Программа факультативного курса по русскому языку «От теории к практике написания сочинения-рассуждения» (11 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа № 2
Согласовано: Утверждаю:
_______________ __________________
Председатель УС Директор школы:
ПРОГРАММА
ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ
ВЫПУСКНИКОВ К НАПИСАНИЮ ЧАСТИ С ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ :
«ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ»
Составитель:
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
Яковлева Елена Николаевна
с.Омутинское
2016 год.
Пояснительная записка.
Несмотря на то, что итоговая аттестация в формате Единого Государственного Экзамена уже приобрела штатный формат, педагоги овладели современными приемами успешной подготовки выпускников к сдаче экзамена по русскому языку, наибольшие трудности у выпускников вызывает написание части С - сочинения-рассуждения ( рецензии) по предложенному тексту.
В целом задания к тексту представляет собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и является заданиями повышенного уровня сложности. Возникающие трудности связаны с несколькими факторами: недостаточной коммуникативной компетенцией старшеклассников, сформированностью рецептивных и продуктивных коммуникативных умений:
-умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, -создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного,
- умения последовательно излагать собственные мысли,
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка,
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
А также недостаточным количеством учебных часов, так как анализ одного текста предполагает занятия в рамках одного занятия, что невозможно осуществить в рамках предмета.
Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык».
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 30 часов, носит сугубо практический характер. Наиболее оптимальная форма реализации данной программы- малая группа учащихся( не более 10 человек), так как это количество учащихся позволит более качественно включить каждого в творческий процесс создания сочинения-рассуждения.
В качестве литературных текстов используются:
- тексты, входящие в программу по литературе общеобразовательного учреждения, но интерпретируемые с нового взгляда , так как изучались в 5- 7 классах;
- тексты , не входящие в обязательную программу по литературе для общеобразовательных учреждений.
Значимость этой части в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить коммуникативную компетенцию выпускников, оценить их практическую грамотность.
Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию повышенного уровня сложности задания: сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи.
Совершенствовать умения:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
- определять тему текста, проблему, авторскую позицию;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст ( иллюстрирование);
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, грамотно вводить в рассуждение аргументы;
- выбирать необходимый стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Методы и формы обучения:
- эвристическая беседа,
- проблемные задания,
- выполнение творческих работ,
- практикумы, работа с текстом,
- анализ языкового материала,
- работа с таблицей,
- групповая работа,
- написание сочинения-рассуждения,
- исследование,
- редактирование,
- самоанализ, взаимоанализ работ,
- моделирование,
- стилистический анализ,
- отбор необходимого материала,
- систематизация изученного материала,
-работа с Интернет-ресурсами
2.Содержание программы
Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Практическая работа по оцениванию сочинений . Знакомство с Демо-версией.
Тема 2. Проблема текста (6 часов).
Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.
Тема 3. Комментарий к проблеме (5 часа).
Комментарий, иллюстрации.Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.
Тема 4. Авторская позиция (4 часа).
Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.
Тема 5. Аргументация собственной позиции (6 часов).
Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале.
Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).
Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.
Тема 7. Речевое оформление сочинения (4 часа).
Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.
3.Учебно-тематическое планирование
№ |
тема занятия |
художественное произведение |
1 |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. |
|
2 |
Тема, основная мысль текста, проблема |
Е.И.Носов «Кукла» - проблемы воспитания; -проблема памяти о ВОв; -проблема нравственного выбор. |
3 |
Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. |
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» - проблема взаимоотношений человека и природы; - проблема неравнодушного отношения к своему делу; - проблема нравственного выбора- благодарности. |
4 |
Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. |
Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном» -проблема нравственного выбора; -проблема русского характера; - проблема отношения к языку; -проблема истинного патриотизма; проблема отношений к памятникам культуры. |
5 |
Способы формулирования проблем |
В.Закруткин «Матерь человеческая» - Проблема женщины на войне. - Проблема истинного патриотизма; - Проблема предназначения женщины; -Проблема ответственности за судьбу своей Родины. |
6 |
Типовые конструкции для формулирования проблемы. |
В.П.Астафьева «Мальчик в белой рубахе» - проблема ответственности за окружающих; - проблема материнской любви; -проблема раннего взросления детей; - проблема памяти прошлого нашей страны. |
7 |
Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. |
Е.И.Носов «Живое пламя» -проблема героизма в годы Великой Отечественной войны; -Проблема человеческой памяти; |
8 |
Комментарий, иллюстрации |
Г.Щербакова повесть «Вам и не снилось» -проблема взаимоотношений отцов и детей»; -проблема юношеской любви; -Роль учителя в жизни подростков. |
9 |
Типы комментария: текстуальный и концептуальный, подтекстовая. |
Дёгтев «Выбор»: -проблема человека на войне; -проблема поиска смысла жизни; -проблема взаимоот ношений между мужчиной и женщиной; |
10 |
Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. |
А.Приставкин «Фотографии» -проблема жестокости войны; -раннее взросление человека на войне. - Проблема ответственности за ближнего; - Проблема взаимоотношений близких людей. |
11 |
Типовые конструкции для комментирования проблемы. |
Притча. |
12 |
Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. |
Высказывания великих людей на различные темы: - нравственность, -героизм, патриотизм, -природа, -наука. |
13 |
Авторская позиция. |
М.А.Шолохов «Судьба человека -проблема героизма в годы Великой Отечественной войны ; -проблема одиночества; -проблема истинного патриотизма. - проблема ответственности за близкого; - проблема объединяющего чувства во время Великой Отечественной войны. |
14 |
Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. |
И.Бунин «Вечер» - проблема понимания счастья; -проблема умения видеть прекрасное в обыденном. |
15 |
Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. |
С.Алексиевич «Чернобыльская молитва» -проблема экологической катастрофы; -проблема ответственности человека за научные открытия; -проблема взаимоотношений человека и государства. |
16 |
Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения. |
К.Паустовский «Телеграмма» -Проблема отцов и детей -проблема быстротечности времени -проблема нравственного выбора -проблема милосердия. |
17 |
Аргумент. Аргументация. |
А.Толстой «Русский характер» -проблема нравственного выбора -Проблема героизма русского человека в годы ВО войны. |
18 |
Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. |
Творчество Э.Асадова (Личность, творчество) - Тема любви, - Тема романтизма, -Становление личности, - Нравственный выбор. |
19 |
Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. |
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея» -проблема нравственного выбора |
20 |
Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» -роль музыка в жизни человека -поиск смысла жизни -стремление достичь своей цели |
21 |
Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. |
фильм «Дорогая Елена Сергеевна» -взаимоотношение отцов и детей -человек и эпоха -становление личности подростка -проблема нравственного выбора. - Влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения. |
22 |
Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале. |
Цитаты о русском языке -проблема сохранения русского языка. - Проблема неоправданного заимствования слов в русском языке. |
23 |
Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. |
А.И.Солженицын «Матренин двор» -Проблема сложности личности в эпоху застоя. -Проблема «нутряной» России. |
24 |
Основные средства связи между предложениями в тексте |
В.Осеева «Бабка» -Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»; -Проблема нравственного выбора; |
25 |
Виды и формы вступления |
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку» - Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», -Роль учителя в судьбе ребенка, - Взаимоотношения человека и животного. |
26 |
Виды заключения |
О.Уайльд «Мальчик-звезда»; - Проблема «отцов» и «детей», -Проблема нравственного выбора, - Проблема поиска нравственных ценностей, - Взаимоотношение человека и природы. |
27 |
Типы ошибок. |
А.Каверин «Два капитана» - Роль книги в жизни человека; |
28 |
Грамматические ошибки |
М.А.Булгаков «Собачье сердце» - Судьба человека в тоталитарном государстве; - Нравственный выбор, - Проблема воспитания, - |
29 |
Речевые ошибки |
К.Г.Паустовский «Золотая роза» -Проблема служения человеку; -Понимание категории «счастья» |
30 |
Логические ошибки |
4. Список используемой литературы, Интернет-ресурсов.
1. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. — М.: Просвещение, 2009
4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем? — М.: Эксмо, 2007.
5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2015.
6. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева Отличник ЕГЭ.Русский язык. Решение сложных задач/ ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010 .
7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24.
8. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12.
9. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2009
10. fipi.ru
11.Yakovlevaen1.ucoz.ru