12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суханова Елена842
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
5

Учебно-методические материалы по русскому языку «Пишем сочинение-рассуждение» (11класс)

 

Композиционная схема сочинения (задание 25)

Композиционная часть сочинения

Номер абзаца

Содержание и объем

Вступление

1

Автор и тема исходного текста.
2-4 предложения.

Проблема

2

Основной вопрос, поставленный в тексте.
2-4 предложения.

Комментарий

3

Прокомментировать ход мыслей автора.
6-10 предложений.

Позиция автора

4

Ответ автора на поставленный вопрос.
1-3 предложения.

Собственная позиция
Первый аргумент
Второй аргумент


5
6

Доказательства.
8-12 предложений.

Заключение

7

Вывод.
2 предложения.

1. Вступление

Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...

Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

В центре внимания автора (находятся)...

Главные усилия автора направлены...

Виды вступления:

вопросно-ответное единство

цепочка вопросительных предложений.

назывное предложение

риторический вопрос

цитата

парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише:

Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

Касается .. проблемы.

Уделяет внимание ... проблеме.

Над какой-л. проблемой думать, работать.

Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

Автор затрагивает проблему...

Много места уделено проблеме...

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор очень эмоционально отстаивает идею...

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…

Насколько проблема злободневна?

Что делает её злободневной?

Традиционна ли эта проблема или нова?

Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…,

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

В словах автора звучит мнение большинства людей;

Автор пытается найти в читателе единомышленника;

Автор пытается понять, почему ...;

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Автор позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому

5-6. Моя позиция +2 аргумента

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против

особенно близка мне мысль автора о… ;

мне близка позиция автора по отношению к … ;

согласен с автором в том, что… ;

вполне согласен с мыслями автора о… ;

нельзя не согласиться с автором в том, что… ;

автор прав, утверждая, что…

осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;

мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;

мысли автора о… близки мне, однако… ;

позволю себе не согласиться с автором в том, что…

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

В отличие от автора, я считаю, что...

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве аргументов могут выступать:

а) логические доказательства, доводы;

б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Вспомним…

Это подтверждается …

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

Пример из литературы

По выбору учащегося, можно из личного опыта

8. Заключение

В заключение хотелось бы отметить...

Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Таким образом, нельзя не согласиться…

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.