12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аниса Сафина358
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

 

Цель данного пособия – помочь учащимся в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы.

Требования к тексту сочинений – рассуждений.

Каждая часть сочинения начинается с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение должно соответствовать ряду критериев:

- цельность текста, последовательность, связность;

- соблюдение орфографических правил;

- соответствие пунктуационным нормам;

- отсутствие речевых и грамматических ошибок;

- фактическая точность написанного текста.

ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.1)

Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.

2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).

3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:

- объяснить, как вы понимаете слова лингвиста;

- привести 2 примера, иллюстрирующие лексические и грамматические явления языка (примеры должны быть из указанного текста и иллюстрировать два разных явления языка).

- заключение, как и вступление не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение – это вывод из всего того, что было сказано ранее.

- ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!
 

КЛИШЕ (15.1)

Автор (Ф.И.О.) утверждал:

«(перепиши предложенную цитату)…»

Действительно, (прокомментируй эту цитату, расскажи о правилах русского языка, приведённых в данном высказывании).

Обратимся к тексту (укажи фамилию автора текста).

Например, в предложении № …автор говорит о…(прокомментируй то, что берешь как пример: зачем он говорит об этом?)

А в предложении №…автор использует…(прокомментируй, что он этим хочет сказать?)

Итак, …(сделай вывод, вернувшись ко вступлению) к чему призывает нас автор?

 

ЧЕК - ЛИСТ (15.1)

Шаг 1.

Познакомься с данным высказыванием.

Прочитай его внимательно, подчеркни ключевые слова.

Шаг 2.

Определи тему предложенного текста (о чём текст?)

Выясни для себя, о каких свойствах языка и о каких языковых явлениях идёт речь в предложенном высказывании (о богатстве русской речи, о роли изобразительных средств в языке, о взаимосвязи лексики и грамматики, о роли синтаксиса и пунктуации, о фразеологизмах…).

Шаг 3.

Напиши вступление к своей работе (2-3 предложения).

Шаг 4.

Пишем основную часть сочинения. Попытайся раскрыть значение данного высказывания на примерах, взятых из текста (примеров должно быть два).

Приводя пример, нужно не только назвать языковые явления, но и объяснить его значение, указав его роль в тексте.

Шаг 5.

Пишем заключение. (Чаще всего здесь говорим о том же, что было во вступлении, только другими словами.


 

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ (15.1)

Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

Аргументация:

а ) аргумент 1

из предложенного текста

б) аргумент 2

3. Вывод.

Запомни:

Каждую часть начинаем с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Морфемы (корень, приставка, суффикс).

Лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Лексика языка.

Общеупотребительная, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально – окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, традиционно – поэтические слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова, эмоционально – экспрессивная лексика.

Тропы.

Лексические средства языка

Лексическое

явление

Определение понятия

Роль

Примеры

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

ОМОНИМЫ

это слова, разные по значению,

но одинаковые по произношению и написанию.

Придают языку живость, выразительность.

Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.

Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

 

СИНОНИМЫ

это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд.

Свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить

АНТОНИМЫ

это слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

Рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный

ПАРОНИМЫ

 

однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении.

 

Отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

 

 

ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная.

Обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

весна, вода, земля, ночь.

ДИАЛЕКТИЗМЫ

 

это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности.

вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки.

используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя.

ЖАРГОНИЗМЫ

слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

 

жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

Иыделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ

СЛОВА

слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д.

 

Служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.

кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

АРХАИЗМЫ

устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке.

 

Служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

Младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть.

ИСТОРИЗМЫ

слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений. Например:

Значение:

 

Служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

Тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.

НЕОЛОГИЗМЫ

новые слова, возникающие в языке.

 

Служат для обозначения тех новых понятий, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

Видеотелефон, аэробус, Интернет.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Источник пополнения словаря

Грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ

 

 

 

 

Особенности:

заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.

 

Воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.

 

 

 

а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ.

нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.

б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж.

вождь, одежда, нужда.

г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ.

действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ.

изыди, низвергнуть.

 

ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА

группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы.

 

В прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.

Брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.

НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА

слова, характерные для устной народной поэзии.

 

Создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

Детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА

это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи.

 

в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

газировка (газированная вода0, белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).

ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА

Слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе.

 

средство речевой характеристики героев.

башка (голова0, муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА

слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике.

средство речевой характеристики героев, явлений.

гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).

ТЕРМИНЫ

слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве.

 

служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка

катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.

придают речи яркость и выразительность.

работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки.

как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.

Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА

слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики).

 

использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.

слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.

ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.2)

Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.

2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).

3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:

- объяснить, как вы понимаете смысл финала текста;

- привести 2 примера, иллюстрирующие ваши слова (оба аргумента должны быть из прочитанного текста).

4) Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

В заключительной части сочинения нужно пояснить какой смысл вкладывал автор в финальные слова.

- ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!


КЛИШЕ (15.2)

Смысл (финала, заключительных слов…) я понимаю так: (объясни своими словами, как ты понимаешь данную цитату, т.е. прокомментируй её).

(объясняя смысл цитаты, напиши кому из героев принадлежит данная реплика, о чём она свидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс).

Не забудь логически связать эту часть сочинения с последующей смотри последнее предложение вступления.

Приведу примеры из текста (укажи ФИО автора).

В о – первых, в предложении… оба аргумента должны быть

Во – вторых,… только из прочитанного текста

(коротко напиши, о чём говорится в выбранных тобою предложениях, не забудь указать номера предложений. Каждый аргумент начинай с красной строки).

Следовательно, (поясни, какой смысл вкладывал автор текста в финальные слова).

 

ЧЕК - ЛИСТ (15.2)

Шаг 1.

1.Познакомься с предложенным фрагментом финала текста.

2.Прочитай ещё раз внимательно весь текст.

Шаг 2.

Объясни смысл заключительных предложений текста.

Посмотри, кому из героев принадлежит реплика, о чём она свидетельствует.

Уточни, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова; как они характеризуют того, кто их произнес.

Шаг 3.

Напиши вступление к своей работе.

Шаг 4.

Пишем основную часть сочинения. Попытайся раскрыть значение данного финала, приводя примеры из предложенного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Шаг 5.

Пишем заключение. Объясни, какой смысл вкладывал автор в эти финальные слова, что он этим хотел сказать.

 

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ (15.2)

1.Объяснение смысла предложений из текста.

2.Аргументация:

а ) аргумент 1 во – первых,…

+комментарий

б) аргумент 2 во-вторых,…

3. Вывод.

Запомни:

Каждую часть начинаем с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

ЗАДАНИЕ 15.3

Предполагает написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему, с опорой на предложенный текст и собственный жизненный опыт.

ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ (15.3)

Помни: 1) объём всего сочинения должен составлять не мене 70 слов.

2) вступление должно быть значительно меньше основной части (2-3 предложения).

3) основная часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:

- объяснить, как вы понимаете слова лингвиста;

- привести 2 примера, иллюстрирующие лексические и грамматические явления языка (примеры должны быть из указанного текста и иллюстрировать два разных явления языка).

- заключение, как и вступление не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение – это вывод из всего того, что было сказано ранее.

- ПОМНИ: в сочинении должно быть 4 абзаца!

КЛИШЕ (15.3)

(Дай определение понятию) (пр: Мудрость – это…затем прокомментируй его (т.е. свяжи это определение с жизнью, укажи его актуальность).

В тексте можно найти пример, подтверждающий мою мысль (либо: обратимся к тексту) (укажи ФИО автора предложенного текста).

Например, в предложении №…автор говорит о…(скажи, о чём говорит автор и прокомментируй это – зачем он это произносит?)

(Далее ты должен привести жизненный аргумент.

И в жизни так бывает.

(приведи подобный пример и прокомментируй его).

Таким образом, (сделай вывод вернувшись к началу работы
 

ЧЕК - ЛИСТ (15.3)

Шаг 1.

Перечитай текст. Определи его идею, свяжи её с предлагаемым понятием.

Шаг 2.

Сформулируй и запиши определение, которое станет вступлением к работе.

Шаг 3.

Заверши вступление пояснением к взятому определению.

Шаг 4.

Перейди к написанию основной части сочинения. Приведи два аргумента: из текста и из жизненного опыта.

Шаг 5.

Сделай вывод, в котором подтверди правильность данного тезиса.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ (15.3)

1.Вступление. Толкование значения слова. Комментарий.

2.Основная часть:

а ) аргумент 1 из текста

б) аргумент 2 из собственного опыта

3. Заключение.

Запомни:

Каждую часть начинаем с красной строки.

В сочинении должно быть 4 абзаца.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 04.05.19 в 23:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал, Аниса!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.