выполняют задания логопеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук[Ч ]

 

 

 

 

 

 

Звук [Т]

Звук[Ч ], звук [Т], буква ч, т.

 

2.Основная часть

Цель: развитие артикуляционной моторики (развитие подвижности губ; развитие направленной воздушной струи, развитие подвижности языка; для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

-Возьмите зеркала, выполним артикуляционную гимнастику.

1. «Улыбка – Трубочка» удерживаем улыбку 3 – 5 секунд, вытягиваем губы вперед трубочкой, удерживаем губы в таком положении  3 – 5 секунд.

Следите, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2.«Футбол».

Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

3. «Чистим зубки 2»

Следите, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

  

4. «Грибок»

Следитье, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.

 

5. «Вкусное варенье»

нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

 

Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.

 

6. «Чашечка»    

Внимание: Следим, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

 Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

 7.«Лошадка»

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

Дети выполняют гимнастику вместе с логопедом

 

1.Дети ставят верхние зубы на нижние, растягивают губы в улыбке, показав все зубы;

вытягивают губы вперед трубочкой.

Выполняют переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

 

 

 

 

2.Дети вытягивают губы вперед трубочкой  и длительно дуют на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

 

 

 

3.Дети открывают рот и кончиком языка «чистят» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны.

 

 

 

 

 

4.Дети улыбаются, показывают зубы, приоткрывают рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открывают рот. Тогда язык напоминает тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

 

 

 

 

 

5.Дети слегка приоткрывают рот и широким передним краем языка облизывают верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Дети улыбаются, приоткрывают рот, кладут широкий край языка на нижнюю губу, приподнимают все края языка вверх. Удерживают 5-10 секунд.

 

 

7.дети улыбаются, щёлкают языком.

 

Цель: Дифференцировать звуки в словах

-Ребята, я буду называть слова. Если в слове есть буква Т- вы поднимаете карточку с этой буквой, а если в слове есть буква, то вы показываете карточку с буквой Ч.

качели, хотели, утёнок, ученье, перочинный, картина, бочонок, котёнок, плетёный, печёный, почётный, круча, крутит, сверчок, потёк.

-Дети поднимают карточки с соответствующей буквой.

 

Определите место звука в словах (по цифровому ряду):

ч — стучал, чучело, точечки, столичный, тысяча, распечатал, стручок, чемоданчик, торчать, чересчур, находчивый, чистосердечный, течёт;

т - терпеть, тетерев, потерять, тяжесть, часть, требовать, чтение, учитель, третий, увеличить, теребить, четверть, тюбетейка, чистить.

Дети поднимают нужные карточки

 

Цель: Дифференцировать звуки в словах

-я продиктую вам глаголы, а вы запишите их в два столбика в соответствии с вопросами.

что делать?

что сделать?

приучать

приучить

Различать, различить, получать, получить, встречать, встретить, приручать, приручить, отмечать, отметить, включать, включить.

Работа в тетради

 

Физминутка

Цель: снятие мышечного напряжения.

Тик да тик часы стучат.

Целый день вперёд спешат.

Три часа на них сейчас,

А теперь вот 6 как раз.

Снова тикают часы

9 нам пробьют они.

У часов тяжёлый труд

Всё они идут, идут.

Дети встают около парт.

Наклоны влево-вправо,

Повороты туловища влево-вправо,

Прыжки на месте,

Покачивание головой,

Ходьба на месте.

 

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики.

Тесто ручками помнем,

Сладкий тортик испечем.

Сеpединку смажем джемом,

А верхушку — сладким кpемом

И кокосовою кpошкой

Мы присыплем торт немножко

А потом заваpим чай —

В гости друга пpиглашай!

Сжимаем-разжимаем пальчики;

Как будто секс тесто;

Круговые движения ладонями по столу;

Круговые движения ладонями друг об друга;

Сырьем "крошку" пальцами обеих рук;

Одна рука пожимает другую.

 

Закрепление полученных знаний

Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные буквы ч и г.

В тетрадь записываем только буквы, через запятую.

Буквы разные писа-ь

Тонким перышком в тетрадь

у-ат в школе...

Вы-ита-ь и умножа-ь,

малышей не обижа-ь

К -етырёмприбави-ь два,

по слогам -ита-ь слова у-ат в школе...

Книжки добрые люби-ь и отзыв-ивыми бы-ь

у-ат в школе, у-ат в школе, у-ат в школе!

Т, ч, ч, т, т, т, ч, т, ч, т, т, т , ч, т, ч, ч, ч.

 

Заключение

Что сегодня мы делали на занятии?

Что нового вы узнали?

Что интересного было на занятии?

Как вы оцениваете свою работу на занятии? Почему?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

 

Источники:

1.http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-na-bukvu-ch.html

2.http://razviwaika.ru/alfavitnye-fizminutki-bukva-ch/

3.http://www.7ya.ru/article/12-palchikovyh-igr-dlya-doma-prazdnika-razvivayuwih-zanyatij/

4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.