12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порошина Ольга Анатольевна16585
Более 20 лет работаю учителем-логопедом, педагог дополнительного образования
Россия, Тамбовская обл.
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
13

Дидактический материал на тему «Звуко-буквенный анализ слов. Буквы е,ё»

Сказка «Почему буква Ё всегда ударная».

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у нее на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в другую букву - букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.

Где ёж?

Убежал от друзей

Без оглядки.

Сказал:

- Поищите!

Играю я в прятки.

Сначала в норе

Ёж укрылся

В одёжке.

Затем покатился

Клубочком

По стёжке

Нашёл под берёзкой

Кудряшки – серёжки.

Решил подарить их

Мальчишке Серёжке

А дальше?

А дальше и вы

Поищите.

Где ёж?

Догадались?

Да он в алфавите!

А Б В Г Д Е Ё Ж З И

Й + О = Ё

Мёд                 Пьёт

Ёлка                Льёт

Ёжик              Подъём

Поёт

 

 

   РЁ          ЛЁ         СВЁК          ВЁТ

 

ЛА               ПО… Т

ПЛЫ…          СЕ …ЖА

ЖИ…            САМО …Т

1.Отгадайте кроссворд. Запишите в клеточки слова – ответы со слогом – СЁ-.

             
   

с

       

 

           
             

- радостный

- сельское поселение

- узкая лента

- маленькая сосна

2.Вставьте пропущенные буквы в слова и прочитайте предложения. Восстановите и запишите текст. Укажите в словах место и роль буквы Ё.

 

Его прин – с ветер. Мальчик выкопал ножом ямку. Между стволами сосен раст –т топол – к. Митя решил пересадить топол – к. Теперь  топол – к будет расти. Потом Митя полил деревце водой. Туда он перен - с топол – к.

Тополёк

Между стволами сосен растёт тополёк. Его принёс ветер. Митя решил пересадить тополёк. Мальчик выкопал ножом ямку. Туда он перенёс тополёк. Потом Митя полил деревце водой. Теперь тополёк будет расти.

Раннее апрельское солнце разбудило лес. Ветерок несёт по лесу осенние запахи. Он разбудил _ жика. Под его лучами растаял снег и л _ д. На ней зел _ ная молодая травка. Вот по лесу пробежал вес _лый руче_к. Колючий _ жик выбрался на лесную полянку. Под ветками была т _ плая влажная земля. Он стряхнул сухие листья и посмотрел вокруг. Рядом на берёзке запел скворец.

Ёжик

Раннее апрельское солнце разбудило лес. Под его лучами растаял снег и лёд. Вот по лесу пробежал весёлый ручеёк. Он разбудил ёжика. Колючий ёжик выбрался на лесную полянку. Он стряхнул сухие листья и посмотрел вокруг. Под лапками была тёплая влажная земля. На ней зелёная молодая травка. Рядом на берёзке запел скворец. Ветерок несёт по лесу весенние запахи.

3. Игра «Четвёртый лишний».

- корова, собака, ёжик, кошка;

- мак, роза, тюльпан, ёлка;

- телёнок, утёнок, гусёнок, кукушонок.

4. Найдите в задании слова – предметы и слова – действия. Укажите место и роль буквы Ё.

Жизнь – живёт, печка – печёт, песня – поёт, полив – польёт

5. Отгадайте загадки. Составьте из отгаданных слов словосочетания.

Не заботясь о погоде                              Я прихожу с подарками

В сарафане белом ходит,                        Блещу огнями яркими,

А в один из майских дней                       Нарядная, забавная,

Май серёжки дарит ей.                           На Новый год я главная.

 

Й + Э = Е

СНЕЖИНКА         ПЛАТЬЕ

ЕЛЬ                  ПОБЕДА

ПОЕЗД               ЕЗДА

ПОДЪЕЗД          БЕГЕМОТ

ЗДОРОВЬЕ         ЛЕБЕДЬ

МЕДАЛЬ           СЪЕЗД

КРЕНДЕЛЬ        ДВОЕ

МЕНЮ

1.Измените слова так, чтобы в них появилась буква Е. Например:

ЛОТО - ЛЕТО              МАЛ - МЕЛ

РУКА                          САЛО -

ПОЛ                           СОНЯ -

ЛУНА                          ОХАТЬ -

ЛИСА –

2.Прочтите строки стихотворения и постарайтесь восстановить их порядок. Укажите мягкие согласные, после которых стоит гласная Е.

Ем я кашу и сметану,

Всё же драться я не стану,

Только ты ко мне не лезь,

У меня силёнка есть.

Егорушка - Егор

«Снимите с забора

Полез через забор,

Висит и голосит:

Бедного Егора!

Использованная литература:

1.Волина В.В. "Праздник букваря" М, АСТ-ПРЕСС, 1995

2.Костылева Н.Ю."200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет"М,2005

3.Мазанова  Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М, Издательство ГНОМ и Д, 2006

4. Сергина Н.М,Кот Т.С "Логопедическая азбука"М,АСТ Астрель, 2007

5.Цуканова С.П, Бетц Л.Л. "Я учусь говорить и читать"М, Издательство ГНОМ, 2015

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 15.12.18 в 16:50 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.