12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1651
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
Материал размещён в группе «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»

7 секретов написания сочинения ЕГЭ


1. План сочинения (важные нюансы)

1. Вступление
Формулируется одна из проблем текста (вопросом) 2-3 предложения. Например: « Что такое память? Почему она важна для человека? Именно эту проблему поднимает (об этом рассуждает) Д.Д. Иванов в данном тексте».

2. Комментарий текста
Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах. Помним, что комментарий не пересказ. Представляем авторские тезисы, которые логично подводят нас к формулировке позиции.

3. Позиция автора
Это микровывод по комментарию текста и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься) 1-3 предложения. Необходимы фразы типа «Авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.» и т.п.
 

4. Личное мнение
Начинается связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора». Представляем 2 аргумента за или против авторской позиции. Помним, что аргументы не равны примерам. Второй аргумент пишется с красной строки.

5. Вывод
По всему тексту сочинения, а не только по личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами. 1-3 предложения Например: «Таким образом, память является важной составляющей жизни человека, в чём мы убедились на различных примерах».
 

2. Проблема текста (что это такое и как её определить)
Проблема это что-то спорное в тексте, поэтому в вы увидите разные взгляды на проблему в тексте, который изучаете. Важно обратить внимание на начало и конец текста, потому что они всегда являются сильными позициями. В публицистическом тексте проблема может быть прямо сформулирована вопросом. В художественном тексте нужно научиться читать между строк, а потому особое внимание уделить финалу, даже если кажется, что текст не окончен. Пример проблем и аргументаций к ним: часть 1, часть 2, часть 3.

3. Аргументы (что поможет дилетанту в литературе и истории)

Аргумент = тезис + пример Аргументы из читательского опыта – это ваше знание литературы, истории, обществознания, экологии ииногда философии…

Например: «Я согласен с мнением автора. Во-первых, память важна, ведь она соединяет прошлое, настоящее и будущее. К примеру, мы должны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы этот печальный опыт прошлого не повторился в будущем. Во-вторых, память важна и с точки зрения генетики. К примеру, такое понятие, как генетическая память помогло человеку развиться от первобытного существа до homo sapiens, согласно теории Ч.Дарвина, и только благодаря этому мы можем говорить об эволюции человечества». Аргументы всегда должны соотноситься с позицией автора, а значит, чтобы проверить, верно ли подобран тезис, нужно прочитать позицию, после неё добавить «потому что», а потом присоединить ваш тезис. Если фраза получилась логичной, то вы на верном пути, а если логика отсутствует, начинайте работу сначала!

 

4. Композиция (особенности связного текста)
Самое важное в тексте сочинения ЕГЭ - связки. Связкой для вступления является фраза «Именно эту проблему раскрывает автор в данном тексте». Важными фразами в комментарии являются следующие: « Автор отмечает…»; « Автор утверждает…»; « Автор замечает…»; «По мнению автора…», «Автор полагает…» и т.п. В выражении позиции автора важно написать: «В связи с этим авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.» Аргументы связываем конструкциями: «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны», «с другой стороны», «кроме того»… Вывод начинается словами «таким образом», «итак», «подводя итог» и т.д.

5. Типы текстов в ЕГЭ (учимся различать стили)
Все тексты Части С делятся на 2 типа (от этого зависит комментарий): - Публицистические - Художественные Публицистические Проблема на поверхности Представлены разные мнения о проблеме, из чего и состоит комментарий. Художественные Проблема скрыта Сюжетный текст (комментарий включает критическое описание ситуации, а значит, чувствуем тонкую грань критического взгляда, чтобы не перейти на пересказ) Отличие публицистического текста от художественного в ориентации публицистического текста на общественно важную проблему.

6. Критерии оценки (подробности из опыта эксперта)

Самые «опасные» критерии: Очень легко теряются баллы по критериям 4 (аргументы), 5 (композиция), 9 (грамматические ошибки). Особо выделяется критерий 6 (точность, богатство, выразительность речи), который считается поощрительным. Если вы допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой…

7. Почерк (проблема, бережно сохраненная еще с начальной школы)

Как ни странно, проблема почерка на ЕГЭ становится очень актуальной… Если ваш текст не читается, эксперт имеет право отказаться от проверки, поставив вам 0 баллов (такие случаи уже имели место)… Если вы неясно пишете а-о, е-и, то эксперт может увидеть и неверный вариант, а значит, вынести ошибку…

Опубликовано в группе «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.