Памятки учащимся для использования на уроках истории
Памятки учащимся для использования на уроках истории
Предлагаемые памятки облегчат работу как учителя, так и учащихся. Они помогут ученикам развить различные умения и навыки: анализ, синтез, сравнение, характеристика и др. Памятки помогут ребенку грамотно и последовательно выстраивать свой ответ.
Анализ исторического события
Когда произошло данное событие?
Где оно произошло?
Какие исторические обстоятельства привели к данному событию?
К каким последствиям привело это событие?
Какие социальные слои (группы) были основными участниками события?
Кто лично сыграл в нём значительную роль?
Какой след оставило данное событие в истории региона, страны, мира?
Событие было случайным или закономерным явлением?
Как бы вы поступили в таких условиях?
Ваша оценка события.
Составление исторического портрета
Как происходило становление личности исторического деятеля.
1.1. Где и когда он родился?
1.2. Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?
1.3. Под влиянием чего/кого формировались его взгляды?
Личные качества и черты характера.
2.1. Как личные качества человека повлияли на его деятельность?
2.2. Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие нет? .
Деятельность исторической особы.
3.1. Назовите основные успехи и неудачи в жизни этого человека.
3.2. Какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие – нет. Почему?
3.3. Кто лично был его другом, а кто врагом?
Почему?
3.4. Каковы последствия его деятельности:
а) для современников;
б) для потомков?
3.5. За что человечество чтит (или порицает) этого человека?
Каково ваше личное отношение к данному историческому деятелю?
4.1. Какие чувства вызывает у вас его деятельность?
4.2. Как вы относитесь к средствам и методам, . которые он выбирал?
Обоснуйте свою позицию.
Работа с историческим документом
Выясните происхождение документа.
1.1. Кто его автор? Чьи интересы он защищает?
1.2. Как могли повлиять на автора исторические события или общая ситуация в этот период?
1.3. При каких исторических обстоятельствах появился документ?
1.4. Что представляет собой документ по содержанию и форме (описание исторического события современником, оценка события историком, законодательный акт ... )?
1.5. О чём говорится в документе? Какая сторона события или явления умалчивается?
1.6. Какие чувства вызывает документ у читателей?
1.7. Что вас удивило в этом документе?
Выясните, какое задание к документу вам необходимо выполнить и что для этого нужно.
2.1. Если документ должен углубить ваши знания о каком-либо историческом явлении, событии или лице, вспомните, что вам уже известно об этом.
3. Прочитайте текст документа, определите значение понятий и терминов, содержащихся в нём.
4. Попробуйте выполнить задание. Если вы не можете этого сделать, определите, что вам мешает.
4.1. Обратите внимание на то, как сформулированы задачи; возможно, вы не поняли поставленного задания.
4.2. Прочитайте ещё раз внимательно и медленно документ, обращая внимание на содержание отдельных предложений.
5. Как этот документ сочетается с другими свидетельствами об описанных в нём событиях, явлениях или процессах?