Программа факультативного курса по русскому языку «От теории к практике написания сочинения-рассуждения» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 20 November 2016

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа № 2

Согласовано:                                                                                                Утверждаю:

_______________                                                                           __________________

Председатель УС                                                                                    Директор школы:

 

ПРОГРАММА

ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ

ВЫПУСКНИКОВ К НАПИСАНИЮ ЧАСТИ С ПО

 РУССКОМУ ЯЗЫКУ :

«ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ»

                                                                                                                   Составитель:

                                                                                                          учитель русского языка

                                                                                                          и литературы

                                                                                                         высшей квалификационной

                                                                                                         категории

                                                                                                        Яковлева Елена Николаевна

с.Омутинское

2016 год.

 

Пояснительная записка.

Несмотря на то, что итоговая аттестация в формате Единого Государственного Экзамена уже приобрела штатный формат, педагоги овладели современными приемами успешной подготовки выпускников к сдаче экзамена по русскому языку, наибольшие трудности у выпускников вызывает написание части С - сочинения-рассуждения ( рецензии) по предложенному тексту.

В целом задания к тексту представляет собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и является заданиями повышенного уровня сложности. Возникающие трудности связаны с несколькими факторами: недостаточной коммуникативной компетенцией старшеклассников, сформированностью рецептивных и продуктивных коммуникативных умений:

-умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, -создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного,

- умения последовательно излагать собственные мысли,

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка,

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

А также недостаточным количеством учебных часов, так как анализ одного текста предполагает занятия в рамках одного занятия, что невозможно осуществить в рамках предмета.

Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык».

Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 30 часов, носит сугубо практический характер. Наиболее оптимальная форма реализации данной программы- малая группа учащихся( не более 10 человек), так как это количество учащихся позволит более качественно включить каждого в творческий процесс создания сочинения-рассуждения.

В качестве литературных текстов используются:

- тексты, входящие в программу по литературе общеобразовательного учреждения, но интерпретируемые с нового взгляда , так как изучались в 5- 7 классах;

- тексты , не входящие в обязательную программу по литературе для общеобразовательных учреждений.

Значимость этой части в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить коммуникативную компетенцию выпускников, оценить их практическую грамотность.

Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию повышенного уровня сложности задания: сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи.

Совершенствовать умения:

-   понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

-   определять тему текста, проблему, авторскую позицию;

- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

- комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст ( иллюстрирование);

- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, грамотно вводить в рассуждение аргументы;

-  выбирать необходимый стиль и тип речи;

-  отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

-  соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.


Методы и формы обучения:

- эвристическая беседа,

- проблемные задания,

- выполнение творческих работ,

- практикумы, работа с текстом,

- анализ языкового материала,

- работа с таблицей,

- групповая работа,

- написание сочинения-рассуждения,

- исследование,

- редактирование,

- самоанализ, взаимоанализ работ,

- моделирование,

- стилистический анализ,

- отбор необходимого материала,

- систематизация изученного материала,

-работа с Интернет-ресурсами

2.Содержание программы

 

Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час).

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Практическая работа по оцениванию сочинений . Знакомство с Демо-версией.

Тема 2. Проблема текста (6 часов).

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Тема 3. Комментарий к проблеме (5 часа).

Комментарий, иллюстрации.Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

Тема 4. Авторская позиция (4 часа).

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

Тема 5. Аргументация собственной позиции (6 часов).

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале.

Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.

Тема 7. Речевое оформление сочинения (4 часа).

Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или  слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.

3.Учебно-тематическое планирование

тема занятия

художественное произведение

1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

 

2

Тема, основная мысль текста, проблема

Е.И.Носов «Кукла»

- проблемы воспитания;

-проблема памяти о ВОв;

-проблема нравственного выбор.

3

Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

- проблема взаимоотношений человека и природы;

- проблема неравнодушного отношения к своему делу;

- проблема нравственного выбора- благодарности.

4

Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах.

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»

-проблема нравственного выбора;

-проблема русского характера;

- проблема отношения к языку;

-проблема истинного патриотизма;

проблема отношений к памятникам культуры.

5

Способы формулирования проблем

В.Закруткин «Матерь человеческая»

- Проблема женщины на войне.

- Проблема истинного патриотизма;

- Проблема предназначения женщины;

-Проблема ответственности за судьбу своей Родины.

6

Типовые конструкции для формулирования проблемы.

В.П.Астафьева «Мальчик в белой рубахе»

- проблема ответственности за окружающих;

- проблема материнской любви;

-проблема раннего взросления детей;

- проблема памяти прошлого нашей страны.

7

Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Е.И.Носов «Живое пламя»

-проблема героизма в годы Великой Отечественной войны;

-Проблема человеческой памяти;

8

Комментарий, иллюстрации

Г.Щербакова повесть «Вам и не снилось»

-проблема взаимоотношений отцов и детей»;

-проблема юношеской любви;

-Роль учителя в жизни подростков.

9

Типы комментария: текстуальный и концептуальный, подтекстовая.

Дёгтев «Выбор»:

-проблема человека на войне;

-проблема поиска смысла жизни;

-проблема взаимоот ношений между мужчиной и женщиной;

10

Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая.

А.Приставкин «Фотографии»

-проблема жестокости войны;

-раннее взросление человека на войне.

- Проблема ответственности за ближнего;

- Проблема взаимоотношений близких людей.

11

Типовые конструкции для комментирования проблемы.

Притча.

12

Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

Высказывания великих людей на различные темы:

- нравственность,

-героизм, патриотизм,

-природа,

-наука.

13

Авторская позиция.

М.А.Шолохов «Судьба человека

-проблема героизма в годы Великой Отечественной войны ;

-проблема одиночества;

-проблема истинного патриотизма.

- проблема ответственности за близкого;

- проблема объединяющего чувства во время Великой Отечественной войны.

14

Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения.

И.Бунин «Вечер»

- проблема понимания счастья;

-проблема умения видеть прекрасное в обыденном.

15

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»

-проблема экологической катастрофы;

-проблема ответственности человека за научные открытия;

-проблема взаимоотношений человека и государства.

16

Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

К.Паустовский «Телеграмма»

-Проблема отцов и детей

-проблема быстротечности времени

-проблема нравственного выбора

-проблема милосердия.

17

Аргумент. Аргументация.

А.Толстой «Русский характер»

-проблема нравственного выбора

-Проблема героизма русского человека в годы ВО войны.

18

Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет.

Творчество Э.Асадова (Личность, творчество)

- Тема любви,

- Тема романтизма,

-Становление личности,

- Нравственный выбор.

19

Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая.

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

-проблема нравственного выбора

20

Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод.

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

-роль музыка в жизни человека

-поиск смысла жизни

-стремление достичь своей цели

21

Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

-взаимоотношение отцов и детей

-человек и эпоха

-становление личности подростка

-проблема нравственного выбора.

- Влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения.

22

Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале.

Цитаты о русском языке

-проблема сохранения русского языка.

- Проблема неоправданного заимствования слов в русском языке.

23

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

А.И.Солженицын «Матренин двор»

-Проблема сложности личности в эпоху застоя.

-Проблема «нутряной» России.

24

Основные средства связи между предложениями в тексте

В.Осеева «Бабка»

-Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»;

-Проблема нравственного выбора;

25

Виды и формы вступления

Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»

- Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»,

-Роль учителя в судьбе ребенка,

- Взаимоотношения человека и животного.

26

Виды заключения

О.Уайльд «Мальчик-звезда»;

- Проблема «отцов» и «детей»,

-Проблема нравственного выбора,

- Проблема поиска нравственных ценностей,

- Взаимоотношение человека и природы.

27

Типы ошибок.

А.Каверин «Два капитана»

- Роль книги в жизни человека;

28

Грамматические ошибки

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

- Судьба человека в тоталитарном государстве;

- Нравственный выбор,

- Проблема воспитания,

-

29

Речевые ошибки

К.Г.Паустовский «Золотая роза»

-Проблема служения человеку;

-Понимание категории «счастья»

30

Логические ошибки

 

4. Список используемой литературы, Интернет-ресурсов.

1. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. — М.: Просвещение, 2009

4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем? — М.: Эксмо, 2007.

5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2015.

6. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева Отличник ЕГЭ.Русский язык. Решение сложных задач/ ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010 .

7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24.

8. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12.

9. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2009

10. fipi.ru

11.Yakovlevaen1.ucoz.ru

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации