Учебно-методические материалы по русскому языку «Пишем сочинение-рассуждение» (11 класс)
Композиционная схема сочинения (задание 25)
Композиционная часть сочинения |
Номер абзаца |
Содержание и объем |
Вступление |
1 |
Автор и тема исходного текста. |
Проблема |
2 |
Основной вопрос, поставленный в тексте. |
Комментарий |
3 |
Прокомментировать ход мыслей автора. |
Позиция автора |
4 |
Ответ автора на поставленный вопрос. |
Собственная позиция |
|
Доказательства. |
Заключение |
7 |
Вывод. |
1. Вступление |
Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...) Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и... Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки). В центре внимания автора (находятся)... Главные усилия автора направлены... Виды вступления: вопросно-ответное единство цепочка вопросительных предложений. назывное предложение риторический вопрос цитата парадоксальное высказывание |
2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. |
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Речевые клише: Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему Касается .. проблемы. Уделяет внимание ... проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения Автор затрагивает проблему... Много места уделено проблеме... Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор очень эмоционально отстаивает идею... Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ... Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою). |
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста |
К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная… Насколько проблема злободневна? Что делает её злободневной? Традиционна ли эта проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? Кому приходилось обращаться к данной проблеме? Об этом много пишут … Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ... Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. |
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? |
Средства выражения авторской позиции Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль…, …- Так определяет автор своё отношение к … Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует… Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция… Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор); Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений; Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...; Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы; Автор убеждает читателя в правоте своей позиции; Автор показывать негативную сторону нашей жизни; В словах автора звучит мнение большинства людей; Автор пытается найти в читателе единомышленника; Автор пытается понять, почему ...; Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо; Изучая проблему, автор приходит к выводу, что… Автор позиция ясна: … - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни; Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому |
5-6. Моя позиция +2 аргумента |
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против особенно близка мне мысль автора о… ; мне близка позиция автора по отношению к … ; согласен с автором в том, что… ; вполне согласен с мыслями автора о… ; нельзя не согласиться с автором в том, что… ; автор прав, утверждая, что… осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ; мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ; мысли автора о… близки мне, однако… ; позволю себе не согласиться с автором в том, что… на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ; Возможно, не все верно (правильно, безупречно...) В отличие от автора, я считаю, что... Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения; Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... Писатель упускает из виду (пренебрегает)... На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что... Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным. К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами. Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения. В качестве аргументов могут выступать: а) логические доказательства, доводы; б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг; в) мнения авторитетных людей, цитаты и др. Вспомним… Это подтверждается … В доказательство можно привести ещё и такой аргумент… Пример из литературы По выбору учащегося, можно из личного опыта |
8. Заключение |
В заключение хотелось бы отметить... Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. .. На мой взгляд, статья (очерк) предназначена... Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… Таким образом, нельзя не согласиться… |