Готовимся к ОГЭ по русскому языку «Сочинение-рассуждение»
Цель данного пособия – помочь учащимся в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы.
Требования к тексту сочинений – рассуждений.
Каждая часть сочинения начинается с красной строки.
В сочинении должно быть4 абзаца.
Объём сочинения должен должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение должно соответствовать ряду критериев:
- цельность текста, последовательность, связность;
- соблюдение орфографических правил;
- соответствие пунктуационным нормам;
- отсутствие речевых и грамматических ошибок;
- фактическая точность написанного текста.
ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.1)
Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.
2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).
3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:
- объяснить, как вы понимаете слова лингвиста;
- привести 2 примера, иллюстрирующие лексические и грамматические явления языка (примеры должны быть из указанного текста и иллюстрировать два разных явления языка).
- заключение, как и вступление не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение – это вывод из всего того, что было сказано ранее.
- ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!
КЛИШЕ (15.1)
Автор (Ф.И.О.) утверждал:
«(перепиши предложенную цитату)…»
Действительно, (прокомментируй эту цитату, расскажи о правилах русского языка, приведённых в данном высказывании).
Обратимся к тексту (укажи фамилию автора текста).
Например, в предложении № …автор говорит о…(прокомментируй то, что берешь как пример: зачем он говорит об этом?)
А в предложении №…автор использует…(прокомментируй, что он этим хочет сказать?)
Итак, …(сделай вывод, вернувшись ко вступлению) к чему призывает нас автор?
ЧЕК - ЛИСТ (15.1)
Шаг 1.
Познакомься с данным высказыванием.
Прочитай его внимательно, подчеркни ключевые слова.
Шаг 2.
Определи тему предложенного текста (о чём текст?)
Выясни для себя, о каких свойствах языка и о каких языковых явлениях идёт речь в предложенном высказывании (о богатстве русской речи, о роли изобразительных средств в языке, о взаимосвязи лексики и грамматики, о роли синтаксиса и пунктуации, о фразеологизмах…).
Шаг 3.
Напиши вступление к своей работе (2-3 предложения).
Шаг 4.
Пишем основную часть сочинения. Попытайся раскрыть значение данного высказывания на примерах, взятых из текста (примеров должно быть два).
Приводя пример, нужно не только назвать языковые явления, но и объяснить его значение, указав его роль в тексте.
Шаг 5.
Пишем заключение. (Чаще всего здесь говорим о том же, что было во вступлении, только другими словами.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ (15.1)
Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
Аргументация:
а) аргумент 1
из предложенного текста
б) аргумент 2
3. Вывод.
Запомни:
Каждую часть начинаем с красной строки.
В сочинении должно быть 4 абзаца.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Морфемы (корень, приставка, суффикс).
Лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
Лексика языка.
Общеупотребительная, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально – окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, традиционно – поэтические слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова, эмоционально – экспрессивная лексика.
Тропы.
Лексические средства языка
Лексическое явление |
Определение понятия |
Роль |
Примеры |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ |
||||
ОМОНИМЫ |
это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. |
Придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. |
Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок. |
|
СИНОНИМЫ |
это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд. |
Свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств. |
Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить |
|
АНТОНИМЫ |
это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. |
Делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста. |
Рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный |
|
ПАРОНИМЫ |
однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. |
Отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы). |
||
ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА |
||||
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА |
слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. |
Обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления. |
весна, вода, земля, ночь. |
|
ДИАЛЕКТИЗМЫ |
это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. |
вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа. |
кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг. |
|
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ |
это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. |
используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека. |
абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя. |
|
ЖАРГОНИЗМЫ |
слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. |
жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита. |
Иыделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон. |
|
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА |
слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. |
Служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего. |
кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно). |
|
АРХАИЗМЫ |
устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. |
Служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи. |
Младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть. |
|
ИСТОРИЗМЫ |
слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений. Например: Значение: |
Служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность. |
Тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах. |
|
НЕОЛОГИЗМЫ |
новые слова, возникающие в языке. |
Служат для обозначения тех новых понятий, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности. |
Видеотелефон, аэробус, Интернет. |
|
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА |
слова, пришедшие в русский язык из других языков. |
Источник пополнения словаря |
Грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского). |
|
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ Особенности: |
заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры. |
Воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок. |
||
а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. |
нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон. |
|||
б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. |
вождь, одежда, нужда. |
|||
г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. |
действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий. |
|||
д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. |
изыди, низвергнуть. |
|||
ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА |
группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. |
В прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация. |
Брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница. |
|
НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА |
слова, характерные для устной народной поэзии. |
Создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера. |
Детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка. |
|
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА |
это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. |
в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей. |
газировка (газированная вода0, белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка). |
|
ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА |
Слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. |
средство речевой характеристики героев. |
башка (голова0, муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании). |
|
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА |
слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. |
средство речевой характеристики героев, явлений. |
гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо). |
|
ТЕРМИНЫ |
слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. |
служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка |
катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол. |
|
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ |
устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. |
придают речи яркость и выразительность. |
работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса. |
|
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА |
яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. |
как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры. |
Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито. |
|
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА |
слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). |
использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста. |
слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня. |
ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.2)
Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.
2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).
3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:
- объяснить, как вы понимаете смысл финала текста;
- привести 2 примера, иллюстрирующие ваши слова (оба аргумента должны быть из прочитанного текста).
4) Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
В заключительной части сочинения нужно пояснить какой смысл вкладывал автор в финальные слова.
- ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!
КЛИШЕ (15.2)
Смысл (финала, заключительных слов…) я понимаю так: (объясни своими словами, как ты понимаешь данную цитату, т.е. прокомментируй её).
(объясняя смысл цитаты, напиши кому из героев принадлежит данная реплика, о чём она свидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс).
Не забудь логически связать эту часть сочинения с последующей смотри последнее предложение вступления.
Приведу примеры из текста (укажи ФИО автора).
Во – первых, в предложении… оба аргумента должны быть
Во – вторых,… только из прочитанного текста
(коротко напиши, о чём говорится в выбранных тобою предложениях, не забудь указать номера предложений. Каждый аргумент начинай с красной строки).
Следовательно, (поясни, какой смысл вкладывал автор текста в финальные слова).
ЧЕК - ЛИСТ (15.2)
Шаг 1.
1.Познакомься с предложенным фрагментом финала текста.
2.Прочитай ещё раз внимательно весь текст.
Шаг 2.
Объясни смысл заключительных предложений текста.
Посмотри, кому из героев принадлежит реплика, о чём она свидетельствует.
Уточни, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова; как они характеризуют того, кто их произнес.
Шаг 3.
Напиши вступление к своей работе.
Шаг 4.
Пишем основную часть сочинения. Попытайся раскрыть значение данного финала, приводя примеры из предложенного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Шаг 5.
Пишем заключение. Объясни, какой смысл вкладывал автор в эти финальные слова, что он этим хотел сказать.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ (15.2)
1.Объяснение смысла предложений из текста.
2.Аргументация:
а) аргумент 1 во – первых,…
+комментарий
б) аргумент 2 во-вторых,…
3. Вывод.
Запомни:
Каждую часть начинаем с красной строки.
В сочинении должно быть 4 абзаца.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
ЗАДАНИЕ 15.3
Предполагает написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему, с опорой на предложенный текст и собственный жизненный опыт.
ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.3)
Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.
2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).
3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:
- объяснить, как вы понимаете слова лингвиста;
- привести 2 примера, иллюстрирующие лексические и грамматические явления языка (примеры должны быть из указанного текста и иллюстрировать два разных явления языка).
- заключение, как и вступление не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение – это вывод из всего того, что было сказано ранее.
- ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!
КЛИШЕ (15.3)
(Дай определение понятию) (пр: Мудрость – это…затем прокомментируй его (т.е. свяжи это определение с жизнью, укажи его актуальность).
В тексте можно найти пример, подтверждающий мою мысль (либо: обратимся к тексту) (укажи ФИО автора предложенного текста).
Например, в предложении №…автор говорит о…(скажи, о чём говорит автор и прокомментируй это – зачем он это произносит?)
(Далее ты должен привести жизненный аргумент.
И в жизни так бывает.
(приведи подобный пример и прокомментируй его).
Таким образом, (сделай вывод вернувшись к началу работы.
ЧЕК - ЛИСТ (15.3)
Шаг 1.
Перечитай текст. Определи его идею, свяжи её с предлагаемым понятием.
Шаг 2.
Сформулируй и запиши определение, которое станет вступлением к работе.
Шаг 3.
Заверши вступление пояснением к взятому определению.
Шаг 4.
Перейди к написанию основной части сочинения. Приведи два аргумента: из текста и из жизненного опыта.
Шаг 5.
Сделай вывод, в котором подтверди правильность данного тезиса.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ (15.3)
1.Вступление. Толкование значения слова. Комментарий.
2.Основная часть:
а) аргумент 1 из текста
б) аргумент 2 из собственного опыта
3. Заключение.
Запомни:
Каждую часть начинаем с красной строки.
В сочинении должно быть 4 абзаца.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.