Буквенная головоломка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемые образцы заданий «Марсианский язык» предполагают совершенствование навыка чтения младших школьников: технической стороны и понимания прочитанного. Кроме того, формирование вероятного прогнозирования при чтении, развитие функции анализа и синтеза буквенного состава слова, позволяют предупредить нарушения чтения при автоматизации навыка.
Задания такого рода можно использовать на уроках чтения в качестве разминки, либо для закрепления понимания содержания текста. В этом случае за основу берётся фрагмент читаемого произведения.
На уроках по ознакомлению с окружающим миром, они помогут не только расширить представления об окружающем, но и заинтересовать в изучаемой теме. Для расшифровки целесообразно использовать дополнительный к изучаемой теме текстовый материал.
На занятиях по развитию речи, задания «Марсианский язык» позволят разнообразить привычные упражнения, внести игровой момент в систему типовых заданий.
СУТЬ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ – БУКВЕННЫХ ГОЛОВОЛОМОК.
Меняется порядок букв, слогов в слове (для 1класса), во фразе (для 2класса), в тексте (для 3-4классов). Объём текстов, сложность слов, фраз подбирается в соответствии с уровнем развития класса.
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ – БУКВЕННЫХ ГОЛОВОЛОМОК
«МАРСИАНСКИЙ ЯЗЫК».
1 КЛАСС.
Расшифруй слова марсианского языка. Вставь их в нужное предложение по смыслу.
СЕНЬО ТЫЦВЕ ТЫКУС
_________ наступила,
Высохли _________
И глядят уныло
Голые ___________.
(Плещеев)
Расшифруй слова марсианского языка. Раздели текст на предложения. Поставь в конце каждого предложения нужный знак.
НОКУТЁТ Тишка.
У КИУТ Тинки утята она учит их плавать НОКУТЁТ Тишка самый храбрый он первый бросился в ДУВО
2 КЛАСС.
Расшифруй слова марсианского языка. Составь и запиши связанный текст из деформированных предложений. Подбери к тексту название.
жалобно, в, РЕВДЕЯ, стонут, СУЛЕ
голым, мчится, по, ЛОДХОНЫЙ, ветер, МВЕТВЯ
зима, уже АПРИШЛ, настоящая
УШКИВЕРХ, он, ЕВРЕВЬДЕ, качает
3-4 КЛАСС.
Расшифруй слова марсианского языка. Ответь письменно на вопросы к тексту.
В ЕЛОГБЕР.
Всю СЕНЬО медведь БРДОИЛ по лесу. Он ел сладкие НИРОК растений, ДЫГОДЯ. Жир нагуливал.
Стало ЕЕЛОДХОН. В лесной ШИГЛУ медведь нашёл ОЛЬШБУЮ ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой, ОЙДУШИСТ хвоей, сухим мхом. Потом натаскал ЕТВОК и закрыл вход. Это АЛОГБЕР – медвежье жильё.
Залегает ЕДЬВМЕД в ЕЛОГБЕР ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснёт ЕДЬВМЕД. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
Вопросы к тексту.
Чем занимался ЕДЬВМЕД СЕНЬОЮ?
Как понимаете выражение РЖИ нагуливать?
Как называется медвежье ЁИЛЬЖ?
Расскажите, как ЕДЬВМЕД готовил УЛОГБЕР?
когда он залегает в УЛОГБЕР и когда засыпает?
Екатерина Морозова